Конституция - фактический документ (социальная конституция или конституция в материальном смысле) - реально существующее основа государства политического строя государства, место и роль человека в обществе. Порядок в обществе, государстве, при котором реализуются основы конституционного строя, реализуются положения конституции, права и свободы человека и гражданина.
Юридическая конституция - это основной источник конституционного права. (Документ, основной закон, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы - социально экономического строя, политическую силу, правовой статус личности и основы духовной жизни общества.). Это также основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, принципы правовой системы государства и основу их взаимоотношений с обществом, населением.
Расхождение между фактической и юридической конституциями - обычно результат в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции особенно, когда речь идет о
|
|
формальной юридической конституции принятие которой имеет одномоментный характер. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции. В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и юридической конституцией все большую роль играет конституционная юстиция.
Конституции обладают рядом особых свойств:
1. Имеет высшую юридическую силу - т.е. главенствующая в системе национального права.
2. Прямое и непосредственное действие - это означает, что конституционные положения распространяются на всей территории страны и общественные отношения без предварительного одобрения, санкционирование со стороны иных актов или органов власти.
3. Верховенство - положением конституции, ее принципам, закрепленным в ней правилами должны следовать органы государственной власти, должностные лица в своей деятельности. Иные институты (система права, система разделения властей, принципы формирования органов власти) также должны соответствовать положениям конституции.
4. Особый порядок принятия и изменения Конституции, что требует проведение референдума в стране или квалифицированного одобрения парламентом.
|
|
5. Особый характер реализации положений Конституции. Для этого создаются специальные органы и институты власти в государстве.
6. Особый характер охраны Конституции.
7. Особый порядок отмены Конституций в зарубежных странах.
Таким образом, конституционный строй представляет собой объемное, широкое понятие, поскольку он включает в себя все стороны жизни общества и государства. Его структура складывается из четырех основных элементов, которые представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими системами являются:
1. политические отношения;
2. экономические отношения;
3. социальные отношения;
4. духовно-культурные отношения.
Каждый из элементов конституционного строя тесно взаимодействует с остальными элементами, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одного вида отношений на другой вид отношений.
Поскольку конституционный строй включает все общественные отношения, складывающиеся в обществе, то в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы, а все законодательство. Ведущее же место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй, принадлежит нормам Конституции. Это обусловлено тем, что Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
Понятие и сущность Конституции в зарубежных странах. Предмет конституционного регулирования.
В иерархической системе источников национального права особое значение всегда отводится конституции. Понятие «конституция» (от лат. constitutio – устанавливаю, учреждаю) употребляется со времен античности, когда она являлась декретом римских императоров. В современном значении первые конституционные акты в качестве явлений демократизма, которые принимались народом или с его участием и ограничивали институты власти, принимались в конце XVIII в.
В современном мире сущность конституции зарубежных стран в качестве вида политико-правового документа большинством исследователей и политиков определяется как отражение баланса между основными социальными интересами, которые представлены в обществе. Близким к этому является понимание сути конституций в качестве проявления социального плюрализма или политического компромисса.
Сегодня конституционное право использует категорию «конституция» в двух основных смыслах, включая конституцию фактическую и юридическую. Первая из них представлена реально существующими конституционными отношениями в определенном государстве. Вторая представлена правовым актом (совокупностью правовых актов), который наделен высшей юридической силой, принимается и изменяется в особом порядке, регулирует основу статуса и организацию власти в государстве, включая его отношения с обществом.
Предмет конституционного регулирования - это общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников отношений путем установления их статуса.
Говоря о конституционном регулировании, прежде всего, следует выяснить, каковы критерии, на основе которых те или иные группы общественных отношений подлежат регулированию именно конституционным законодательством.