Мышление высший познавательный психический процесс, заключающийся в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве.
В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему.
Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности. В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.
|
|
Процесс решения задач, на которые не существует очевидных ответов путем преобразования исходных условий по определенным правилам. 1 фаза: Фаза постановки проблемы, 2 фаза: Фаза выделения гипотез 3 фаза: Сами действия по решению задачи
Процесс опосредованного, обобщенного познания человеком действительности на уровне понятий.
Мышление - это опосредованный и обобщенный способ отражения окружающей действительности в ходе ее анализа, синтеза и обобщения.
Признаки мышления:
- Обобщенное отражение действительности (позволяет выявить основные закономерные связи предметов и явлений)
- Опосредованное познание объективной реальности (суждение о предмете выносится без непосредственного контакта, путем анализа косвенной информации; область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем - мы можем познать прошлое Земли, предсказать будущее, развитие раст. и жив. мира)
- Решение задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности (мышление начинается с вопроса, ответ на кот. является целью мышления и находится с помощью опр. умственных операций, в процессе кот. происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации)
- Неразрывная связь с речью (речь-орудие мышления, мысли всегда облекаются в слова, понятия основаны на речи)
ВИДЫ мышления: - теоретическое: понятийное и образное
- практическое: наглядно-действенное и наглядно-образное.
Понятийное - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
|
|
Образное - в ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.
Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности.
Наглядно-образное - вид мыслительного процесса, кот осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наглядно-действенное – суть заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное
Еще бывает творческое и нетворческое мышление; интуитивное и логическое; аутистическое и реалистическое.
ФОРМЫ мышления:
Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия.
Суждение – результат способности постичь смысл и значение чего-либо. Суждение как форма мышления основана на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение - высшая форма мышления, формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Аналогия - это индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним признакам делается вывод об их сходстве по другим признакам. А. не дает достоверного знания, но она играет важную роль при выдвижении гипотез.
ВИДЫ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ:
Сравнение - операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.
Анализ – мыслительное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отд свойств предметов, позволяет разложить целое на части, понять структуру.
|
|
Синтез - мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отд. их свойств.
Абстракция - мыслительное отвлечение от к-л. частей или свойств предмета для выделения его существ признаков.
Конкретизация – процесс, противоположный абстракции – представление ч-л единичного, что соответствует тому или иному понятию, стремление представить эти предметы во всем многообразии свойств и признаков.
Индукция - переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает частные случаи.
Дедукция - умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общих положения.
ТЕОРИИ мышления.
В исследованиях развития мышления принято выделять три основных направления исследований: филогенетическое, онтогенетическое и экспериментальное.
Филогенетическое направление предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в процессе исторического развития человечества. Онтогенетическое направление связано с исследованием основных этапов развития в процессе жизни одного человека.
В свою очередь, экспериментальное направление связано с проблемами экспериментального исследования мышления и возможности развития интеллекта в особых, искусственно созданных условиях.