Психологическая характеристика мышления. Виды и формы мышления. Теории мышления

      Мышление высший познавательный психический процес­с, заключающийся в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве.

В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему.

Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности. В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.

Процесс решения задач, на которые не существует очевидных ответов путем преобразования исходных условий по определенным правилам. 1 фаза: Фаза постановки проблемы, 2 фаза: Фаза выделения гипотез 3 фаза: Сами действия по решению задачи

Процесс опосредованного, обобщенного познания человеком действительности на уровне понятий.

Мышление - это опосредованный и обобщенный способ отражения окружающей действительности в ходе ее анализа, синтеза и обобщения.

Признаки мышления:

- Обобщенное отражение действительности (позволяет выявить основные закономерные связи предметов и явлений)

- Опосредованное познание объективной реальности (суждение о предмете выносится без непосредственного контакта, путем анализа косвенной информации; область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем - мы можем познать прошлое Земли, предсказать будущее, развитие раст. и жив. мира)

- Решение задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности (мышление начинается с вопроса, ответ на кот. является целью мышления и находится с помощью опр. умственных операций, в процессе кот. происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации)

- Неразрывная связь с речью (речь-орудие мышления, мысли всегда облекаются в слова, понятия основаны на речи)

ВИДЫ мышления: - теоретическое: понятийное и образное

                              - практическое: наглядно-действенное и наглядно-образное. 

Понятийное - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

 

Образное - в ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности.

Наглядно-образное - вид мыслительного процесса, кот осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное – суть заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное

Еще бывает творческое и нетворческое мышление; интуитивное и логическое; аутистическое и реалистическое.

ФОРМЫ мышления:

Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явле­ний. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. При­нято различать общие и единичные понятия.

Суждение – результат способности постичь смысл и значение чего-либо. Суждение как форма мышления основана на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

 

Умозаключение - высшая форма мышления, формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Аналогия - это индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним признакам делается вывод об их сходстве по другим признакам. А. не дает достоверного знания, но она играет важную роль при выдвижении гипотез.

ВИДЫ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ:

Сравнение - операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.

Анализ – мыслительное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отд свойств предметов, позволяет разложить целое на части, понять структуру.

Синтез - мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отд. их свойств.

Абстракция - мыслительное отвлечение от к-л. частей или свойств предмета для выделения его существ признаков.

Конкретизация – процесс, противоположный абстракции – представление ч-л единичного, что соответствует тому или иному понятию, стремление представить эти предметы во всем многообразии свойств и признаков.

Индукция - переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает частные случаи.

Дедукция - умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общих положения.

ТЕОРИИ мышления.

В исследованиях развития мышления при­нято выделять три основных направления исследований: филогенетическое, он­тогенетическое и экспериментальное.

Филогенетическое направление предполагает изучение того, как мышление че­ловека развивалось и совершенствовалось в процессе исторического развития человечества. Онтогенетическое направление связано с исследованием основных этапов развития в процессе жизни одного человека.

В свою очередь, эксперимен­тальное направление связано с проблемами экспериментального исследования мышления и возможности развития интеллекта в особых, искусственно создан­ных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: