2.1 Инновации в системах управления туристическим предприятием.
Эффективное становление и развитие рыночных отношений во многом определяются формированием современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране.[3]
Как показывает опыт, многие аспекты теории управления инварианты социально-экономической системе и политическому устройству общества.
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах[5]:
¾ общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
¾ управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
|
|
¾ конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. К ним относятся[19]:
¾ прогнозирование и планирование;
¾ организация работы;
¾ мотивация;
¾ координация и регулирование;
¾ контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретным[19]:
¾ перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
¾ организация работ по стандартизации;
¾ учет и отчетность;
¾ экономический анализ;
¾ техническая подготовка производства;
¾ организация производства;
¾ управление технологическими процессами;
¾ оперативное управление производством;
¾ метрологическое обеспечение;
¾ технологический контроль и испытания;
¾ сбыт продукции;
¾ организация работы с кадрами;
¾ организация труда и заработной платы;
¾ материально-техническое снабжение;
¾ капитальное строительство;
¾ финансовая деятельность.
|
|
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем. [5]
При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят[2]:
¾ выбор технологического процесса;
¾ планирование программы производства;
¾ планирование последовательности производства (оперативное планирование);
¾ формирование производственных систем (систем оборудования);
¾ содержание и эксплуатация оборудования;
¾ организация материально-технического снабжения.
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления[16]:
¾ организация инновационного процесса;
¾ выбор и реализация стратегии НИОКР;
¾ оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
¾ внедрение результатов НИОКР;
¾ защита результатов НИОКР.
Реализация функций в области маркетинга включает:
¾ организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
¾ выбор целевых рынков, их сегментирование;
¾ применение маркетинговых решений по продукту;
¾ выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
¾ продвижение товара;
¾ выбор и реализация ценовой политики;
¾ планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
¾ Финансовое управление предприятием включает:
¾ приобретение финансовых средств;
¾ использование финансовых средств;
¾ управление ликвидностью;
¾ структурирование капитала и имущества;
¾ управление платежными средствами и проведение платежного оборота;
¾ финансовое планирование и финансовый контроль.
Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента. Данные компоненты необходимо учитывать при формировании управленческих отношений. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране.