Методические рекомендации

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОТВЕТУ НА ЭКЗАМЕНЕ

Ответ на экзаменационный вопрос должен быть содержательным, четко структурированным, доказательным и аргументированным.
Студент имеет право на самостоятельную оценку любого исторического события, может придерживаться любой из имеющихся в учебной и научной литературе точек зрения, однако при этом он обязан показать знание фактического материала по рассматриваемому вопросу и умение отстаивать свою позицию.

План ответа. Для правильного построения ответа экзаменуемому рекомендуется составить письменный план ответа и опирающийся на него краткий конспект. При этом следует обращать внимание на наиболее важные факты и тенденции.

Например, при ответе на вопрос «Освоение русским народом Сибири в XVII в.», план ответа может выглядеть следующим образом:

1. Начало продвижения русских в Сибирь.

2. Природа края. Народы, населявшие Сибирь в XVII в.

3. Знаменитые русские землепроходцы в Сибири.

4. Результаты освоения русскими Сибири.

5. Освоение Сибири и отношения России с Китаем.

Конспект. Придерживаясь этого плана, можно составить краткий конспект приблизительно такого содержания:

1. Следует вспомнить, что новгородцы совершали походы за Урал уже со второй половины XV в. В конце XV в. экспедиции в Сибирь осуществляли и московские воеводы. Русские отряды достигали устья Оби, а также ее притоков – Тобола и Иртыша. После завоевания Москвой
Поволжья открылась возможность для более активного освоения Сибири. В связи с этим следует упомянуть, какую роль сыграли в продвижении в Сибирь Строгановы, снарядившие туда экспедицию атамана Ермака Тимофеевича. Также необходимо рассказать о ходе этой экспедиции, о ее судьбе и исторической роли. Именно после похода
Ермака продвижение в Сибирь стало постоянным, и вся Западная Сибирь к концу XVI в. была присоединена к Московскому государству. После этого начинается продвижение уже в Восточную Сибирь, и в течение XVII в. русские достигли берегов Тихого океана, Камчатки и Курильских островов.

2. В Сибири расположены разные почвенно-климатические зоны: степь и лесостепь на юге, тайга в средней полосе, тундра на севере. Это в значительной степени повлияло на род занятий местного населения,
численность которого в XVI–XVII вв. не превышала 200 тысяч человек. Вместе с тем, оно было весьма пестрым в этническом отношении. Необходимо знать районы проживания туземного населения, названия народов, их основные занятия.

3. Продвижение русских по Сибири осуществлялось в основном двумя путями. Первый лежал вдоль северных морей, и по нему русские мореходы и землепроходцы двигались к северо-восточной оконечности материка. Второй пролегал вдоль южных границ Сибири. Среди знаменитых первопроходцев Сибири следует упомянуть Семена Дежнева, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова.

4. Быстрое продвижение русских на восток объяснялось стремлением получить доступ к пушнине и полезным ископаемым, прежде всего к золоту и серебру. Местное население облагалось ясаком, т.е. натуральным налогом в виде пушнины. По мере продвижения в Сибирь там воздвигалось большое число городов: Енисейский острог, Братский острог, Якутский острог и др. Вскоре встал вопрос о снабжении сибирских гарнизонов хлебом. Вначале его привозили из Европейской части России, что было трудно и дорого, но затем хлеб стали выращивать на юге Сибири, где возникли земледельческие районы. Значительную часть русских колонистов этих районов составляли беглые крестьяне и посадские люди. В результате в Сибири возник разряд крестьян под названием «пашенные люди». Они платили государству натуральную повинность хлебом. Необходимо отметить, что Сибирь практически не знала
крепостного права. В то же время, уже в XVII в. Сибирь стала местом, куда ссылали преступников и неблагонадежных с точки зрения правительства лиц.

5. Продвижение русских в сибирские земли совпало с экспансией в Сибирь со стороны Китая, что привело к военным столкновениям в
районе Амура. Поскольку военные силы русских в этом регионе были ограничены, Россия вынуждена была подписать в 1689 г. Нерчинский договор с Китаем. Необходимо раскрыть условия этого договора.

В конце ответа можно подвести общий итог, касающийся роли
восточной колонизации в исторической судьбе Русского государства.








ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: