Местное самоуправление в зарубежных странах понятие черты принципы

Исторически социальное назначение местного самоуправления было связано с защитой местных (муниципальных) интересов, которые касаются решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. При этом местное самоуправление можно равным образом назвать и организацией власти, и управленческой деятельностью органов местного самоуправления, и складывающейся местной практикой.

В юридической науке под местным самоуправлением принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую специальными выборными и иными органами, непосредственно представляющими ее население.

Европейская хартия местного самоуправления была разработана по инициативе действующего в рамках Совета Европы Конгресса местных и региональных властей в середине 1980-х гг. и открыта для подписания 15 октября 1985 г. Европейская хартия местного самоуправления является основным международно-правовым актом, который регулирует муниципальные отношения в большинстве европейских стран. Под местным самоуправлением в ней понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, иод свою ответственность и в интересах местного населения» (п. 1. ст. 3). В Хартии особо оговаривается необходимость создания специальных органов, избираемых всеобщим голосованием, ответственных за управление общественными делами, при этом исполнительные органы являются подотчетными им.

Приверженность к данной Хартии европейских государств не означает тождества их муниципальных систем. Речь идет о демократическом пути развития в целом, подразумевающем децентрализацию власти как основополагающий признак организации местного самоуправления, которое, как записано в Хартии, «составляет одну из основ любого демократического строя».

Целью Европейской хартии местного самоуправления является восполнение отсутствия общеевропейских нормативов определения и защиты прав местных органов власти. Участники Хартии обязуются законодательно закрепить и применять на практике правовые нормы,

гарантирующие политическую, административную и финансовую независимость местных властей.

В то же время нельзя говорить о том, что национальный законодатель должен слепо копировать положения Хартии, это касается даже ее базовых категорий. Само определение местного самоуправления не воспроизведено полностью в законодательстве о местном самоуправлении ряда государств — ее участников.

Хартия состоит из трех частей, имеющих самостоятельное значение. Первая часть содержит принципы местного самоуправления, включающие в себя следующие положения:

• самостоятельность осуществления местных коммунальных функций, опирающаяся на муниципальную собственность, местные налоги, распоряжение местной полицией и т.д.;

• выборность органов данного уровня путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования;

• организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе государственного управления;

• определенная финансовая автономия;

• ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

• право принимать собственные нормативные акты;

• осуществление контроля представительными муниципальными органами местного самоуправления за исполнительными органами.

Помимо этих принципов важной нормой Хартии является предоставление местным органам полных и исключительных полномочий, адаптированных к местным условиям. Также Хартия фиксирует обязательность четкой территориальной очерченное™ границ территории местного самоуправления, возможность изменения таких границ только с учетом мнения населения, в том числе и путем проведения референдума.

Паритетные начала в отношениях государственных органов и органов местного самоуправления по передаче государственных функций заключаются в их договорном характере. Независимость органов местного самоуправления в соответствии с требованиями Хартии проявляется в

возможности самостоятельного определения их структуры. Развитию прав органов местного самоуправления способствует закрепленная в Хартии возможность сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциации с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес.

Вторая часть Хартии включает положения, касающиеся объема тех полномочий, которые участники соглашения могут взять на себя.

Третья часть Хартии содержит нормы, обычно включаемые в международные конвенции.

Европейская хартия местного самоуправления служит основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство государств — членов Совета Европы, накладывает на них обязательства по развитию и поддержке местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: