Механизмы межличностного восприятия

механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.

К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и аттракция.

Идентификация – способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению.

При идентификации с другими людьми усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, но его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этане, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Эмпатия – эмоциональное вчувствование или сопереживание другому человеку.

Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция – особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимноличностного отношения.

Социальная рефлексия – механизм самопознания в процессе общения.

Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению.

Каузальная атрибуция – универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека.

Различают три типа каузальной атрибуции:

– личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок);

– объективную (причина приписывается объекту, на которое направлено действие):

– обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам).

Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим. Интересен пример: одно и то же фото было показано двум группам людей, первой сообщалось, что человек на фотографии преступник, второй – о том, что он крупный ученый. Каждой группе предложили составить словесный портрет этого человека. В первом случае ему были приписаны отрицательные черты личности, во втором – положительные.

Эффекты межличностного восприятия

эффекте первичности и новизны. Он подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При противоречивой информации о незнакомом человеке больший вес придается данным, полученным вначале, при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.

Первое впечватление Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них: превосходство партнера по общению, привлекательность и отношение к наблюдателю.

Фактор превосходства – "запускает" схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, материальному, социальному положению и др.).

Фактор привлекательности (реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне). Фактор отношения к наблюдателю (ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно).

Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола. Эффект ореола заключается в приписывании не существующих черт человеку в зависимости от полученной информации.

Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков. Например, когда у человека замечательное расположение духа, все окружающие кажутся ему милейшими людьми.

Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека – стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д. Они играют как положительную, так и отрицательную роль, помогают принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

Процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения- подстройка сверху и снизу.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на формирование модели партнера по общению влияют субъективные факторы Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает для эффективного налаживания отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: