Материальная и духовная культура древних китайцев

План

1. Специфика материальной культуры древних китайцев.

2. Одежда и прическа

3. Пища

4. Жилище.

5. Средства передвижения.

1. Специфика материальной культуры – один из существенных признаков любого этноса. Материальная культура имеет этноразличительные и социально-различительные функции. Этноразличителтная функция направлена на подчеркивание некоторых общих черт, свойственных материальной культуре всего данного этноса в противопопложность другим этносам. Социально-различительная функция фиксирует различия в матриальной культуре отдельных социальных групп внутри данного этноса.

В реальных исторических условиях древнего Китая значение социально-разделительной функции материальной культуры было весьма велико. В особенностях материальной культуры находило свое выражение принадлежность человека к тому или иному социальному рангу чжоуского общества. «Одежда зависит от ранга, а потребление богатсв - от размера вознаграждения, соотвествующего рангу. Различны количество питья и еды, покрой одежды, размеры жилищ, численность скота и рабов, существуют запреты на употребление определенных форм лодок, колесниц и домашней утвари. При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде числе полей и размерах жилищ, после сметри – в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы. Как бы мудр и благороден ни был человек, он не осмелиться носить одежду, не соотвествующую его рангу, как бы ни был богат, он не решиться воспользоваться благами, не предусмотренными его вознаграждением».

 2. Ожеджа и прическа. Нам ничего не известног об одежде яншаосцев и иньцев. Однако есть основания утверждать, что одежда древних китайцев на протяжении первого тыс. до н.э. претерпела значительные изменения. Один государственный деятель VIII в. до н.э. говорил: «Халат, шапка, передник, яшмовая табличка, которую держат в руках при аудиенции, пояс. Плахта, обмотки и туфли … все указывает на соблюдение установлений, соотвествующих рангу». В овноном теже элементы костюма постоянно упоминаются и в более ранних чжуосских надписях на бронзе. Таикм образом, основным компонентом традиционного чжоуского мужского костюма были: головной убор, халат, пояс, передник, туфли.

В письменных источниках, сохранились описания, позволяющие восстановить особенности покроя чжоуского халата. Он должен быть «не настолько коротким, чтобы было видно тело, и не настолько длинным, чтобы волочиться по земле» Халат кроился из 12 кусков ткани, ширина которых составляла 2 чи 2 цуня (около 55 см) и зависела от конструкции ткацкого станка. Рукава халата имели ширину 1 чи 2 цуня (около 30 см), ширина халата на поясе в три раза больше, а нижняя ширина – вдвое больше, чем на поясе, т.е. около 1.8. м. Руква длинные настолько, чтобы будучи завернутыми, они достигали локтя В квадратный верез вшивался воротник высостой 2 цуня (окло 5 см) Летние халаты без подкладки, зимние подбивались шелковой ватой.Халат непременно подпоясывался шеолковым поясом, причем его концы свободно свивали и перехватывался бронзовой бляшкой-застежкой.

Передник – необъемлемая часть чжоуского костюма – далекий аналог набедренной повязки он изготавливался из кожи и имел ширину 2 чи (50 см) внизу и и 1 чи на верху при длине 3 чи. Он завязывался на поясе и спускался до колен. Он юного происхождения, заимствован китайцами у южных варваров в словаре 1 в.н.э. слово «передник» переводится как «одежда южных варваров» к этому времени у самих китайцев это компоент оджеды уже вышел из употребления.

Туфли в чжоуское время двух типов: на твердой (деревянной) и мягкой подошве. В «Шицзине» упонинается оба их вида: Здесь не стихи а разрозненные фразы.

Преславный потомок, велик и прекрасен был князь,

Спокоен и важен, - багряные туфли на нам….

В золоте туфель сафьян…

Алые туфли и черный халат….

Туфель пеньковых пять пар подобрала она

Легкие туфли свои из пеньки….

Он и в морозец соргласен носить….

 И в легких туфлях, свитых из пеньки, там ходят по земеле, покрытой льдом.

Входя в дом китайцы снимали обувь В «Цзочжуане» рассказвается о том, что получив неожиданное послание, правитель выбежал из дворца босиком: он забыл второпях надеть туфли, стоящие у входа. Жревние китайцы надевали туфли на босу ногу. Надевали обувь сидя, сначал на обдну, зщатем на другую ногу, прикрыв их халатом.

Как и многим другим древним народоа чжоусцам и иньцам не был известен такой важный элемент котыма как штаны. Поэтому когда в VI в. до н.э. правитель царства Чжао, Улин-ван, ввел в своей аомии ношение штанов, заимствованных от северных соседей – кочевников, это означало поистине революционное изменение в традиционном костюме. Вскоре штаны вошли во всеобщее употребление.

Однако в целом не смотря на революционные заимстоввания, покрой и манера ношения дренекитайского котюма оказались очень стойкими. Речь идет прежде всего о манере запахивать верхнюю одежду. С иньского времени предки древних китайцев запахивали халат направо, так что левая пола оказывалась наверху. Эта традиции сохранилась у китайцев до сих пор – это одна из наиболее устойчивых черт китайской материальной культуры. Именно ей китайцы всегда придавали исключительное значение, рассматривая её как показатель этнической принадлежности. Достаточно вспонить высказыание Конфуция, в котором он оченивал заслуги Гаунь чжуна в борьбе с кочевниками: «Если бы не Гуань Чжун, мы все ходили не причесанными и запахивали бы одежду налево» т.е. приняли бы обычаи варваров.

   Дрвение китайцы не стригли волос и в этом отношении протовопоставляли себя сосодним племенам – юэсцам, носившим короткие стрижки. Единственно приемлемой с точки зрения общепринятых норм прической древние китайцы считали волосы, свернутые в пучок, закрученные на затылке и скрепеленные шпилдькой. Эта прическа сохранилась у китайцев вплось до маньчжурского завоевания в 17 в., когда повсеместное распротранение получили косы. По достижении совершеннолетия юноши проходили в чжоуском обществе своеобразную инициацию – им укладывали волосы пуском и закалывали их шпилькой. В отличие от женщин взрослые мужчины всегда носили головной убор – необходимый атрибут мужского костюма. В отличие от Европы в китае не сформировался обычай снимать головной убор, входя в помещение и тем более приступая к трапезе: в средневековом Китае обедать или заниматьсякаллиграфией с непокрытой головой считалось для мужчины соврем=шенно непристойным. Эти представления восходят к чжоуской эпохе. Когда цинский поавитель Хуаньгун опьянел на пиру и снял при всех свой головной убор, это было сочтено проявлением крайней разнузданности, три дня он затем стыдился показываться на глаза придворным

Прическе и уходу за волосами придавалось большое значение, голову предписыалось мыть раз в тори дня, используя при этом пшеничный отвар, находки костяных гребней - яншанцы и луншаньцы уже ходили причесанными. Вчжоуское время жена должна была ухадивать за мужем «с полотенцем и гребнем»

3.Пища. Основу рациона китайцев составяло зерно. Земеледелие в бассейне Хуанхе возникло как возделывание чумизы. Это единственный злак материальные следы которого находят в яншаосских поселениях. Чумиза преобладала и в иньское время однако уже в иньское время на Среднекитайскую равнину проникает рис, до того возделывающий ся только в бассейне Янцзы и её притоков. Ассортемент злаковых культур значительно расширился в чжоуское воремя. В письменных памятниках этого периода упоминается такие выражения как пять злаков, шеть залков, девять злаков. Но при этом не уточняется какие злаки имеются ввиду. «пять злаков» включали по мнению более поздних авторов – коноплю, пшеницу, просо, чумизу, бобы; В «Шицзине» упоминается чумиза -19 раз (21 %), черное просо – 18 раз (20,2 %), пшеница – 9 раз (10,1 %), рис – 5 раз (5, 4%). Таким образом риса на Среднекитайской равнине в этот период было крайне мало. Поэтому он ценился очень высоко и употреблялся в пищу в особо тожественных случаях или при соблюдении траура, не был доступен широкому кругу уитайцев, а талько социальным верхам. В «чзочжуане» сообщается, что некто Юань По вынужден был бежать и скрываться в соседнем царстве. По дороге он наешл приют у своего родственника, который накормил его рисом и напоил вином, т.е. устроил емуотменное угощение.

Основным способом приготовления зерна у древних китайцев стали варка на пару. Для этого использовался специальный сосуд цзэн с отвестиями в дне: в него клалась специальная решетка, поверх которой насыпалась крупа, а сам сосуд ставил на треножник или сосуд с водой и доводился до кипения. Это способ при готовления круп вытеснил на протяжении I  тыс до н.э. более ранний способ варки круп в воде. В ханьском сочинении «шоюань» ссобщается, что Конфуций вместе со своими учениками был как то в гостях у одного скупого человека из царства Лу. Тот сварил кашу в сосуде и подал её Конфуцию в глиняной посуде. «Глиняные сосуд – нищенская посуда – заметил один изучеников философа, - а зерно, варенное в воде - жалкое угощение». Если верить этому источнику, то дрение китайцы отдавали явное предпочтение способу варки на пару уже во времена Конфуция. 

Зерно являлось основным компоненом рациогна питания. В отдельной чашке подвались мясные или овощные кушанья, понемногу добавлявшиесяв крупы. Мясные блюда отличались значительным разнообразием, изски чжоуской аристократии. – синина запеченная с финиками, говядина, нарезанная ломтиками и вомоченая в вине,, после чего её употреблаяли в сыром виде, котлы из мясного фарша и риса.

Древние китайцы пользовались палочками, но в редких случаях В «лицзи» «если в супе есть вощи, пользуяся палочками, если нет топалочек не употребляй» «варенное зерно палочками есть нельзя» - вплоть до последних веков до н.э. древние китайцы ели руками – обычай, совершенное непреемлемый с точки зрения современных представлений китйцев об этике. Правила харошего тона предприсывали чжоусцам не класть обратно в чашку то, что уже взято оттуда, не пить обльшими глотками, не грызть ногти, не бросать костей собакам, не ковырять в зубах. Поскольку ели руками обращалось большое внаминаие на мытье рку – пять- шеть раз в день, до и после еды.

4.Жилище. На протяжении нескольких тысячилетий типы жилищ, расположенные на среднекитайской равнине, эволюционировали, прежде всего, в плане вертикального развития – от жилища, улубленнло в землю, к наземному, а затем к строению, возводимому на стилобате.

Последний тип появился в иньское время, что подтверждается как археологически, так и лингвистически, соотвествующее начертание пиктограмм. Позднее стилобат или приподнятяая глинобитная платформа, становиться обязательной деталью жилой постройки. Отсюда закрепеленеи в языке таких словосочетаний как «подняться в дом», «спуститься из дома». Наличие стилобата отмечено во всех позднечжоуских рисунках с изображением жилых помещений.

Значительно усложнилась и техника возведения жилищ. Есдли в неолите стены обмазывались глиняным раствором, то в инь получает распротранение техника трамбовки земли. Для этого в раму, сделанную из вертикально поставленных досок, засыпалась земля, которую затем трамбовали специальными битами, после чего рама снималась. Крыши в тоже время сначала обмазывались глиной, а затем покрывались тростником, соломой или др. материалом. О черепице пока не знали. Основу конструкции составляли не стены, а каркасно-столбовые конструкции, принимавшие на себя главную тяжесть кровли.

 Ныне по склонам на гору Цзин-шань поднялись:

Сосны и тиу на ней устремились в вфысь.

Мы из срубили, сюда привезли, а потом,

     Их окорив, оттесали стволы топором.

     Толстые балки длины оказались такой,

      Как надлежало. Со множеством мощных колон

     Храм завершили.

Древние китайцы придавали огромное значение выбору пород дерева. Наряду с упомянутыми туей и сосной, высоко ценились древесина катальпы, дриандры, черной березы, тунгового дерева. Потолков в чжоуское время не было. Поэтому войдя в храм и подняв голову, можно было увидеть балки и слеги. Известная параллель с современным домом южнокитайского типа прослеживается в конструкции дверей. В иньской письменности слово «дверь» обозначется пиктограммой, позволяющей предполагать, что створки двери не закрывали в иньское время весь дверной проем. Таким же были и двери в чжоуское время. Во время покушения на правителя царства Ци в 686 г. до н.э. он спрятался во дворце и его долго не могли найти. Однако кто-то увидел ноги парвителя под дверью – это значит, что между нижним обрезом створок двери и порогом был значительный зазаор, через который покушавшиеся  увидели ноги спрятавшегося в соседнем зале правителя.

 Интерьер жилищ предельно прост. Циновки, расстеленные на полу, и служившие сиденьями, низкие столики, кровати зимой в помещениях ставили переносной очаг с тлеющими углями.

Особенностями повседневной бытовой обставноки были обусловлены многие нормы поведенческого стереотипа, в частности характерная для китайцев манера сидеть. Единственной приемелемой поза считалась на подогнутых ногах опустиься на пятки совершенно недопустимо считалось сидеть скрестив ноги или тем более вытянув их вперед. По преданию Менцзы, войдя как-то в комнату, увидел, что его жена сидит, вытянув ноги. Он немедленно сообщил своей матери, что собирается развестись с женой, поскольку последняя не соблюдает правил приличия. На это его мать ответила: «Входя в комнату, нужно голосом предупреждать об этом. А ты вошел молча и увидел, что человек сидит, вытянув ноги. Это означает, что не твоя жена не знает приличий, а ты сам».

5. Средства передвижения. Колесница – показател зантности и аристократизма, использовались на войне и охоте в первйо половине I тыс. до н.э. их числом определялась сила армии и всего государства в целом. Не средство простого передсижения. Впервые стали употребляться предками китайцев в Инь в XIV-XII в.. до н.э. их появление не было подготовлено самостоятельными тезническим достижениями. Конструктиувные особенности колесниц, сбруйные и уздечные наборы, а таже способ запряжки и управления лошадьми находят аналогии в ближневосточном и средиземноморском центрах древних цивилизаций. Поэтому несомненно, иньцы узналои о колесницах от своих соседей, хотя сейчас не совсем понятно, ктоже был передатчиком этой важнейшей технической ифнормации. Чжоусцы заимствовали колесницы и иньцев. На них ездили стоя. Когда Конфуций поднимался в колесницу «он всегда стоял прямо, держась за шнур, в колеснице он не оборачивался, не говорил слишком быстро и не указывал пальцем». В кузове колесницы могло поместиться три человека. Центральное место – почетное, по бокам его окружали охранники.

Лодки применялись на Среднекитайской равнине не как средство передвижения по рекам, а как средство для перодоления водных преград. В «Шицзине» образ лодки, движущейся по течению, использовался всегда для обозначения тревоги, неуверенности, тоски:

Двое детей садятся в лодку простую

 Тени, я вижу, на тени колеблются вод.

К ним я душою стремлюсь в думе о детях:

В сердце сомненье, в сердце тревога растет.

 

Ая точно челн по течению вод

Скогльзит он не зная куда приплывет

О сердце, тоска и глубокая боль.

Список литературы:

1. М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров Древние китайцы. Проблемы этногенеза. М., 1978

2. Крюков М.В. Китайцы.- Этнография питания народов стран зарубежной Азии. М., 1981

3. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

4. Народы Восточной Азии / Под Н.Н. Чебоксарова и др. М., 1965

5. Сычев Л.П. и др. Китайский костюм: символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактерезуйте рацион питания чжоусцев?

2. Эволюционировали ли типы жилища от культур яншао до чжоу? Опишите.

 

  ДРЕВНИЕ КИТАЙЦЫ В ЭПОХУ

                       ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИМПЕРИЙ

 (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.)

План.

1. Политические факторы этнической консолидации древних китайцев. 2.

2. Объединение древних китайцев династией Цинь и реформы Шиньхуанди (221 гг. до н.э. -).

3. Китай в эпоху Хань. Реформы У-ди (140-87 гг. до н.э.) по консолидации древнекитайского этноса. Создание государственного аппарата управления. Унификация идеологии. Система повинностей.

4. Социально-экономические факторы этнической консолидации древних китайцев. Единая денежная система, развитие связей между городом и деревней. Рост региональной торговли. Строительство системы дорог. Структура социально-имущественных отношений и её потенциал «вертикальной» социальной мобильности.

5. Внутренние миграции древнекитайского этноса, их причины и маршруты. Особенности межэтнической ситуации и миграций на севере и юге государства.

6.  Древние китайцы и их соседи. Древние китайцы и сюнну. Характер взаимоотношений, «договоры о родстве».

7. Политические аспекты взаимоотношений древних китайцев и их соседей.

1.С истории древнекитайского этноса период времени, именуемый в традиционной историографии эпохой Цинь – Хань, занимает особое место. В конце 3 в. до н.э. древнекитайские царства были объединены под властью правителя Цинь. Возникла единая централизованная империя, в рамках которой сложились принципиально новые условия для консолидации этнической общности древних китайцев.

Падение циньской династии не привело к восстановлению              раздробленности. На обломках первой древнекитайской империи была создана ее преемница – Хань, одно из самых крупных государств античности наряду с Римом и Парфией.

    Главная особенность эпохи – существование единого государства оказывало значительное влияние на процесс трансформации этнической общности древних китайцев.

    В эпоху Хань ее социально-экономический строй дискуссионен: одни исследователи - рабовладение, другие – феодализм. Этническая общность раннефеодального государственного строя – народность, охватывает в основном трудящееся население, крестьян и горожан, не включая или не обязательно включая господствующий клан феодалов. Однако, по мнению китайских исследователей (Фань Вэньлань) древние китайцы эпох Цинь – Хань уже обладали общностью языка, психического склада, эк. жизни и территории, т.е., они обнаружили все важнейшие признаки нации.

    «Начиная с эпохи Цинь – Хань, ханьская общность не может рассматриваться ни как народность эпохи государственной раздробленности, ни как буржуазная нация эпохи капитализма. Она была нацией особого типа, возникшей в особых исторических условиях». Тезис «о нации особого типа» принял Чжан Гуаньин, который предложил периодизацию:

1. Эпоха нации особого типа (начиная с Цинь – Хань)

2. Эпоха буржуазной нации (после опиумных войн)

3. Эпоха социалистической нации (после победы КПК).

    Когда в начале 4 в. до н.э. Мэнцзы, одного из крупных конфуцианцев, спросили: «В чем умиротворение Поднебесной?» Он ответил: «В объединении».

ФАКТОРЫ КОНСОЛИДАЦИИ:

1. Действительно, уже в 4 в. до н.э. проблема политического объединения занимала умы передовых мыслителей той эпохи и диктовалась самой логикой политической ситуации, сложившейся в 5 – 3 вв. до н.э. Стремление к ликвидации самостоятельных соседних царств привело к появлению «семи сильнейших»  – Чу, Ци, Чжао, Хань, Вэй, Янь, Цинь. Противостоя друг другу, они использовали тактику союзов с наиболее удаленными царствами. Так возник «вертикальный союз» Чжан и Чу, направленный против горизонтального союза Цинь и Ци. Успех сопутствовал Цинь, и в течении нескольких лет завершилось объединение древнекитайских царств.

2. Другой важной предпосылкой консолидации было развитиеэкономических связей (даже частичная унификация монеты).

3. Третий фактор консолидации – складывание единого культурного стереотипа населения всех Срединных царств, стабилизация представлений о его общности, развитие этнического самосознания не только подготовляли почву для будущего объединения, но и делали его все более настоятельной задачей.

 

2.221 г. до н.э. – объединение страны под династией Цинь. Его первый император Шихуанди провел реформы, направленные на консолидацию:

· Территория страны была поделена на 36 округов (цзюнь), каждый из которых состоял из уездов. Во главе округов стояли наместники, назначавшиеся императором. Их границы не соответствовали естественно-географическим рубежам, которые могли бы способствовать обособлению отдельных районов страны;

· Разрушая стены царств, оставив лишь стены вдоль северных границ, достроенные в недостающих местах и объединенные в Великую стену;

· Уделил большое внимание строительству магистральных дорог;

· Введение единого законодательства, унификация мер и весов, денежная реформа, единая письменность.

В целом, реформы способствовали экономической, политической, культурной консолидации и этнической в том числе.

3. 207 г. до н.э. – падение Цинь, Лю Бан или Гаоцзу основал новую династию Хань. С одной стороны, Лю Бан возродил центральный административный аппарат, существовавший при Цинь, в каждом из наследственных владений, во главе которых стояли ванны (соратники Лю Бана), существовали свои органы власти. Ванны имели право назначения и смещения чиновников, собирать налоги с населения и устанавливать собственную систему повинностей.

    Такое сосуществование центральной власти и полунезависимых наследственных владений было вынужденной и поэтому временной мерой. Постепенно Лю Бан стал заменять правителей наследственных владений своими родственниками. Это привело к недовольству ванов: в 154 г. до н.э. произошел «мятеж пяти ванов», который был подавлен. Итогом стало запрещение иметь войско и необходимость реформы по централизации управления.

Реформы У-ди (140 - 87 г. до н.э.):

· Ввел новый порядок наследования статуса ванна и хоу. Запрещалось передавать владение старшему сыну и предписывалось делить его между всеми сыновьями. И как следствие, резкое уменьшение размеров царств привело к тому, что наследственные владетели лишились реальной силы и существование имело чисто номинальное значение.

· Реформы централизации государственного аппарата: восстановлено ведомство инспекции, введенное при Цинь Шихуане, - их задача – контроль деятельности окружных чиновников. Изменялась система назначения чиновников на должности – начальнику округа вменялось в обязанность систематически рекомендовать кандидатов из числа наиболее способных молодых людей. В столице была создана академия, выпускники которой пополняли штат чиновников. Вновь созданная императорская канцелярия позволяла У-ди лично контролировать деятельность начальников ведомств и других чиновников.

· Унификация идеологии, проведенная крупнейшим ханьским конфуцианцем Дун Чжуншу.

· Войны с соседями – с середины 2 в. до н.э. древние китайцы значительно расширили свои границы: на северо-восток вплоть до Корейского полуострова; на севере – До Великой китайской стены; на западе – в его состав входила современная провинция Ганьсу; на юге – центральная часть Гуандуна и север Вьетнама. Стала Ханьская империя одним из могущественных государств древнего мира наряду с Парфией и Римом.

 

4.На протяжении нескольких столетий само существование империй Цинь-Хань было мощным стимулом интеграции населения страны. Они способствовали преодолению замкнутости отдельных районов страны и создали условия для более интенсивных контактов их населения.

В 3 в. до н.э. – качественный скачок в развитии средств сообщения на территории больших царств Среднекитайской равнины. Тракты, почтовые станции и т.д.

Большое значение для процесса смешения и интеграции населения имела попытка переселения отдельных групп жителей в другие районы. Это касалось прежде всего представителей старой местной аристократии, чтобы пресечь сепаратистскую деятельность. Кроме того, переселение на вновь завоеванные земли и на Север:

· Важным интегрирующим фактором стала система повинностей, которые должны были отбывать все в возрасте от 20 до 56 лет (за исключением чиновников и знати). Воинская повинность – 1 год.

· Формирование уголовного законодательства

· Главным фактором интеграции – экономические и торговые связи между отдельными районами, главная роль в экономической интеграции – города.

  В целом, интенсивный процесс смешения различных территориальных групп населения империи был одним из основных стимулов дальнейшей консолидации этнической общности древних китайцев в эпоху Цинь – Хань.

    Реформы, проведенные в древнекитайских царствах в середине 4 в. до н.э. знаменовали собой решительный слом традиционной социальной организации общества. На смену системе социальных слоев, принадлежность к которым целиком определялась отношениями генеалогического родства, пришло общественное деление нового типа, основанное на имущественном критерии. Ранги знатности, введенные Шан Яном в царстве Цинь, первоначально жаловались за военные заслуги, позднее их можно было купить за деньги. Богатство давало доступ к знатности.

    В Хань и Цинь существовала система рангов знатности, общее число которых достигало 20, не были наследственными

         С 1 по 8 – низший слой знати

         С 9 по 20 – высшая (не отбывала повинности)

                            Простолюдины

                            Рабы

Таким образом, сложившаяся в Цинь – Хань структура социально-имущественных отношений обладала несравненно большими потенциальными возможностями «вертикальной» социальной мобильности. И то, и другое объективно содействовало дальнейшей консолидации древнекитайского этноса.

Грани, разделявшие основные социальные группы ханьского общества (рабов, простолюдинов, знать) были определенными и резкими, но они не были абсолютно непроходимыми. Практика продажи рангов знатности, по крайней мере, теоретически, открывала свободному простолюдину доступ к привилегированным слоям общества.

Разумеется, обладание одним из рангов не гарантировало успеха в продвижении по общественной лестнице. Но значительный уровень социальной мобильности в ханьском обществе способствовал формированию и закреплению черт материальной и духовной культуры, которые были свойственны всей древнекитайской этнической общности в целом, вне зависимости от социальной принадлежности ее членов.

 

5. В исторических источниках не всегда содержится достаточно сведений, позволяющих с большей или меньшей степенью достоверности восстановить размеры административных единиц ханьского времени.

    Сопоставление широкого круга источников (лингвистических, археологических, письменных) позволяет утверждать, что огромная территория Хань была заселена крайне неравномерно. Подавляющее большинство древнекитайского населения жило в начале 1 в. (данные 2 г.) на Среднекитайской равнине, а также в бассейнах Вэйхэ и Миньцзян, то есть в провинциях Шэньси и Сычуань.

    Наибольшая плотность населения в это период наблюдалась в столичной области – близ г.Чанчань и г. Лояна.  Другие районы значительной концентрации населения в основном совпадают с местонахождением политических центров бывших царств периода Чжаньго (современные провинции Хэнань и Шаньдун).

    Общая численность населения империи 140 г. примерно на 8-9 млн. человек. При этом в северо-западных районах население сократилось почти на 6,5 млн., в северо-восточных – на 11 млн. В тоже время общая численность населения южных районов выросла приблизительно на 9 млн. человек. Вероятно, что увеличение плотности древнекитайского населения на юге связано с уменьшением ее на севере, т.е. миграцией.

    Рост численности древнекитайского населения на юге был весьма значительным. На территории современной провинции Хунань и на севере Хубэя оно почти удвоилось, в юго-западных районах возросло примерно в 1,5 раза, а Гуандуне удвоилось более чем в раза.

    Обращает на себя внимание значительное перемещение населения в северную часть Юньнани, где к середине 2 в. сконцентрировалась до 2 млн. человек-ханьцев. Однако, к востоку от этого района (современная провинция Гуйчжоу) древнекитайского населения по-прежнему не было.

    Возросла численность древнекитайского населения в бассейне р. Ганьцзян (современная провинция Цзянси). По притокам этой реки переселенцы продвигались на юго-восток. Однако территория Фуцзяни они еще не достигли.

    Миграции на юг проходили в следующих направлениях: из северо-западных районов переселенцы двигались в основном в Сычуань. Для этого им необходимо было преодолеть горный хребет Циньлин, ограничивающий с юга долину Вэйхэ. Здесь в этот период было проложено 258 ли (около 130 км) горных дорог, построено пять мостов. Оказавшись в долине Хаьчжун, переселенцы могли двигаться далее по любому из трех направлений: вдоль реки Ханьшуй на восток, по течению реки Цзялинцзян на юго-запад или в сторону плодородной долины реки Миньцзян.

    Другой основной путь с севера на юг вел из современной провинции Хэнань в Хубэй, огибая Циньмин и его отроги с востока. Достигнув Ханьшуя, переселенцы двигались не по его течению, а, перейдя реку, направлялись прямо на юг, к Янцзы.

    Наконец, проникновение на территорию современного Гуандуна осуществлялось из Хунани по речным долинам в южном направлении. В середине 2 в. резко увеличилась плотность древнекитайского населения вдоль дорог, связывающих Хунань с Гуандуном. Однако в прибрежных районах Гуандуна увеличение численности ханьского населения не зарегистрировано. Пути проникновения на территорию современного Вьетнама лежали не по побережью, а по долинам притоков Сицзяна.

    Расширение границ империй Цинь и Хань привело к изменению этнической территории древнейших китайцев. В ханьское время в стране возникает ряд районов, где древние китайцы жили чересполосно с некитайским населением (карта 8). Однако характер связанных с этим этнических процессов был существенно различен на юге и севере империи.

    (Миграции на юг)  Увеличение древнекитайского населения в южных районах неизбежно сопровождалось усилением его культурного влияния на местных жителей, сохранивших свою прежнюю этническую и племенную принадлежность. Смешанные браки были существенным фактором культурной и этнической ассимиляции коренного населения. Но этот процесс взаимный – не случайно, например, в жилище древнекитайского населения на юге Гуандуна можно встретить черты ему не свойственные – свайные конструкции. К тому же источники зафиксировали факты сопротивления племен маней против ханьской администрации.

    (Миграции на север) На севере совсем иная тенденция – нестабильность ситуации, постоянные вторжения хуннов, с 2 в. – синьби, цянов и включение территории северных провинций в состав этих государств стали важней причиной оттока древнекитайского населения из этих районов.

    Увеличение численности сюнну и цянов, проживающих чересполосно с древними китайцами имело своим следствием процесс, прямо противоположный южным районам. В северо-западных районах империи, силой, активно взаимодействующей на местное население, были кочевники.

    «Варваризация» древних китайцев объясняет резкое увеличение численности кочевников через несколько десятилетий после.

    Так, в 3 в. даже в долине Вэйхэ из общего числа населения в 1 млн. человек, более половины были цянами и сюнну. Таким образом, в период Хань была подготовлена почва для захвата севера страны кочевниками. В 308 г. они открыто выступили против древнекитайской империи и создали свои государства на землях, где несколько веков назад происходило формирование этнической общности хуися. В течение почти 300 лет после Среднекитайская равнина находилась в руках северных кочевников.

        

6. Древнекитайская этническая общность сложилась в первой половине 1 тыс. до н.э. в процессе контактов с различными народами Восточной Азии. К 3 в. до н.э. некоторые из них уже исчезли с исторической арены, потомки других покинули свою первоначальную этническую территорию. В период империи Цинь и Хань древним китайцам пришлось столкнуться как с теми группами, которые контактировали с хуися, несколькими столетиями раньше, так и с этносами, о которых они до этого времени не имели сколько-нибудь конкретного представления.

    Юэчжи – первоначально обитали на территории современной провинции Ганьсу. В 176 – 174 гг. до н.э. они были разбиты своими вассалами –сюнну и вынуждены были переселиться на запад. Через несколько десятилетий большая часть юэчжи совершала нападения на владения Бактрии и Парфии. Кушаны, создавшие в 1 в. до н.э. мощное государственное образование, были одним из подразделений больших юэчжи. Та часть юэчжи, которая во 2 в. до н.э. не смогла уйти далеко на запад, переместилась в район Наньшаня. Большинство исследователей отождествляет «больших юэчжи» с греческими массагетами.

    Усуни – в середине 2 в. до н.э. юэчжи, двигаясь на запад, достигли Восточного Тянь-Шаня, где столкнулись с усунями. Они занимали обширную территорию от Лобнора до Алтая и отождествляются с сарматами греческих источников.

    Сюнну – не первые кочевники Восточной Азии, упоминаются в истории лишь с 5-4 вв. до н.э., но первые создали мощный централизованный союз кочевых племен.

    Их происхождение дискуссионно:

М. Рамстедт: Язык сюнну отражает то состояние алтайских языков, когда тюркские языки не отделились от монгольских.

Л.Н. Гумилев: тюркоязычность сунну. Кочевники, лук и стрелы, жилище – еще не юрта, но конической формы сплетенное, в искусстве прослеживаются традиции скифского «звериного стиля», с др. – его черты связывают его с поздним тюркским кочевым миром (изображение на бронзовых бляхах сюжетов по др. мотивам эпоса тюркских народов).

    В 3 в. до н.э. – формирование сюннской державы, в 1 в. н.э - из-за внутриполитической борьбы раздел государства на две части, одна из которых подчиняется Хань, другая покидает мести обитания, проходит через Евразийские степи, впитав в себя новые этнические компоненты.

    Дунху – упоминаются в 3 в. до н.э. как племена, разгромившие хуннов. Позднее источники разделяют их на две группы: ухуань и сяньби. Кочевники; этнический признак – в отличие от хунну, заплетавших косички, дунху, сяньби, ухуань брили голову; обычай левирата – жена после смерти мужа переходила к сыну или брату, что в ханьском обществе рассматривалось как преступление. Покойника хоронили в гробах, сжигая при этом его личные вещи и коня. По происхождению – протомонгольские племена.

    Динлины – являлись северными соседями сначала хунну, затем сяньбийцев. Их основной район расселения – от Байкала до Иртыша, могли выставить до 60 тыс. воинов. С древнейшими китайцами начинают контактировать с 1 в. н.э.; в 3-4 вв., часть их переселилась в южном направлении и принимала активное участие в событиях, развернувшихся в Срединной империи. Северная ветвь их позднее явилась одним из компонентов формирования этнической общности др. киргизов (хягасов-хакасов). Динлины – европеоиды, но в большинстве – смешанный расовый тип.

    Когуресцы – обитали в Маньчжурии и на Корейском полуострове, первые контакты китайцев с ними относится к 7 в. до н.э. Позднее объединены в государство Чогон. Земледельцы – злаки, рис, свайные зернохранилища, что указывает на южный элемент в культуре когуре, разведение лошадей. Города - в горах, учитывая специфику рельефа, небольшие по размерам, защищенные крепости. Мощные стены клали из слегка обрабатываемых глыб камня – такой техники древние народы восточной Азии в ту эпоху еще не знали. Костюм: длинные присобранные внизу шальвары и длинная кофта, сверху шальвар и охваченная в талии поясом. Женские кофты двух типов – с узкими и широкими рукавами.

    До 3 века на территорию их расселения ханьцы проникают сами, после государство переселяет когуреское население в пределы срединной империи, т.е. они приняли непосредственное участие в сложных процессах этнического взаимодействия, развернувшихся в Среднекитайской равнине в период «смутного времени» 3 – 6 вв.

    Наньмани – 5 – 3 вв. до н.э. термин употребляется для обозначения всех этнических групп, обитавших к югу от срединных царств. Источники свидетельствуют, что на протяжении 3 – 1 вв. до н.э. мань не были ассимилированы, они были оттеснены в горные районы западной части современной Хунани. В 1 – 2 в. н.э. часто выступали против администрации.

    Является предками современного мяо и яо. Сведений об особенностях культуры и быта нет. Известно лишь, что совершая жертвоприношения первопредку (пятицветная собака Паньху) мани надевали «поперечную юбку» закрывающую бедра.

     Юэ – прибрежные племена юга и юго-восточной части материка. Нет городов, они живут в зарослях бамбука по речным долинам. Нет колесниц, луков, арбалетов, привыкли сражаться на воде. Язык был близок к малайско – поленезийской языковой группе. Свайные постройки, Земля ядовита и выделяет испарения, змеи и ядовитые насекомые – люди живут на помостках и забираются туда по лестнице. Протоиндонезийские и прототайские языки.

    Дянь и другие юго-западные «варвары» - к северо-западу от расселения южных юэ жили племена, называемые «юго-западными варварами». Язык относится к тибето-бирманской или даже к бирмано-иской ее группе.

    Ба, шу, ди – этнически близкие дянь группы, населявшие район Сычуани. Особенности материальной культуры: изготовление бронзового оружия, украшавшегося знаками, которые могут истолковываться как пиктограммы. Проблема этнического родства Ба и ди до сих пор не решена. Есть данные об ассимиляции ди древних китайцев, но ди также знали язык срединной империи, но вернувшись домой, говорили на языке ди.

    Цяны (жуны) – в первой половине 1 тыс. до н.э. под давлением царства Цинь, жуны были оттеснены из бассейна Вэйхэ на запад. С 1в. н.э. цяны населяли верховья Хуанхэ. Кочевое скотоводство, левират, воинственность. В 1 – 2 вв. неоднократно выступали против давления ханьцев. Несмотря на переселение их некоторой части во внутренние районы ассимиляции, в 4 в. цяны создали на территории Ганьсу, Шэньси, Хэнани свое государство. Тибетоязычные тангуты были потомками одной из ветвей цянов.

    Данные о расовой принадлежности древних китайцев и их соседей периодов Цинь и Хань крайне скудны и малочисленны. «Гвардейцы» Цинь Шихуана - 22 портрета – тихоокеанские монголоиды – уплощенное, не очень широкое, но высокое лицо с сильно выступающими скулами, косое расположение глазных щелей, наклоненных к переносью, эпикантус; утолщенные губы, широкий нос с низким переносьем и поперечно расположенными треугольными или круглыми носовыми отверстиями – признаки южномонголоидной ветки.

    Таким образом, можно сделать вывод о принадлежности древних китайцев 3 в. до н.э. к восточно-азиатской или дальневосточной расе тихоокеанских монголоидов.

    На западе и севере от территории расселения древнейших китайцев в 3 в. до н.э. – 3 в. н.э. интенсивно проходили процессы метисации монголоидов и европеидов. Ведь те же динлины, юэчжи, усуни представляли собой европеоидный тип, монголоидная примесь у них была незначительной. В усуньский период индивидуумы с монголоидными особенностями встречаются гораздо чаще, чем в сикский период. Появление у них монголоидных черт связывают и передвижением на запад – гуннов – они типичные континентальные (северные) монголы: очень плоское и довольно высокое лицо, округлые глазницы, низкое переносье, слабо выступающий нос.

    Некоторые другие признаки – наклонный лоб, развитое надбровье, - позволяют отнести сунну к палеосибирскому типу, известному на востоке Сибири и Центральной Азии еще с неолита. Признаков тихоокеанских монголоидов у сюнну не встречается.

 

    7. Древние китайцы и сюнну. Сюнну наибольшее беспокойство доставляли китайцам. Если до 5 – 3 вв. до н.э. твердые целинные земли степей не представляли экономического интереса для китайцев, потому что их невозможно было поднять примитивными деревянными орудиями, которыми они обрабатывали плодородные наносы почвы в бассейне р. Хуанхэ, то в 5 – 3 вв. и особенно в период Цинь-Хань положение в корне изменилось – шире развивается производство бронзовых орудий – плуг с железным лемехом – земли северных соседей приобретают большое хозяйственное значение.

    Сунну также разводили лошадей, что не умели делать китайцы, и контролировали Великий шелковый путь.

    Сунну постоянно беспокоили китайцев, совершали глубокие рейды вглубь страны. В тоже время существовала мирная торговля.

Совокупность столь сложных отношений постоянно порождала борьбу мнений при императорском дворе о политике в отношении сюннов. Одни сановники предлагали навсегда разделаться с сюнну, другие предпочитали искать путь мирных переговоров и укрепления границ. Полемика продолжалась несколько сот лет.

    На практике, например, Цинь Шихуан вел постоянные войны с хунну и отвоевал у них территорию, протяженностью с севера на юг около 400 км. F – император стремился обезопасить северные границы – началось строительство оборонительной стены, диной свыше 10 тыс. ли. «Ваньли Чанчен» - стена длиной свыше 10 тыс. ли – 215 213, высота стены – 7,5 м, ширина 5,4 м – в расчете, чтобы могли разъехаться две повозки. На расстоянии 2,5 – 3 км – двухэтажные сторожевые башни, высотой около 5 м. Ради сокращения пути императорский указ гласил проводить прямую дорогу строго с севера на юг, не взирая ни на какие трудности.

    Для закрепления и освоения отвоеванных у сюнну территорий Цинь Шихуан создал 44 уезда, куда переселили колонистов из центральных районов страны: государство этими мерами не только обезопасило, но создало надежную продовольственную базу для северных гр. в-к.

    Со времени правления Лю Бана (династия Хань) и вплоть до воцарения У-Дина в отношениях между Китаем и сунну наступил качественно иной период, нежели при Шихуане. Китай теряет в этот период доминирующее положение в военной, политической и дипломатической областях – происходят кризисы в экономике самой страны. У сюннов, наоборот расцвет и создание своего государства под руководством Модэ (Маодуня), расширение границ путем захвата соседних территорий.

    В итоге в 193 г. до н.э. между Лю Банном и Модэ был заключен первый «договор о мире, основанный на родстве». Договор имел огромное значение, поскольку открывал новый тип взаимоотношений Китая с «варварами».

    Это был первый в истории международных отношений на Дальнем Востоке договор между двумя независимыми державами, обоюдно рассматривающимися как равные, и формы международной дипломатии в то время, стали стандартными формами на ближайшую тысячу лет.

    Договор о родстве предусматривал выдачу китайской принцессы за шанькоя и посылку ежегодных подарков (дани) гуннам – фактически древний Китай на время попал в зависимое положение от сюнну. Дело дошло до того, что Модэ предложил вдовствующей императрице Люй-хоу выйти за него замуж.

    При У-ди (140 – 86 гг. до н.э.) вновь выявились два полярных подхода к решению проблемы сюнну. Спорили конфуцианцы (за мирные средства) и легисты (за военную акцию против сюнну). К тому же в Китае уже оформилась общегосударственная внешнеполитическая доктрина о мироустроительных функциях главы китайского государства. Экономический кризис и сюнну привели к их расколу на южных и северных – начало конца империи.

    Древнекитайская бюрократия начинает все активнее претворять в жизнь ставшую впоследствии традиционной политику «с помощью варваров уничтожать варваров». Диапазон ее был довольно широк – от методов дипломатических, включая психологическое воздействие, вплоть до прямого использования южных сюнну в войне против северных.

    Несколько десятилетий древнекитайская бюрократия методично прибирала к рукам южно           , превращая их в вассалов. Сыновья шаньюев воспитывались при императорском дворе (по сути – заложники). Предложения северных сюнну о заключении «договора о мире, основанного на родстве» отвергаются уже с 50 г. н.э.

    В 89 г. н.э. китайские войска совместно с конницей южных сюнну во главе с Тунь-тухэ выступили против северных гуннов и разбили их. Так, на время династии Хань перестала существовать кочевая империя сюннов.

КИТАЙ И ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

    Западным краем (Сиюй) древние китайцы называли все земли, расположенные западнее страны. Связующим звеном стал Великий шелковый путь. Шелк ценился так высоко, что китайские купцы могли им пользоваться как золотом.

    Китайская бюрократия учитывала постоянно растущий спрос и умело использовала шелк в своей внешнеполитической доктрине. В период централизации императора Хань-Цинь торговля стала составной частью политики. Чисто государственной торговли не существовало. Все товары, как поставляемые двором, так и получаемые им, должны были быть оформлены в виде подарков. Иноземные державы и их торговые представители могли получить шелк лишь в виде китайских подарков в обмен на предоставление дань – «данническая торговля», этот институт просуществовал до середины 19 века. Торговля шелком помогла китайскому двору превратить в своих «вассалов» многих иностранных правителей, включая Марка Аврелия Антония.

КИТАЙ И ЮЖНЫЕ СОСЕДИ

    Во 2 тыс. до н.э. в бассейне нижнего и среднего течения р. Янцзы сложилась обширная этническая общность цзяо чжи – предки современных вьетнамцев.

    5 – 3 вв. до н.э. жили на территории современной провинции Хунань, Цзянси.

     Государства: Юэ

                            Вьет – (ушли на юг под давлением китайцев)

                            Бать вьет

                            Аулак (257 – 207 гг. до н.э.) на территории

                            Индокитайского полуострова.                      

    Шихуан повел завоевательные войны в южном направлении, захватил Аулак и на этих территориях создал округа Нань Хай (современная провинция Гуандун),  Гуйлин (Гуанси), Сян (

    Затем на некоторое время Намвьету удалось восстановить свою независимость. Пока в 44 г. н.э. после подавления национального восстания и агрессии ханьских войск древний Вьетнам на несколько столетий вошел в состав китайского государства.

Список литературы:

1. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

2. Колтаков К.Г. Китай: народонаселение. Бийск, 2000, Вып. 2

3. Крюков М.В. и др. Древние китайцы. Проблемы этногенеза. М., 1978

4. Крюков М.В., Малявин В.В. и др. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979

5. Крюков М.В., Малявин В.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.

6. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

7. Народы Восточной Азии / Под Н.Н. Чебоксарова и др. М., 1965.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите причины консолидации древних китайцев.

2. Назовите основные реформы, направленные на консолидацию, которые провел Цинь Шихуанди.

3. Охарактерезуйте структуру социально-имущественных отношений, сложившихся в период Цинь-Хань.

 

 

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КИТАЙЦЕВ В ЭПОХУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИМПЕРИЙ

(Цинь, Хань. 6 – 3 вв. до н.э.)

План.

1. Этническое самосознание китайцев в эпоху Цинь-Хань. Основные концепции философских школ древнего Китая (VI-II вв. до н.э.), о вопросах развития этнической общности древних китайцев и их самоназвания.

2. Мэнцзы и его концепция «этноцентризма», её критика.

3. Нравы и обычаи 13 областей Поднебесной, особенностях региональных обычаев и нравов населения Ханьской империи по Бань Гу

4. Трансформация термина «Срединное государство» («Чжунго»)

 

    1.Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – причиной всех беспорядков, происходящих в китайском обществе (рост феодальных отношений, социальная дифференциация), считал отход от норм и правил поведения прошлых эпох. Одним из важнейших положений созданного им социально-этического учения было требование восстановить отношения в обществе, основанные на применении к государству модели клана – основной ячейки социального организма чжоуской эпохи. Отношения внутри клана (цзу) покоились на двух принципах: генеалогическом родстве как узах, связывающих всех членов группы, и иерархичности входящих в нее подразделений. Отсюда, с одной стороны, конфуцианский тезис о незыблемости правопорядка, основанного на господстве и подчинении, с другой стороны, трактовка социальных функций человека в духе отношений между родственниками.

    Моцзы (479-381 гг. до н.э.) – кланово-семейной морали конфуцианства противопоставил идею «всеобщей любви». Источником всех бед в Поднебесной Моцзы считал стремление людей причинять друг другу вред. Это происходит, с его точки зрения, из-за «обособленности», свойственной взаимоотношениям между людьми. А обособленность кланового самосознания была реальностью древнего китайского общества эпохи Чунь цю. Представление об эдеологическом единстве членов клана неизбежно подразумевали противопоставление одного клана другому. Именно это и является источником бед Поднебесной. Спасти ситуацию может «всеобщая любовь».

    Конфуцианцы решительно отвергали идею всеобщей любви. «Я не могу принять всеобщую любовь – у Моцзы, - современники Моцзы, - …потому что жители циарства Цзоу относились к числу «срединных», а жители царства Юэ – варвары». Таким образом, противопоставление хуанся и варваров является логическим продолжением градаций в системе «обособленности», за которую выступали последователи Конфуция.

 

Моцзы о функциях культуры

    Конфуциацы придавали исключительное значение ритуальной стороне культуры, рассматривая ее в качестве механизма социального регулирования. Понятие «ли» - нормы взаимоотношений между людьми, правила благопристойности, представления о добре и зле – неразрывно связано у Конфуция с «юэ» - ритуальной музыкой, призванной оказывать облагораживающее воздействие на людей, приводить в гармонию их чувства и разум.

    Моцзы выступает против конфуцианского понимания ритуально-обрядовой стороны культуры. «Назначение одежды в том, чтобы зимой защищать человека от холода, летом – от жары», а не более того. Из этого следует, что все, что выходит за рамки этих функций материальной культуры, излишне и должно быть отброшено. Следовательно, это протест против практиковавшегося в то время дорогостоящего похоронного обряда и соблюдения траура. Для того чтобы облегчить положение людей, следует отказаться от всевозможных излишеств, к числу которых Моцзы относит и все эстетические культуры. Неизбежным последствием такой постановки вопроса было стремление Моцзы приуменьшить реальные различия между хуанся и варварами в области культуры.

 

Соотношение понятий «врожденные качества», «привычки», «нравы и обычаи».

    Тезис Конфуция о том, что люди «близки друг другу по своим врожденным качествам, но далеки друг от друга по своим привычкам», получил впоследствии различные толкования после последователей его доктрины.

1. Мэнцзы (390-305 гг. до н.э.) «все люди по природе добры, дурные поступки определяются не его врожденными качествами, а внешними обстоятельствами».

2. Сюньцзы (298-238 гг. до н.э.) «человек по природе зол, доброе в нем – это благоприобретенное. …Поступки, привычки и обычаи – вот то, с помощью чего изменяются врожденные качества людей». Задача настоящего правителя заключается в том, чтобы изменять нравы своих поданных.

Различия в материальной культуре, музыке и обычаях, наблюдаемые у жителей различных царств, не относятся, утверждает Сюньцзу, к категории врожденных человеческих качеств. «Все новорожденные кричат одинаково, но когда они вырастают, они следуют различным обычаям. Это - следствие внешнего воздействия, опровергал тем самым тезис автора Лицзи о том, что «жители Срединных царств и варвары, - люди пяти стран света имеют врожденные качества, изменить которые невозможно».

Таким образом, среда оказывает решающее влияние на формирование особенностей культуры и языка хуанся и варваров.

В связи с этим у древнекитайских авторов возникал вопрос – на основании какого критерия они могут считать свою культуры и обычаи единственно правильными?

    2. В рамках конфуцианской идеологии этноцентрическая система ценностей, еще не очень отчетливо формируется как законченная концепция в учении Мэнцзы. Если для Конфуция контакты хуася и варваров могли иметь своим следствием «варваризацию» других китайцев, для Мэнцзы такой проблемы вообще не существует. Только хуася, обладающие подлинной человеческой культурой, могут воздействовать на варваров, обратный процесс не возможен.

    «Я слышал, что ся изменяли варваров, но о том, чтобы ся изменились под влиянием варваров, мне слышать не приходилось».

    Это концепция одностороннего взаимодействия хуася и варваров, согласно которой древние китайцы всегда и везде были активным, преобразующим началом в этнических и культурных контактах в средние века, была взята на вооружение официальной китайской идеологией. Но в четвертом-третьем веках до н.э. она неоднократно подвергалась критики легистами, наиболее резко противостоящих нормам конфуцианства в 4-3 вв. до н.э.    

    Одной из главных точек, в которых пересекались противоречия между конфуцианцами и легистами, было отношение к традициям. Конфуцианское понимание культуры немыслимо без подчеркивания роли преемственности и традиции, не активное созидание, а подражание готовым образцам прошлого рассматривается как высший критерий мудрости. Напротив, легизм по самой своей сути неразрывно связан с идеей преобразования и реформ.

 

 

3.Формирование этнического самосознания древних китайцев находило свое выражение в противопоставлении своего этноса «варварам». Это представление покоилось на обобщении некоторых объективных различий между древними китайцами и их соседями – в языке, материальной культуре, обычаях и т.д. Наряду с этим контроверсия «мы или они» отражала субъективное представление о превосходстве над соседями; в системе конфуцианских взглядов это идея приписывания «нам» единственно правильных норм морали и соответствующих им обычаев; считалось, что варвары лишены морали так же, как лишены ее дикие животные.

    Однако, даже в рамках конфуцианской доктрины такой подход к противопоставлению себя «варварам» не исключал признания различий внутри самой общности древних китайцев, в том числе и в сфере морально-этических норм и привычек.

    Объединить политически страну – следовательно, унифицировать нравы и обычаи. Соответственно все эти задачи встали при Цинь Шихуанди – «он устранил разнобой в обычаях». Но ему не удалось решить свою сверхзадачу. Причины живучести обычаев в разных регионах Китая пытался объяснить Сыма Цянь.

Различия в манере поведения, нравах, обычаях – воздействие естественно-природных факторов, особенно плодородия почв и относительная численность населения. Природные условия, плодородие почв, плотность населения, основные занятия определяют особенности поведения людей. Плюс – воздействует и «образ правления», «традиции прежних правителей».

    Несравненно более полное и систематическое изложение вопроса об особенностях региональных обычаев и нравов населения Ханьской империи мы находим у Бань Гу.

Бань Гу различает нравы (фен) и обычаи (су). Первые определяются условиями среды обитания и проявляются в «твердости и мягкости, медлительности и порывистости», в неодинаковости голоса; вторые изменяются под воздействием воли правителя и выражаются в том, «что любят и что ненавидят, что предпочитают и от чего отказываются».

    Большинство обычаев, наличие которых характеризует тот или иной район Поднебесной, связано преимущественно со сферой общественных взаимоотношений между полами – социальное положение женщин, в целом для ханьского времени нехарактерное, несоблюдение предписываемых традицией норм половой сегрегации; обычай, согласно которому старшая дочь остается незамужем; пренебрежительное отношение мужчин к женской красоте.

    Гораздо более подробно Бань Гу описывает нравы, т.е. типичные черты характера или психологического типа. Указывает степень выраженности этих особенностей:

А) данная черта присутствует – отсутствует;

Б) она преобладает над другими;

В) у данной группы населения она более выражена, чем у других.

    В целом население 13 выделенных Бань Гу регионов характеризуется следующими чертами характера: скромность, стыдливость, твердость, решительность, настойчивость, оптимизм, умение переносить неудачи, вспыльчивость, необдуманность поступков, недальновидность, честолюбие, стремление к знаниям, самоусовершенствованию, жадность, мнительность, злопамятность, любовь к тяжбам и ссорам, склонность к злословию, стремление к роскоши, грубость, невоспитанность, пренебрежение гуманностью и правилами приличия, злобность, заносчивость, распущенность, стремление к наживе, вера в духов, склонность к злоупотреблениям и воровству.

    Обычаи и черты характера по Бань Гу подвержены воздействию со стороны внешних факторов – деятельность правителей и чиновников, переселения, территориальные контакты и заимствования. Результат воздействия – как плюсы, так и минусы

 

4. Объединение древнекитайских царств и создание централизованных империй Цинь и Хань привели к важным сдвигам в формах государственного устройства, что повлияло, как на общую этнополитическую ситуацию, так и на конкретное содержание термина «чжун го».

Следует отметить, что до последних веков до н.э. слово «го» лишь весьма условно могло быть переведено на русский язык как «государство». В традиционной системе представлений об обитаемом мире ГО было неразрывно связано с понятием «тянься» как объекта власти верховного правителя. Го представляло собой наследственное владение, пожалованное ванном. Го состояло из нескольких цзя – владений наследственных аристократов. Тянься – го – цзя составляли три уровня единой иерархической системы.

В ханьское время «го» получает совершенно новое значение – «государство, страна, империя». Хань-го. Появляется – Вай-го – чужеземные, внешние страны. Соответственно это словоупотребление отражает представление о том, что в Поднебесной, помимо страны, населенной древними китайцами, могут существовать иные государства – идея принципиально новая, совершенно несвойственная системе мировоззрения доханьского времени.

Изменение значения термина «го» предопределило трансформацию понятии «чжун го». От «Срединных царств» к «Срединному государству», т.е. стало синонимом «Ханьской империи», причем имел территориальное, и политическое значение.

НО! Некоторые конфуцианские авторы продолжали употреблять этот термин в старом значении, им обозначалась территория Ханьской империи в том виде, какой она имела до начала завоевательных походов Цинь Шихуана, а затем У-ди.

Чжун го находится в центре неба и земли, там, где силы инь и ян сочетаются между собой. Таким образом, чжун го занимает совершенно определенное место в универсальной системе макрокосмоса, в которой взаимообусловлены географическое положение территории, соответствующее тому или иному размещению небесных светил; соотношение космических сил инь и ян.

Таким образом, с конфуцианской точки зрения различие между центром Поднебесной и ее периферией – это различие качественное, непреходящее. Оно проявляется не только в занятиях, культуре, языке, врожденных чертах натуры, но также и в тех методах, с помощью которых правитель оказывает на население Поднебесной свое регулярное воздействие.

Конфуцианская концепция, по которой «варвары – это не вполне люди», нашла выражение и в переосмыслении старых терминов для их обозначения. Если раньше жун, ди, и, мань – обозначали различные группы иноплеменников, в конфуцианских терминах содержится указание на неполноценность варваров. Жун – жестокий и дурной, ди – легкомысленный и т.д.

Конфуцианский подход к варварам как к существам иного рода чем люди, определял их позиции по такому важному политическому вопросу, каким в ханьское время было отношение к войне как к средству расширения территории империи.

Главная проблема – с сюнну. Одна группа чиновников (Бань Гу называет их носящими чинов – поле), за «договор о мире, основанном на родстве», т.е. уступки и богатые дары. Другие «одетые в доспехи и шлемы» за активное участие в военных действиях против сюнну.

Сам Бань Гу и конфуцианцы – раз сами варвары не могут быть настоящими поданными, и их земли не пригодны для возделывания, то даже разгром варваров и присоединение их земель не принесут империи никаких выгод. Лучше всего отказаться от всяких контактов с ними. Если же столкновение неизбежно, лучше всего воевать с варварами руками самих варваров.

Чжун го жень – «население Ханьской империи» (т.е. политическое значение). Но в ряде письменных источников термин употребляется и в этническом смысле. Он пришел на смену термину «хунся» в качестве самоназвания этнической общности древних китайцев. Соответственно выражение «Чжун го юй» - язык Срединного государства – древнекитайский язык.

Кроме того, в ханьское время в качестве самоназвания употреблялся термин «цинь», этимологически восходящий к названию предшествующей династии.

 

Список литературы:

1. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

2. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

3. Крюков М.В. и др. Древние китайцы. Проблемы этногенеза. М., 1978.

4. М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза.

5. Л.С. Васильев. Проблемы генезиса китайского государства: формирование основ социальной структуры и политической администрации. М.,1978.

6. Л.С. Васильев. Проблемы генезиса китайскоймысли: формирование основ мировоззрения и менталитета. М. 1989.

7. С. Кучера. Древнейшая и древняя история Китая: древнекаменный век. М., 1996,

8. Китай в эпоху древности. Новосибирск, 1990.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте социально-этическое учения Конфуция.

2. В чем главное различие учений Конфуция и Моцзы?

3. Опишите концепцию «Мэнцзы и варвары».

4. Изложите вопрос об особенностях региональных обычаев и нравов населения Ханьской империи по Бань Гу.

 

 

ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ В ЭПОХУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИМПЕРИЙ

План.

1. Одежда

2. Духовная культура.

 

1.ОДЕЖДА

Этимологический словарь второго века н.э. «Шимин» упоминания о составе китайского костюма: передники фу, куртка жу, штаны ку, рубахи диньи, чань юй и гоу, безрукавки ляндан, плахта цюнь, халаты пао, набрюшники кунь, чулки ва, туфли люй, сапоги хуа. Однако, из самого текста не ясно, какие из предметов были составным компонентом единого комплекса, а какие представляли собой альтернативные варианты одного и того же костюма.

1. Наплечная одежда. К этой категории китайцы относили все компоненты костюма, имеющие ворот. В словаре «Шимин» перечислены основные компоненты детали наплечной одежды, среди которых: ворот, передняя пола, рукав, средняя часть рукава, обшлаг рукава, край верхней полы.

Характерные черты покроя женской верхней одежды – распашной двубортный халат с запахом направо, открытого типа; края ворота перекрещиваются на груди, откуда происходит современное китайское название такого халата цзяолин пао – «халат с перекрещивающимся воротом».

    В одних случаях различается форма верхней полы: край полы прямой или же имеет треугольный выступ – цюйцзюй – халат «с изогнутым краем полы». Для покроя халатов обоих типов характерно, что их верхняя часть отделена от нижнего.

На мужской халат шло в 2,5 – 3,5 раза меньше ткани и покрой наплечной одежды с «косым углом» считается в ханьское время излишней роскошью.

    Длина верхней наплечной одежды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: