Т.е. назвать виды образных явлений и их отличия друг от друга

---

Образ в психологии — непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры.

 Образ - это субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, составляет целостное и интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.п.), -это чувственная форма психического явления, содержащей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику,

-это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

 

Различают несколько видов образных явлений:

 

Образ восприятия (или Чувственные образы, сенсорные образы (ощущение, восприятие) - образы, возникающие только в соприкосновении предметов окр мира с органами чувств в настоящем. Т.е непосредственный контакт в настоящем. Это отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), которое влияет на органы ҹувств.

Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта.

 

Последовательный образ – возникает после того, как человек в течение некоторого времени, не отводя взгляд, смотрит на картинку, то возникнет такой же яркий, последовательный образ, повторяющий форму исходного предмета, представлен в дополнительных цветах. Подчиняется з-ну Эммерта – чем дальше расстояние, тем образ будет больше. (напр. после взгляда на солнце, при закрытии глаз, видим большой круг).

Эйдетический образ — человек, мельком взглянувший на очень сложную сцену, описывает её с точностью до мельчайших деталей. Образ памяти, обладающий ясностью, красочностью и высокой детальностью, сопровождается чувством реальности, очень похожим на обычное восприятие.

Образы памяти, представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов и являются следом прошлых восприятий, имевших под собой конкретную чувственную основу. Они менее реальны, менее конкретны, более обобщены и схематизированы по сравнению с образами восприятия. Сами чувства лучше запоминаются, чем содержимое.

Негативные переживания запоминаются лучше. Следы памяти, переживаний, просто так логически не проработаешь. Нужно прорабатывать чувственную сторону.

Образ воображения — нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности и поэтому не имевший конкретной чувственной основы. Этот образ является результатом переработки, синтеза всего предшествующего опыта субъекта, некое образное конструирование субъективной реальности. Для образа воображения характерны целостность и обобщенность чувственного представления предмета, события или явления, его субъективная осмысленность и даже эмоциональная окрашенность.

Кроме того, дополнительно еще существуют другие образные явления: фосфены, синестезии, образ тела, фантом, галлюцинации. (в доп. информации).

 Представление — этопсихический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Представление - это психический процесс отражения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно-наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс. Оно, в частности:

- позволяет обходиться без многократного непосредственного контакта (встречи) с объектом, когда в очередной раз его образ будет востребован для активных с ним действий;

- обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;

- формирует априорное (доопытное) отношение индивида к воспринимаемому объекту.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в про­шлом.

Можно выделить несколько типов представлений.

Во-первых, это пред­ставления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашег9о непо­средственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

Во-вто­рых, это представления воображения. На основе полученной в прошлом воспринятой информации и ее творческой переработки.

СВОЙСТВА представлений:

1. Наглядность. Представления — это чувственно-наглядные обра­зы действительности, но вос­произведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в про­шлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, кото­рая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

2. Фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

3. Неустойчи­вость и непостоянство. Так, любой вызванный образ исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по оче­реди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

4. Представления — это всегда обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Представления являются переходом от сенсор­ных и перцептивных образов к понятиям.

ФУНКЦИИ представлений:

1. Сигнальная ф-ция - в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю­щих поведением. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

2. Регулирующая ф-ция - состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей­ствовавшем на наши органы чувств. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, на основе которых с наибольшим успехом решается по­ставленная задача.

3. Настроечная ф-ция - проявляется в ори­ентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружа­ющей среды. Так, появившийся двигательный образ обеспечивает на­стройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений, Обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгорит­ма нашей деятельности.

Выделяют следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые и др.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

- процесс создания новых образов.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Образы воображения создаются только путем перера­ботки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительно­сти.

Воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. (напр мечта о счастливом будущем).

ВИДЫ воображения:

- непроизвольные, пассивное (сновидения);

 – произвольные, активные (воссоздающее, творческое воображение и мечта).

Произвольные воображения – преднамеренное, связано с волевыми проявлениями процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе лежит умение произвольно вызы­вать и изменять нужные представления.

воссоздающее воображение - воссоздание представления по словесному описанию, картам, схемам (важно пространственное воображение)

творческое воображение - человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры и создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

мечта – самостоятельное создание нового образа, направлено на желаемое будущее, не дает немедленного непосредственного продукта творчества, но прилагаются волевые усилия для осуществления.

 - произвольное, пассивное Грезы - связь воображения с потребностями личности, представления о приятном без волевых усилий для их исполнения.

МЕХАНИЗМЫ воображения:

- Агглютинация – создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (напр. кентавр).

- Уменьшение или увеличение объекта и его частей (великан, лилипут)

- Включение уже известных образов в новый контекст

- Схематизация, акцентировка, типизация (т.е. либо неполное схематичное восприятие объекта, либо, наоборот, подчеркивание существенных признаков образа, либо обобщение деталей, образов в общую фигуру)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ВОПРОСУ

ОБРАЗЫ

Самый простой вид образов — фосфены. Они представляют собой локализованные на сетчатке и не имеющие предметного характера световые ощущения в виде отдельных точек, пятен или узоров.

Синестезии — стойкие и определенные чувственные переживания (в одной модальности), которые сопровождают наши образы восприятия в иной модальности. НАПР. синестезии в виде цветовых образов, соответствовавших предъявлявшимся на экране монитора цифрам.

Схема, или образ, тела — представление о собственном теле, пространственном расположении его частей.

Фантомный образ связан с появлением ощущений в ампутированной части тела.

галлюцинации, определяемые как ложное восприятие отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятие.






double arrow
Сейчас читают про: