Общее в социо и био генетической теории

Общая черта био- и социогенетического подхода к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором — на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.третий тип конвергенция, представитель Штерн пытался описать эту теорию (развитие – слияние наследственности и среды, как сложение, без борьбы противоположностей, без появления качественных особенностей или новообразований).

Представители Общий ход психического развития Условия Источник Форма Специфика Движущие силы

Биогенетический подход

Холл С., Бюллер К., З. Фрейд, Ж. Пиаже, Гезелл, Гетчисон От индивидуального к социальному Наследственность В биологической природе человека Приспособление к среде Разные формы рекапитуляции, преформизма В генах, внутри психики

Социогенетический подход

Э. Эриксон, Фромм, Торндайк, Уотсон, Э. Дюркгейм, Брунер От индивидуального к социальному Среда В социальной природе Приспособление к обществу Эпигенез, теория социального научения В среде

Осознание всей сложности и многогранности психического развития человека и стремление ученых объяснить его содержание привели к разработке ряда теорий человеческого развития. Каждая из них анализирует важные аспекты становления личности, однако ни одной не удалось описать психическое развитие человека во всей сложности и многообразия.

 



Детство как предмет психологического исследования. Детство как социально-культурный феномен.

ПОНОМАРЕВА:  Рассказать историю исследования, начать с Вильгельма Преера (Душа Ребенка) с более-менее объективным исследованием. И рассказ о том, как менялись представления о детстве на протяжении развития культуры. Оно стало объектом исследования по мере развития образования, когда появилось обязательное начальное образование, появилась необходимость исслед психики ребенка, того, как он воспринимает информацию. Среднее образование – стали изучать более поздние периоды. Основная идея вопроса- изменение взгляда на ребенка и расширение предмета исследования в соответствии с этим. Можно сказать про Филиппа Рьеса. Говорите о том, как предмет детства расширялся рядом с развитием НТПрогресс. Можно включить про Эльконина, одобрится, т.к. он отечественный.

Обратите внимание на историю возникновения детства, как социально-культурного феномена, в какой момент это появляется. Обязательно стоит указать, что до определенного периода на детей смотрели, как на маленьких взрослых. И только с появлением псих исследований и экспериментов обратили внимание, что мышления ребенка качественно иное. Начинают рассматривать детство иначе. Исторические факторы также способствовали выделению детства, как особого института. Из ВП известно, что детство долгое время не исследовалось, на детей смотрели так, будто они мыслят, как взрослые. Т.е. ответ выстраиваете так: когда появляется детство, как институт, какие исторические факторы этому способствуют, в какой момент появляется вообще интерес к детству, как феномену и институту, когда возникает детство, можно сказать, есть ли детство у животных. Вспомнить Ариеса, который в одной работе описывал, какое отражалось детство в лит-ре и искусстве в разные исторические эпохи и как менялся образ ребенка в разные эпохи… Какой образ детства складывается сегодня, обязательно указать, что бум исследования детства связан с этнографическими исследованиями, про методы кросс-культурных исследований, где изучались сравнительно особенности, в т.ч. детства у разных народов. Вспомнить интересные исследования, проводящиеся в разных племенах и современном обществе. Детство и период взросления сейчас растягивается, раньше был короче. Есть что наговорить. В лекциях Карабановой и учебнике по ВП Обуховой этот вопрос отдельно выписан и вполне можно подготовиться.

Вопрос: Здесь рассказать о разности в понимании этих понятий надо?

Ответ: Начинаете с того, что такое институт детства и как относились к нему на разных этапах развития. Что институт детства и детство, как предмет псих исследований появляется сравнительно недавно. Важный момент: указать, до того, как детство стало предметом исследований, считалось, что ребенок – это маленький взрослый, просто он еще не вырос и его изучали по примеру взрослого. В 19 веке появляется институт детства и его начинают проявлять интерес и исследовать его, как предмет. В разные периоды развития было разным по времени, сейчас увеличивается. Раньше выдавали в 12-13 лет замуж и мальчики начинали активно работать, то сейчас детство по сроку увеличилось.

Рассказываете про социально-историческую природу детства, когда и как зарождается интерес к детству и псих развитию ребенка. Какие были предположения и теории, кто такой ребенок и как он развивается. Кто первый заговорил о качественно своеобразном развитии и мышлении ребенка, оно отличается от взрослого. Как развивалось детство в истории общества, какие были мысли про это и теории. До начала 20 века была одна история, после начала 20 века-другая. И как зарождается ВП и психология развития. И указать, что в отечественной психологии существовала детская психология и те исследователи, у которых был особый интерес: Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, их школы и школу Запорожца.

       Вопрос: Детство как предмет психологического исследования.

Ответ: Сначала надо определить что такое детство с психологической точки зрения. Какие примерно возрастные границы оно занимает, а дальше кратко рассказать какие направления психологические изучения и подходы существуют в психологии. Это, прежде всего, психология изучает чем психология детей в общем отличается от психологии взрослых. Изучение психологических особенностей детей разного возраста. Исследование индивидуальных различий между детьми одного и того же возраста или разных возрастов. Изучение процесса психологического развития детей, законов которые управляют этим развитием. Вот примерно круг вопросов, которые изучаются в детской психологии или являются предметом исследования применительно к детству.

---

Детство - это период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить процесс развития. Д. Б. Эльконин говорил о двух парадоксах детского развития, которые определяли необходимость исторического подхода к анализу феномена детства.

Первый парадокс заключается в том, что человек, появляясь на свет, наделен самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе, однако по состоянию на момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше живое существо стоит в ряду животных, тем более продолжительно его детство, тем беспомощнее это существо при рождении.

Второй парадокс заключается в том, что в ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За сотни лет человеческий опыт увеличился во много тысяч раз, но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на антропологические данные об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад. Таким образом, несмотря на то, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок, не одинаковый на каждом историческом этапе развития общества.

Детство как предмет психологии стало рассматриваться сравнительно недавно – лишь в конце XIX века. Желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно - только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человек.

 

Ф. Ариес изучал, как в ходе истории в сознании писателей, художников и учёных складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Он пришёл к выводу, что вплоть до 13 века искусство не обращалось к детям. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшённые взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления личности ребёнка, превращения его в полноценного члена человеческого общества. Анализируя портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды: архаизация – одежда детей в данное; историческое время запаздывает по сравнению со взрослой модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи; феминизация – костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды; Использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших сословий.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

При этом продолжительность детства различна в первобытном обществе, в эпоху средневековья и в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они подверженные изменению, как и тысячи лет назад. Следовательно, необходимо изучать детство ребенка и законы его становления сквозь призму развития человеческого общества и законов, определяющих это развитие. Проблема истории детства - одна из наиболее сложных в современной детской психологии, потому что в этой области невозможно проводить наблюдение, или эксперимент. П. П. Блонский говорит о том, что детство - возраст развития. Иметь короткое детство, значит, иметь мало времени для развития, а иметь при этом еще и медленные темпы развития, значит развиваться медленно и недолгое время. Современный человек при благоприятных социальных условиях развития развивается дольше и быстрее человека прежних исторических эпох. Детство - не вечное неизменное явление: оно - иное на иной стадии развития животного мира, оно иное и на каждой стадии исторического развития человечества.

Продолжительность детства в разные исторические эпохи было различным. На сегодняшний день границы детства существенно расширяются, тем самым давая больше возможностей для развития личности. Изменения продолжительности детства в нашей стране: 1) От 0 до 12 лет – продолжительность детства связана с введением обязательного начального образования для всех детей –1930 г.; 2)От 0 до 15 лет – продолжительность детства увеличилась благодаря принятию закона о неполной средней школе – 1959 г.; 3) От 0 до 17 лет – продолжительность детства в настоящее время, которое характеризуется представленностью всех детских возрастов и их чёткой дифференциацией.

Эти и многие другие материалы позволили выдающемуся отечественному психологу Даниилу Борисовичу Эльконину выдвинуть положение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, если основным способом добывания пищи являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. При таких условиях, когда ребенок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости для специальной подготовки к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых оказалось невозможным и было отодвинуто во времени. С развитием человечества детство все более удлинялось. Такое удлинение детства происходило не путем надстраивания новых периодов, а путем своеобразного «вклинивания» нового периода развития, что приводит к «сдвигу во времени вверх» периода включения во взрослую жизнь. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл характер такого вклинивания нового периода на примере возникновения сюжетно-ро- левой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии назван дошкольным.

Л.С. Выготский. В контексте культурно-исторической психологии изучать детское развитие исторически – значит изучать переход ребёнка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях.

Вопросы об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества чрезвычайно важны для понимания психологии современного ребенка. Следует помнить, что тип воспитания, который мы наблюдаем в настоящее время, — это всего лишь один из возможных и далеко не единственный.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: