Полномочия органов местного самоуправления в зарубежных странах

Местное самоуправление – это особое звено в государственном механизме, примыкающее в функциональном отношении к аппарату госадминистрации.

Система органов местного самоуправления состоит из государственных органов, осуществляющих управленческие дела на местном уровне. Сюда входят:

· органы юстиции;

· ОВД и органы безопасности;

· финансовые;

· сельского хозяйства;

· архитектуры и строительства;

· по управлению госимуществом;

· промышленности;

· торговле;

· логистике;

· налоговой инспекции;

· миграционного отделения и пр.

Главная задача органов местного самоуправления – обеспечить реализацию и исполнение законодательства, нормативной документации органов центральной и местной власти, а также вышестоящих органов управления в пределах, определенных при составлении полномочий.

Органы местного самоуправления являются элементом государственной организации. Но среди государственных органов на местах им не отводится верховное положение, так как множество функций управления территориями изъяты из их ведения и поручены правительственным и министерским агентам и пр.

Основополагающие функции органов местного самоуправления:

· планирование;

· материально техническое обеспечение;

· прогнозирование;

· регулирование;

· контроль.

В компетенцию органов местного самоуправления входит:

· жилищно коммунальное хозяйство;

· служба быта;

· соцобслуживание;

· образование;

· здравоохранение;

· торговля;

· санитарный контроль;

· общепит;

· общественный порядок и пожарная безопасность;

· землеустройство и строительство;

· охрана природы и пр.

Концепция местного самоуправления в зарубежных странах появилась во 2-й половине XIX столетия в Европе во время того, когда города отстояли право разрешать собственные местные дела по своему усмотрению. Сегодня в мире сформировались 3 основополагающие модели организации управления на местах (у некоторых авторов может использоваться иная классификация):

1. англосаксонская модель – на местах отсутствуют должностные лица, назначаемые центральной властью, а также ее представители, опекающие муниципальные органы, однако последние (советы, мэры, шерифы и пр.), назначаемые непосредственно народом, вправе делать исключительно то, что напрямую прописано в законодательстве;

2. континентальная модель – на местах присутствуют специальные уполномоченные центральной власти (т.н. комиссары и префекты), которые осуществляют контроль над органами местного самоуправления, однако последние, избираемые непосредственно народом, вправе осуществлять все, что напрямую не запрещает законодательство и то, что не относится к компетенции иных органов. Вместе с континентальной (французской) моделью выделяют местное (или коммунальное) управление Германии, осуществляемое по государственному поручению;

3. иберийская модель – каждая административно территориальная единица имеет совет с должностным лицом (алькад, регидор), утверждаемым центральной властью в качестве представителя в административно территориальном округе.

В конституциях нынешних стран закрепляется и гарантируется местное управление в качестве одной из начал демократической системы управления. Оно

полнее позволяет воплощать в жизнь конституционное положение касаемо того, что единственным источником власти выступает население.

Местное управление может реализовываться в самых разнообразных организационных формах, но обязательное условие при этом – наличие представительного органа (общинного совета, земства, ландрата и пр.) либо выборного должностного лица (бургомистра, мэра).

Полномочия органов местного управления, как правило, закреплены специальным законодательством. В общем виде они устанавливаются в конституциях. В федерациях полномочия муниципальных органов обычно регулируются при помощи актов субъектов Федерации. А в англосаксонских государствах – с помощью судебных прецедентов.

Существует 2 главных признака органов местного управления:

1. выборность;

2. самостоятельность в решении дел местного назначения (в наличии есть собственный исполнительный аппарат, материальная база в качестве муниципальной собственности, права определять и взимать местные налоги, издавать нормативно-правовые акты).

Полномочия могут предоставляться в 2-х порядках:

1. принцип «позитивного регулирования» деятельности муниципальных органов (Соединенные Штаты Америки, Великобритания) – в таких моделях объем полномочий определяется в процессе подробного перечисления прав и обязанностей;

2. принцип «негативного регулирования» (в государствах континентального права) – муниципальные органы обладают правом осуществлять все действия, которые прямо не запрещаются законодательством.

Полномочия органов местного управления имеют следующую классификацию:

· в области финансово экономических отношений: принятие бюджета, планирование, определение налогов и сборов на муниципальном уровне, регулирование хозяйственной деятельности;

· в области коммунального обслуживания населения: развитие логистики, регулировка дорожного движения, санитария, канализация, очистка улиц и пр.;

· в социальной сфере: постройка недорогого жилья для нуждающихся людей, школ, больниц, организация торговой деятельности, общепита, охрана общественного порядка.

В общем виде в нормативных актах государств современного мира полномочия местных представительных органов, как правило, подразделяются на 2 типа:

1. обязательные – имеют общегосударственное значение, исполняются в непременном порядке: водоснабжение, транспорт, общественная безопасность, здравоохранение, очистка и содержание улиц населенного пункта;

2. факультативные – осуществляются зависимо от конкретной финансовой ситуации, обычно имеют отношение к социальной и культурной сфере: содержание общественных парков, библиотек, посадка растительности, постройка домов для нуждающихся и инвалидов.

Органы местного управления наделяются законодательством отдельными гос. полномочиями, осуществление которых подконтрольно государству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: