Вопрос: Нужно ли в ответе подробно рассказывать о периодизация по Выготскому, Леонтьеву, Эриксону?

Ответ: Есть 4 понятия таких, их нужно осветить в ответе…Скорее всего нужно привести несколько примеров возрастных периодизаций. Можете сказать о Выготском, Эриксоне, привести также психоаналитиков (Фрейда), можно о ранних концепциях периодизации (Рене Зазо, Блонский, про периодизацию на основе зубов). Но о Выготском, Эриксоне будет достаточно.

---

Проблема природы возрастов и его периодов имеет 2 линии развития: биологическую природу развития и культурно-исторический характер. Существуют две противоположные позиции в решении проблемы возраста: последовательность и содержание периодов детства врожденны и определяются наследственностью (теории нативизма, двух факторов); детство имеет социально-историческую природу, новые периоды детства возникают в связи с развитием общественного производства и социальных отношений.

Теоретическое значение возрастной периодизации - она  объективирует представление о причинах психического развития, это тот критерий, по которому проверяется истинность теории. Практическое значение периодизации связано с решением вопроса оптимального построения системы воспитания и обучения.

Л. С. Выготский сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям: соотнесение психического развития ребенка с другим процессом (критерий — внешний по отношению к развитию признак); критерий — один признак, абстрагированный из целостного развития; внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации.

Л. С. Выготский, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о структуре и динамике возраста). Структура возраста — социальная ситуация развития и возрастные новообразования. Динамика — чередование кризисов и стабильных периодов. Критериями психического развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социальной ситуации развития; формирование психологических новообразований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов).

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный "общий интеллектуальный показатель". Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент:
умственный возраст x 100%
IQ = хронологический возраст
б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: