Теории мышления в психологии

В настоящее время тема мышления является одной из ключевых для психологической науки и, по признанию большинства ученых, одной из самых сложных

1 -Ассоциативная теория мышления была сформулирована в трудах английского философа Д. Юма, жившего в XVII веке, и позднее разделялась многими учеными психологами – ассоциационистами, вплоть до конца XIX века. Она фактически сводила все содержание и процесс мышления к чувственным элементам сознания и их ассоциациям, в конечном счете - к ощущениям.

С их точки зрения мышление представляет собой ничто иное, как последовательность ассоциаций, возникающих у человека в связи с условиями и искомым решением задачи, приводящих, в конечном счете, к нужному решению. Мышление, или процесс решения задач, в ассоциативной психологии изображался следующим образом. При ознакомлении с условиями задачи у человека возникают так первичные ассоциации между искомым решением задачи и ее условиями. Далее человек произвольно выбирает одну из них, следует ей, предпринимая шаги по цепочке последовательно возникающих у него ассоциаций, и, в конечном счете, добирается по ним к искомому решению задачи. Если этот путь не приведет человека к нужному решению задачи, то он возвращается на исходные позиции, выбирает другую цепочку ассоциаций и следует по ней. Действуя подобным образом, человек предпринимает несколько попыток решения задачи до тех пор, пока какая-либо из случайно возникающих ассоциаций не приведет его к нужному решению.

Внутренняя сторона мышления, скрытая от наблюдателя, в ассоциативной психологии оставалась не раскрытой. В связи с этим к ассоциативной теории мышления возникло немало вопросов, на которые она не смогла дать удовлетворительные ответы. Среди них – следующие.

1. Почему последовательность ассоциаций, приводящих к искомому решению задачи, является целенаправленной? Что управляет этой последовательностью? Ведь ассоциации – это чисто случайные связи.

2. Каким образом человек находит именно те ассоциации, которые ему нужны для решения задачи?

 3. Как объяснить интуитивное мышление, основанное, по-видимому, не на ассоциациях, а на догадке и чувстве того, что эта догадка верна?

4. Как, исходя из ассоциативной теории, объяснить творческое мышление человека?

2 – Вюрцбургская школа. На волне критики ассоциативной теории мышления возникло новое представление о нем, предложенное в Вюрцбугской школе мышления в Германии (конец XIX – начало ХХ вв.). Представители этой школы в решении проблем мышления опирались на понятие интенции (намерения), идущее от Ф. Брентано и Э. Гуссерля, а также на представление о предметной направленности мысли. В противовес механицизму ассоциативной теории, сводившей его к случайному сцеплению ассоциаций, представители Вюрцбурской школы мышления подчеркивали активный, целенаправленный и упорядоченный характер мыслительных процессов. Особое внимание они обращали на роль задачи в управлении и направлении процессов мышления, а также на значение намерения (интенции, стремления) найти ее решение. В связи с этим в научный оборот были введены понятия «детерминирующей тенденции» (Н. Ах) как внутренней силы, управляющей процессом мышления, и «установки». Еще один представитель той же школы мышления, О. Зельц, сформулировал положение о том, что продуктивное мышление (напомним, что так называли в то время творческое мышление) не сводится к ассоциациям, что решение задачи в таком мышлении определяется установкой на поиск ее решения и теми интеллектуальными операциями, которые эта установка актуализирует.

Представителям Вюрцбурской школы мышления также принадлежит идея о существовании так называемой «безобразной мысли» или идея о том, что мышление может осуществляться на бессознательном уровне, не порождая в голове человека никаких образов. Наконец, представители этой школы первыми поставили и обсудили вопрос о связях, существующих между мышлением и речью, мышлением и другими психическими процессами, а также о природе творческого (продуктивного) мышления (О. Кюльпе, Н. Ах, О. Зельц, К. Бюлер и другие).

Идея связать мышление с практической деятельностью человека впервые возникла и стала разрабатываться в Вюрцбурской школе мышления. Представители этой школы выделили мышление в отдельную, особую проблему психологии, первыми стали его рассматривать как совокупность внутренних действий (актов), которые в процессе решения человеком задач можно изучать с помощью интроспекции. Основные идеи, касающиеся мышления и представленные в данной школе, были сформулированы в трудах О. Зельца. Он первым определил мышление как систему интеллектуальных операций. О. Зельцем было введено в научный оборот понятие антиципации, под которой понималось ожидание или предвосхищение будущего результата мыслительной деятельности. Введя это понятие, О. Зельц подчеркивал, что человек, решая задачу, заранее в общем виде представляет, какое решение он ищет, и в этом проявляется предвосхищение, ожидание будущего результата решения задачи.

3 – Гештальтпсихологи. Много для изучения мышления сделали представители этого направления В. Келер и М. Вертгеймер.

В. Келер провел первые экспериментальные исследования мышления человекообразных обезьян, и не только доказал существование у них интеллекта, но и такжеи то, что даже мышление животных, не говоря уже о мышлении человека, не может быть объяснено на ассоциативной основе как действия, осуществляемые методом проб и ошибок. Еще более убедительно это доказал М. Вергеймер на примере исследования продуктивного (творческого) мышления.

Заслуга гештальтпсихологов в изучении мышления заключалась, кроме того, в том, что они первыми перешли от исследования процесса решения человеком простейших задач в лабораторных условиях (этим, как было сказано выше, в основном занимались представители Вюрцбурской школы мышления) к изучению мышления, как решения задач человеком и животными, в реальных жизненных условиях. Если в обобщенном виде представить суть гештальтпсихологической теории мышления, то она выражается в следующих утверждениях. 1. Мышление – это процесс, основанный не на последовательно возникающих ассоциациях, а на внезапном обнаружении структур, связывающих между собой условия задачи с ее искомым решением.

2. Структура в данном случае – это схема (гештальт), объединяющая все, что связано с решением задачи (действия, представления или понятия) таким образом, что в этом объединении очевидным образом просматривается искомое решение задачи.

3. Обнаружение нужной структуры происходит не за счет последовательного перебора ассоциаций, а сразу, за счет внезапно возникшей догадки или инсайта (озарения).

4. Некоторые люди имеют высокоразвитые интеллектуальные способности, и таких людей чаще, чем других, посещают догадки (озарения, инсайты).

5. Время, затрачиваемое на поиск решения задачи, зависит не только от способностей, но и от опыта человека. Если ему раньше приходилось решать подобного рода задачи, то, встретившись с новыми задачами аналогичного типа, опытный человек быстрее найдет их решение, чем малоопытный.

6. Мышление, как процесс, имеет четко выраженный двухфазный характер. Во время первой фазы человек ищет и находит принципиальное решение задачи, во время второй фазы реализует и проверяет его правильность.

4 Пиаже теория мышления. Определенный вклад в разработку новых теорий мышления внесли экспериментальные исследования процесса его развития, проведенные в первой половине ХХ века. Один из инициаторов этих исследований, швейцарский психолог Ж. Пиаже открыто не придерживался ни одного из описанных выше теорий мышления. Он разработал собственную оригинальную теорию мышления, которая получила название «Операциональная теория интеллекта». Это название объясняется тем, что ключевым понятием в данной теории становится понятие операции, формально заимствованное из математики и логики, но в теории мышления Ж. Пиаже использованное для описания тех умственных или практических действий, которые выполняет человек, решая разнообразные задачи.

Операция, по Ж. Пиаже, представляет собой обратимое умственное или практическое действие, которое человек научился хорошо выполнять в прямом и обратном порядке с разными объектами: предметами, образами, понятиями. Операции входят в структуру интеллекта и представляют его как процесс, состоящий из множества связанных в систему операций разной степени сложности. Они могут соединяться в группы, характеризующие интеллект на разных уровнях его развития.

Широкую известность приобрела теория развития интеллекта в детстве, пред­ложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического направления. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Поэтому не случайно теория развития мышления ребенка, пред­ложенная Пиаже, получила название «операциональной».

Операция, по мнению Пиаже, представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему. В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четыре стадии:

Первая стадия — сенсомоторного интеллекта, развитием способности вос­принимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ре­бенка. Причем под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков. К концу первой стадии первые признаки воле­вого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребенок начинает познавать самого себя.

 Вторая стадия — операционального мышления, активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, фор­мируются наглядные представления, наблюдается проявле­ние эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции дру­гого человека.

Третья стадия — стадия конкретных операций с предметами, могут даваться логические объяснения вы­полняемым действиям, способность переходить с одной точки зрения на другую, появляется объективность в суждениях.

Четвертая стадия — стадия формальных операций, формируются способности выполнять операции в уме с ис­пользованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдель­ные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

5 Гальперина. В нашей стране широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. В осно­ву данной теории было положено представление о генетической зависимости меж­ду внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.

Он говорил о существовании поэтапного формирования мышления. В своих работах Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние. Высшие интеллектуальные действия и операции не могут скла­дываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого дей­ствия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.

Л. С. Выготский совместно с Л. С. Сахаровым исследовал пробле­му формирования понятий. В ходе экспериментальных исследований были выде­лены три стадии процесса формирования понятий у детей.

На первой стадии происходит образование неоформленного, неупорядоченно­го множества предметов, которые могут обозначаться одним словом.

На второй стадии происходит образование понятий-комплексов на основе от­дельных объективных признаков.

И наконец, на третьей стадии происходит образование настоящих понятий.

  Многие теории мышления, которые сложились во второй половине ХХ века, клали в основу его понимания умственные способности человека. Эти теории можно разделить на две основные группы:

- теории, авторы которых исходили из предположения о наличии у человека природных, не изменяющихся или мало изменяющихся под влиянием опыта интеллектуальных способностей;

- теории, в основе которых лежит допущение, что умственные способности человека формируются и развиваются в процессе его жизни.

Во второй половине ХХ века началась разработка теории мышления, представленной в современной когнитивной психологии.

В основу когнитивно-психологического понимания мышления было положено понятие алгоритма, рассматриваемого как универсальный и формализованный процесс решения определенного класса задач. Идея алгоритмичности из области математики и математического программирования была перенесена на психологическое понимание процессов, характеризующих мышление человека. В его психике ученые, представляющие когнитивное направление, также стали искать алгоритмические последовательности действий, приводящие к решению типичных задач. Кроме того, в когнитивную теорию мышления были перенесены другие понятия, используемые в современной теории информации и программировании работы ЭВМ, в том числе такие, как операция, выбор, цикл и другие.

Сторонники этого направления в изучении мышления исходили из того, что с момента изобретения и использования электронно-вычислительных машин начался новый этап в исследованиях интеллекта (мышления) человека. Их уверенность в этом опиралась на следующие соображения.

1. Люди, создавшие современные электронно-вычислительные машины и разработавшие их программное обеспечение – это люди с высокоразвитым интеллектом. Свой интеллект (мышление) они «материализовали» в соответствующих машинах и программах, на основе которых они работают. Поэтому изучение устройства и работы ЭВМ, а также их программного обеспечения есть исследование интеллекта современного человека через продукты его творчества.

2. Имеется основание полагать, что человеческий интеллект устроен и работает на основе тех же принципов, которые заложены в работе современных ЭВМ. Поэтому практически все знания о том, как электронно-вычислительная машина решает поставленные перед ней задачи, можно переносить на мышление человека.

3. Человеческий интеллект не намного сложнее, чем «интеллект» электронно-вычислительной машины, поэтому не будет упрощением переносить на уровень интеллекта человека все, что касается «мышления» ЭВМ.

Когнитивно-психологические исследования мышления активизировались в связи с введением научный оборот понятия искусственного интеллекта, под которым понималась способность ЭВМ решать разнообразные задачи. К классическим трудам, положившим начало разработки проблематики искусственного интеллекта, относятся работы американских ученых А. Ньюэлла и нобелевского лауреата Г. Саймона, которые первыми запрограммировали компьютер, настроив его на игру с человеком в шахматы, а также на доказательство математических теорем и на поиск решения других, достаточно сложных интеллектуальных задач. Труды этих ученых, однако, доказывали, что ЭВМ не может обладать собственным интеллектом и должна учится решать задачи у человека. Авторы пионерских работ по искусственному интеллекту утверждали, что вряд ли когда-либо в будущем ЭВМ сможет превзойти по интеллекту человека. Однако последующие достижения в области интеллектуального программирования ЭВМ убедили ученых в том, что это заявление оказалось преждевременным. К примеру, уже сейчас компьютер по игре в шахматы не только не уступает самым известным и титулованным шахматистам, но и переигрывает их. Десятилетия работы над совершенствованием программ для ЭВМ и устройства самих компьютеров, в которую включились умнейшие люди планеты, показали, что, работая над искусственным интеллектом, ученым и другим специалистам удалось заново открыть и многое понять в мышлении человека. Это обнадежило ученых-психологов, представляющих когнитивную психологию, и они решили перенести на психологию человеческого мышления те открытия и достижения, которые были сделаны в области изучения искусственного интеллекта. Так и возникла когнитивно-психологическая теория мышления.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: