По модальности (т.е. в зависимости от рецептора):
1. тактильные (прикосновение, давление);
2. болевые и температурные;
3. вкусовые;
4. обонятельные;
5. зрительные;
6. слуховые;
7. ощущение положения и движения (статические и кинетические);
8. органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов).
В пределах одной модальности могут быть субмодальные ощущения – так, в пределах зрительных ощущений есть ощущения цвета, формы, освещённости.
Интермодальные ощущения, например, вибрация (тактильно-моторные ощущения генетически связаны со слуховыми, являясь переходной формой от осязательных ощущений к слуховым).
По месту расположения рецепторов (Г.Шеррингтон):
· интероцептивные;
· проприоцептивные, которые вместе с первыми соответствуют внутренней чувствительности;
· экстероцептивные, которые делятся на контактные (осязание, вкус), дистантные (зрение, слух) и промежуточные (обоняние).
Генетическая классификация (Г.Хэди):
· протопатическая чувствительность – примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локальная;
|
|
· эпикритическая – более тонко дифференцированнная, объективизированная и рациональная.
Исследования по восстановлению чувствительности после перерезки нерва показали, что в первую очередь восстанавливается протопатическая чувствительность, как более древняя, а эпикритическая, как более сложная, восстанавливается позднее. Но эта теория некоторыми учёными оспаривается.
Органические ощущения – обусловлены наличием интерорецепторов во внутренних органах.
Общие черты:
1. как правило, связаны с органическими потребностями – с их возникновением и удовлетворением, поэтому обычно связаны с напряжением и разрядкой;
2. сенсорная, перцептивная чувствительность слита с аффективной. «Чувство голода» = «ощущение голода». Эти ощущения мало опредмечены, не всегда сознательны. Часто диффузны, не локализованы.
3. Отражая потребности, связаны с двигательными импульсами (спазмы при голоде, удушье).
Статические ощущения – показывают положение тела в пространстве. Осуществляются рецепторами от внутренних органов, мышечной системы, суставов, части кожи, рецепторов глубокой чувствительности.
Основная информация – от рецепторов лабиринта (вестибулярный аппарат), которые фиксируют положение головы в пространстве. При изменении положение происходит перераспределение мышечного тонуса, контролирует его мозжечок.
Кинестетические ощущения –движение.
Проприрецепторы находятся в суставах, мышцах. Благодаря этому человек даже с закрытыми глазами может определить положение тела в пространстве. При выпадении этих ощущений – расстройства координации.
|
|
Кинестезия тесно связана со зрением, что ведёт к выработке пространственных всприятий и представлений.
Кожная чувствительность. Есть болевая, температурная и тактильная чувствительность (прикосновение, давление). Специфические рецепторы и афферентные системы.
Обонятельные ощущения выполняют у животных важную роль – отыскание и выбор пищи.
У человека – доказано влияние обонятельных ощущений на функции вегетативной НС, эмоциональный фон – как положительное, так и отрицательное (парфюмерия, ароматерапия).
Чувствительность м.б. различной у разных людей.
Вкусовые ощущения – как и обонятельные, отн. к химической чувствительности. У низших животных обоняние и вкус не разделялись, дифференциация произошла позже. Также участвуют в настройке эмоционального состояния, влияют на пороги других рецепторов, вегет.НС.
Слуховые ощущения – отражают воздействие на слуховой аппарат волн звукового диапазона. Различают шумы, звуки, а также направление звука (бинауральный эффект). Звуки характеризуются громкостью (амплитуда звуковых колебаний), высотой (частота колебаний) и тембром (акустический состав сплошного звука).
Особое значение слуха у человека определяется его способностью к восприятию речи и музыки.
Различают внешний и внутренний слух. Внутренний слух может быть определён как способность мысленно представлять музыку, «слушать» её в конкретных тембрах. Это – часть общего музыкального развития.
Музыкальный слух – своеобразная психическая способность, отличная от простого биологического слушания. Музыкальный слух развивался в процессе исторического развития человеческого общества.
ритм (пляски первобытных народов
ð мелодический слух (струна)
ð гармонический слух (многоголосие) – целостное осмысленное восприятие, связанное с музыкальной культурой.
Зрительные ощущения – огромный диапазон информационных данных.
Эта группа ощущений наиболее дифференцирована от аффективности, способствует наиболее опредмеченному, объективированному восприятию.
Цвет, тон зависят от длины световой волны (длинные – красная часть спектра, короткие – фиолетовая). Кроме того, воспринимается расстояние до предмета, его форма и величина.
В зрительном ощущении ярко проявляют себя все основные психофизические особенности рецепторной деятельности: адаптация, контрастность, последействие, взаимодействие. Уже через 30-40` пребывания в темноте чувствительность глаза повышается в 20 000 раз (адаптация). При лёгком ощущении кислого во рту повышается зрительная чувствительность (пример взаимодействия анализаторов) и т.д.