В настоящее время туризм, являясь глобальным социально-экономическим явлением, функционирует порой в условиях весьма жёсткой конкуренции и характеризуется большой степенью подверженности инновационным процессам [19]. Внедрение новых технологий совершенно необходимо особенно в современный век стремительных изменений во всех областях жизни.
Инновацией можно считать изменение, которое применяется в организации или на предприятии и приносит пользу экономического или социального характера.
Инновации решают не только вопросы технологического производственного плана, но и являются средствами, которые направлены на решение коммерческих задач, извлечения максимальной прибыли. Инновации обеспечивают более высокую конкурентоспособность предприятия по сравнению с другими, являясь залогом его экономического роста [13].
Инновации выполняют ряд функций [16].
Во-первых, с помощью инноваций привлекаются новые производительные силы, которые способствуют росту производительности труда, ведут к повышению эффективности производства; с их помощью происходит сокращение разных затрат.
|
|
Во-вторых, инновации играют важную роль в повышении уровня жизни людей. Это достигается за счёт того, что с помощью применения инновационных технологий производится разнообразное количество продуктов и услуг, которые удовлетворяют потребности каждого человека.
В-третьих, инновации выполняют такую функцию, как поддержание равновесия на рынке между спросом и предложением.
В-четвёртых, благодаря инновациям идёт развитие творческого потенциала человеческого интеллекта, они стимулируют его и становятся результатом творчества.
В каждом бизнесе есть свои особенности применения инноваций.
Туризм — это такая отрасль, в состав которой входят различные фирмы, учреждения и предприятия, занимающиеся организацией отдыха туристов, предоставляющие потребителю разнообразные туристские услуги [21].
Инновация в туризме представляет собой систему организационно-экономических, научно-исследовательских, технологических и других мероприятий, которые направлены на полное обновление туристской услуги, в частности механизма её реализации и продвижения для достижения экономического, социального или другого эффекта. Туристская отрасль играет важную роль в экономике страны. В некоторых странах она является самой важной статьёй дохода в бюджет государства [26].
С введением нового связано и повышение качества туристических услуг. Это тоже немаловажно для современного состояния предприятия. И, наконец, инновации, могут стать своеобразным средством решения многих проблем предприятия.
|
|
Непосредственно для туристического предприятия могут применяться следующие виды инноваций.
Продуктовые инновации. Они подразумевают использование новых материалов (например, экологически чистых), появление новых полуфабрикатов, а также разного рода комплектующих. Продуктовые инновации создаются непосредственно для потребителей услуг. Сюда можно отнести следующее [20].
Во-первых, появление и разработка новых туристических продуктов (туров). Совсем недавно в качестве инноваций выступали аграрный (сельский, зелёный), авантюрный (приключенческий), экологический, подводный и другие виды туризма.
Во-вторых, в туризм привлекаются новые виды ресурсов, которые можно отнести к туристским. Например, вовлечение в данную орбиту природ-но-антропогенных объектов (создание прудов, лесопарков и т. д.); в сферу туризма втягиваются также объекты техногенного характера (шахты, рудники, фабрики и заводы);
В-третьих, туристическая отрасль активно осваивает новые сегменты рынка: космический туризм, экстремальный туризм в пустыни, экваториальных субтропиках и джунглях, психологический туризм. Расширение сегмента также идёт и за счёт создания возрастных групп для туризма - профессиональный туризм, детский туризм, туризм пожилых.
В-четвёртых, создаются не только новые продукты, но и в качестве таковых можно назвать появление новых территорий, но не природного характера, а тематического.
Технологические инновации. Они касаются разных сфер работы современного туристического комплекса. Можно выделить несколько таких инновационных направлений.[15]
Во-первых, связанные с безопасностью гостиницы. Это разного рода системы пожаротушения, видеонаблюдения, пропускной системы, электронных ключей, связи, просмотра передач (радио, домашний кинотеатр, эфирное и спутниковое телевидение), энергоснабжения, освещения, водо-, газоснабжения, микроклимата, кабельная подсистема и т. д.
Во-вторых, вводятся новшества в системе транспортного обслуживания туристов, направленные на комфорт, ускоренную доставку туристов.
Инновации в области управления. Как правило, они связаны с внедрением новых систем управления персоналом предприятия, новых форм продаж, рекламы и маркетинга. Для этого внедряются разного рода управляющие компьютеризованные системы, позволяющие не только эффективно руководить, отслеживать важнейшие вопросы деятельности гостиницы, но и анализировать работу с потребителями, создавать клиентские базы и т. п.[20]
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, инновации не только решают вопросы технологического производственного плана, но и являются средствами, которые направлены на решение коммерческих задач, извлечение максимальной прибыли. Непосредственно для туристического предприятия могут применяться следующие виды инноваций: продуктовые инновации, технологические инновации, инновации в области управления.