Организация и проведение выборов в зарубежных странах

Избирательный процесс – это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и само управленческие органы.

Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки:

· а) в президентских республиках – через строго определенные промежутки времени (в США – в первый вторник ноября каждого четного года);

· б) в парламентарных республиках и парламентарных монархиях:

o – по истечении срока полномочий представительного органа (очередные выборы);

o – в случае досрочного роспуска парламента главой государства (внеочередные выборы);

o – в случае отстранения, отставки или смерти депутата (дополнительные выборы).

Избирательный процесс состоит из определенных стадий:

1. Назначение выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией (Коста-Рика, США, Латвия, Мексика). Обычно выборы объявляются указом (прокламацией) главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства).

2. Установление избирательных округов. Выборы проводятся по избирательным округам: одномандатным, многомандатным и государственным (национальным). Число и нарезка избирательных округов обычно определяются законом. Избирательные округа могут быть территориальными (по месту жительства) и производственными (по месту работы) (КНР). В отдельных странах округа создаются по этническому признаку (Сингапур, Фиджи).

3. Установление избирательных участков. Обычно избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную агитацию среди избирателей.

4. Формирование избирательных органов. Эти органы организуют и проводят выборы, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов (избирательные комиссии, трибуналы, советы, гражданский регистр). Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми и т.д.

5. Регистрация избирателей и составление избирательных списков. В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей. Может быть обязательной и необязательной;

6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов.

Способы выдвижения кандидатов: способы могут комбинироваться

· – самовыдвижение – подача в надлежащий орган заявления кандидата; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция, Япония);

· – партийное выдвижение – официальное представление от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет, Швейцария). Частный случай – праймериз (первичные выборы – в США, Турции);

· – выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина);

· – выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Бельгия, Великобритания, Нидерланды).

7. Предвыборная агитация. В большинстве стран эта процедура начинается после регистрации кандидата. Закон всегда определяет допустимые методы агитации, ее начало и время окончания. Наиболее детально регулируются вопросы использования средств массовой информации, финансирования выборов.

8. Голосование – подача голосов за выдвинутых кандидатов. В большинстве стран участие в голосовании рассматривается как право гражданина, гарантируемое конституцией.

Обычно голосование осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Швейцария, Дания), по доверенности (Бельгия, Нидерланды, Бенин), а также голосование представителей за неграмотных и больных. В случае голосования по доверенности она должна быть легализована компетентными органами и в определенных законом случаях отозвана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: