---
Образ в психологии — непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры.
Образ - это субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, составляет целостное и интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.п.), -это чувственная форма психического явления, содержащей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику,
-это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Различают несколько видов образных явлений:
Образ восприятия (или Чувственные образы, сенсорные образы (ощущение, восприятие) - образы, возникающие только в соприкосновении предметов окр мира с органами чувств в настоящем. Т.е непосредственный контакт в настоящем. Это отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), которое влияет на органы ҹувств.
Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта.
Последовательный образ – возникает после того, как человек в течение некоторого времени, не отводя взгляд, смотрит на картинку, то возникнет такой же яркий, последовательный образ, повторяющий форму исходного предмета, представлен в дополнительных цветах. Подчиняется з-ну Эммерта – чем дальше расстояние, тем образ будет больше. (напр. после взгляда на солнце, при закрытии глаз, видим большой круг).
Эйдетический образ — человек, мельком взглянувший на очень сложную сцену, описывает её с точностью до мельчайших деталей. Образ памяти, обладающий ясностью, красочностью и высокой детальностью, сопровождается чувством реальности, очень похожим на обычное восприятие.
Образы памяти, представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов и являются следом прошлых восприятий, имевших под собой конкретную чувственную основу. Они менее реальны, менее конкретны, более обобщены и схематизированы по сравнению с образами восприятия. Сами чувства лучше запоминаются, чем содержимое.
Негативные переживания запоминаются лучше. Следы памяти, переживаний, просто так логически не проработаешь. Нужно прорабатывать чувственную сторону.
Образ воображения — нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности и поэтому не имевший конкретной чувственной основы. Этот образ является результатом переработки, синтеза всего предшествующего опыта субъекта, некое образное конструирование субъективной реальности. Для образа воображения характерны целостность и обобщенность чувственного представления предмета, события или явления, его субъективная осмысленность и даже эмоциональная окрашенность.
Кроме того, дополнительно еще существуют другие образные явления: фосфены, синестезии, образ тела, фантом, галлюцинации. (в доп. информации).
Представление — этопсихический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Представление - это психический процесс отражения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно-наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс. Оно, в частности:
- позволяет обходиться без многократного непосредственного контакта (встречи) с объектом, когда в очередной раз его образ будет востребован для активных с ним действий;
- обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;
- формирует априорное (доопытное) отношение индивида к воспринимаемому объекту.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.
Можно выделить несколько типов представлений.
Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашег9о непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.
Во-вторых, это представления воображения. На основе полученной в прошлом воспринятой информации и ее творческой переработки.
СВОЙСТВА представлений:
1. Наглядность. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, но воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.
2. Фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.
3. Неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.
4. Представления — это всегда обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.
Представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
ФУНКЦИИ представлений:
1. Сигнальная ф-ция - в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.
2. Регулирующая ф-ция - состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
3. Настроечная ф-ция - проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений, Обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.
Выделяют следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые и др.
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
- процесс создания новых образов.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.
Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.
Воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. (напр мечта о счастливом будущем).
ВИДЫ воображения:
- непроизвольные, пассивное (сновидения);
– произвольные, активные (воссоздающее, творческое воображение и мечта).
Произвольные воображения – преднамеренное, связано с волевыми проявлениями процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
воссоздающее воображение - воссоздание представления по словесному описанию, картам, схемам (важно пространственное воображение)
творческое воображение - человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры и создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
мечта – самостоятельное создание нового образа, направлено на желаемое будущее, не дает немедленного непосредственного продукта творчества, но прилагаются волевые усилия для осуществления.
- произвольное, пассивное Грезы - связь воображения с потребностями личности, представления о приятном без волевых усилий для их исполнения.
МЕХАНИЗМЫ воображения:
- Агглютинация – создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (напр. кентавр).
- Уменьшение или увеличение объекта и его частей (великан, лилипут)
- Включение уже известных образов в новый контекст
- Схематизация, акцентировка, типизация (т.е. либо неполное схематичное восприятие объекта, либо, наоборот, подчеркивание существенных признаков образа, либо обобщение деталей, образов в общую фигуру)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ВОПРОСУ
ОБРАЗЫ
Самый простой вид образов — фосфены. Они представляют собой локализованные на сетчатке и не имеющие предметного характера световые ощущения в виде отдельных точек, пятен или узоров.
Синестезии — стойкие и определенные чувственные переживания (в одной модальности), которые сопровождают наши образы восприятия в иной модальности. НАПР. синестезии в виде цветовых образов, соответствовавших предъявлявшимся на экране монитора цифрам.
Схема, или образ, тела — представление о собственном теле, пространственном расположении его частей.
Фантомный образ связан с появлением ощущений в ампутированной части тела.
галлюцинации, определяемые как ложное восприятие отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятие.






