Место исполнительной власти в системе государственной власти в зарубежных странах

Место современного правительства в системе высших органов государственной власти во многом определяется его взаимоотношениями с парламентом, главой государства, органами конституционного контроля (в спорных вопросах о компетентности правительства и др.), с политическими партиями и другими массовыми организациями. В парламентарных государствах положение правительства определяется тем, опирается ли правительство на парламентское большинство или оно должно добиваться согласия различных политических сил при проведении своего политического курса.

Иногда роль и влияние правительства могут зависеть и от такого субъективного фактора, как личностные характеристики премьер- министра. История зарубежных стран знает многочисленные примеры как выдающихся, так и никчемных премьер-министров, которые оставили как позитивный, так и негативный след в политической жизни своих стран и в мировой истории.

Необходимо отметить, что в старых зарубежных конституциях институт правительства вообще не упоминался. Правительства существовали вне рамок конституции, что ставило эти органы в привилегированное положение, поскольку их порядок формирования, структура, полномочия и ответственность носили внеконституционный характер и фактически регулировались ими самими.

Место другого государственного органа — парламента — в зарубежных отраслях определяется еще и тем обстоятельством, что правительство постепенно монополизирует законодательную функцию, превращаясь в основной источник законопроектов. Достаточно отметить, что в западноевропейских парламентах около 90% всех законопроектов вносится или самим правительством, или по его поручению. Кроме того, в парламентских государствах глава государства накладывает вето на неприемлемый для правительства закон по указанию правительства. Иными словами, правительство откровенно превалирует в области законодательного процесса, отодвигая парламент на второй план.

Усиление роли правительства объясняется и серьезными достижениями в современной научно-производственной сфере, требующей решения сложных и комплексных проблем научно-технического прогресса, с которыми в таком объеме не приходилось сталкиваться правительствам зарубежных стран даже в конце XX в. Это проблемы экономической (в том числе и продовольственной), информационной безопасности, разработки, внедрения и освоения суперновейших нанотехнологий, развития генной инженерии, достижений в различных областях медицины, создания новых жизненных стандартов и т.д. Для разработки и решения подобных проблем никакой другой государственный орган, кроме правительства и подчиненных ему подразделений, не обладает соответствующими финансовыми, материально- техническими, организационными, людскими и другими ресурсами. Только правительство обладает наибольшим объемом государственной информации по основным государственным проблемам. Монополия правительства на весь объем государственной информации принуждает депутатов законодательных органов обращаться за получением такой информации к экспертам из правительственной бюрократии и полагаться на эту информацию в своей законотворческой деятельности.

Монархия и ее разновидности

Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, царя, короля, императора, шаха).

Признаки монархии:

1. не зависит от волеизъявления населения.

2. власть монарха передается по наследству.

3. монарх осуществляет государственную власть пожизненно.

4. юридическая безответственность монарха

Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные. В абсолютной монархии гос. власть полностью и безраздельно принадлежит монарху и не ограничена каким–либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом(например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней).

В ограниченной монархии власть монарха ограничена властью какого-либо представительного органа(Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия). К ограниченным относятся сословно-представительная, дуалистическая и конституционная монархии.

Сословно-представительная монархия, существовавшая при феодализме, характеризуется тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномочиями сословно-представительным органом – собранием представителей различных сословий (духовенства, дворянства, верхушки третьего сословия), созыв и объем полномочий которого полностью зависели от воли монарха. (Боярская Дума в России, Генеральные Штаты во Франции)

Дуалистической монархия характеризуется двойственностью гос. власти. Верховная гос. власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть. Монарх обладает значительными властными полномочиями. Он имеет право налагать вето на закон, принятый парламентом, распускать парламент по своему усмотрению, издавать акты (указы, декреты и т.п.) по юридической силе равные законам парламента.(Германия, Турция, Таиланд, Ливия)

Конституционная монархия, возникшая в эпоху буржуазных революций, характеризуется уже тем, что власть монарха на основе конституции или актов, имеющих конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющегося органом народного представительства.

Большинство современных монархий (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды, Швеция, Япония и др.) являются конституционными.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня в трети стран мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: