Понятие и сущность СМИ

Кафедра истории славянских народов

КУРСОВАЯ РАБОТА

СМИ и их роль в политической системе зарубежных государств

 

Выполнил: Козакевич Илья Михайлович – студент 1 курса специальности «История-политология»

Научный руководитель: Свирид Александр Николаевич– доцент кафедры истории славянских народов, кандидат исторических наук

 

Брест, 2019


Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

1. Понятие и сущность СМИ…………………………………………………. 4

2. СМИ как средство осуществления политической деятельности............... 8

3. Национальные системы СМИ……………………………………………... 12

4. Роль средств массовой информации на примере США…………………. 16

5. Роль средств массовой информации на примере Великобритании и Франции……………………………………………………………………….  20

Заключение……………………………………………………………………  24

Используемая Литература……………………………………………………. 25


 


Введение

Постановка проблемы. Динамические процессы, происходящие в государствах, которые характеризуются реформированием политической системы общества, активно влияют и на средства массовой информации, в корне меняя понимание их роли в процессе развития современного правового государства и развития гражданского общества. Это, в свою очередь, приводит к усложнению функций СМИ. Неоднозначные изменения в обществе отражаются также в противоречивом характере влияния СМИ на процессы демократизации. Вот почему именно сейчас крайне необходимо определить условия, при которых средства массовой информации могут выполнять функции влиятельного фактора демократического развития, предложить конкретные меры, которые способны обеспечить становление в государствах такой модели взаимодействия политической и медиа-систем, что будет способствовать консолидации и демократизации общества.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы. Роль средств массовой информации в конструировании политической реальности, вопрос влияния СМИ на процесс развития общества и становление институтов гражданского общества выясняли в своих работах: В.В. Березенко, М. Т. Дзюба, М. И. Горлач, А.Г. Костырев, Н. О. Мороз, И.О. Прилуцкий, В.О. Приступенко, Д. В. Яковлев.

Цель курсовой работы – анализ проблем влияния и взаимосвязи функционирования системы СМИ в зарубежных государствах.

Исходя из данной цели поставлены следующие задачи:

– определить роль СМИ в построении гражданского общества в зарубежных странах на современном этапе развития правового, демократического государства;

– проанализировать состояние информационного законодательства государств, которое касается деятельности системы средств массовой информации;

– обозначить проблемы доступа к информации как важного фактора развития демократии;

Объектом исследования являются средства массовой информации и их функции.

Предмет исследования роль и значение функций СМИ на современном этапе развития.

 

Понятие и сущность СМИ

СМИ – система учреждений, созданных с целью публичного, оперативного распространения информации о событиях и явлениях в мире, стране или регионе неограниченного круга лиц, субъектов, ориентированных на выполнение определенных общественных задач. Для определения сущности средств массовой информации нужно понимать, что подразумевается под этим понятием.

Средствами массовой информации являются: телевидение, газеты, радио, журналы и Интернет. В соответствии с международным стандартом, печатными средствами массовой информации являются периодические печатные издания (пресса) - газеты, журналы, бюллетени и разовые издания с определенным тиражом; аудиовизуальными средствами массовой информации являются: радиовещание, телевидение, кино, звуко-, видеозапись и тому подобное. Необходимость всесторонней передачи социальной информации, которая формирует массовое сознание, стала одной из главных причин, вызвавших возникновение СМИ. Другие средства не в состоянии оперативно, регулярно и в большом масштабе влиять на мнение людей. Основной целью деятельности СМИ является влияние на общественное мнение. Успех в решении этого вопроса связан с диалектическим сочетанием уже существующих взглядов и формирующего воздействия на них [4].

Основными функциями СМИ являются:

-Просветительская. Направлена на удовлетворение потребностей реципиента в информации относительно определенного круга вопросов или отрасли знаний. Для раскрытия глубинной сущности многих явлений и процессов часто нужны соответствующие объяснения, комментарии, толкования, поскольку значительная часть реципиентов может быть не подготовленной к восприятию представленных фактов.

-Сравнительная (оценочная) функция. Сущность заключается в сравнении похожих, аналогичных явлений, процессов, решений и выявлении на этой основе их недостатков и преимуществ. Особое значение эта функция приобретает, когда общество оказывается перед выбором одного из нескольких вариантов решений. В этом случае СМИ может направить общественное мнение в ту или иную сторону.

-Контрольно-критическая функция. Направлена на осуществление общественного контроля. СМИ выявляют уязвимые места общественного строя, доводят их до сведения граждан, предлагают пути преодоления определенных проблем, контролирует деятельность критических сигналов.

-Функция обратной связи. Сущность ее заключается в выяснении СМИ, насколько своевременно поступает информация до реципиента, эффективность ее усвоения и толкования.

-Коммуникативная функция. Направлена на установление и развитие связи между реципиентами, активизацию процесса их объединения для достижения единой цели и распространение определенных идей.

-Прогностическая функция Призвана обеспечивать научный анализ перспектив общественно-политического развития на основе закономерностей общественного развития.

Но нужно помнить, что ни одна из перечисленных функций не реализуется обособленно. СМИ имеют разные возможности и силу влияния, которые больше всего зависят от способа их восприятие реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, прежде всего радио и телевидение [7].

Для понимания роли СМИ в обществе нужно определить последствия воздействия массовых коммуникаций на общественность, среди которых выделяют четыре основных категории:

-Поведенческие последствия. Человек совершает те или иные действия после того как он видит, что кто-то ведет себя аналогично.

-Выполнение человеком отдельных действий вследствие влияния СМИ на его психологические установки. Установки включают в себя интеллектуальный компонент или компонент доверия, но значительная часть психологической динамики имеет эмоциональный характер, поэтому влияние СМИ в этой сфере является особенно глубоким. Правильно использование СМИ может помочь спрограммировать целый комплекс установок по отношению к тому или иному объекту. Установки программируются значительно легче, чем действия человека. Иногда они получают большое значение, поскольку влияют на следующее поведение и на то, как будет перерабатываться дальнейшая информация. Они формируют личное восприятие мира, событий и явлений.

-Когнитивные последствия. Усвоение поданной СМИ информации, что меняет направление развития мысли человека, его знаний и мышления.

-Физиологические последствия. Физиологические изменения в нашем организме, что вызывает деятельность СМИ.

Важно отметить, что последствия взаимодействия СМИ с аудиторией не являются четко обособленными и направленными, наоборот, в большинстве случаев этот эффект является кумулятивным, совокупным.

СМИ не только передают то, что находится вокруг нас, скорее, они конструируют мир, который затем становится реальностью для потребителя. Часто они изображают ценности, стили жизни и привычки, которые впоследствии подхватываются обществом. Через некоторое время образ мира, сконструированный СМИ, может настолько утвердиться в сознании реципиента, что он будет не способен отличить его от реальности. СМИ создают для нас реальность во многих различных направлениях, опираясь на различные психологические процессы. Возможно, мы считаем те или иные событие и вопросы важными потому, что именно такими их подают нам. Средства массовой коммуникации в любом обществе выполняют важную информационную роль, т. е. являются своеобразным посредником между властью и населением. При этом в процессе функционирования СМИ связь между коммуникатором и реципиентом осуществляется в двух направлениях. Другими словами, осуществляется коммуникация – своеобразное общение, но не личное, как в повседневной жизни, а с помощью массовых форм связи, где существуют специальные технические каналы, с помощью которых СМИ должны обеспечивать выполнение информационных потребностей общества [16].

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей, их деятельность имеет важные общественно-политические последствия, так как характер информации, который адресуется аудитории, определяет ее отношение к действительности и направлению социальной деятельности. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не только информируют, сообщают новости, но и пропагандируют отдельные идеи, взгляды, учения, политические программы и этим принимают участие в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, убеждений, разработки определенных социальных установок, СМИ направляют деятельность человека в определенное русло. Вся их работа непосредственно направлена на выполнение функции содействия полной и разносторонней социальной ориентации масс.

Политика и масс-медиа тесно связаны друг с другом: политика является одной из важнейших тем, а СМИ являются необходимым элементом осуществления политики. Средства массовой информации – составная часть политической системы общества. Поэтому, конечно, общественное устройство влияет на формирование системы СМИ. В то же время СМИ осуществляют свое влияние на общество, его состояние и развитие. они могут способствовать прогрессу или тормозить его. Наши представления о политическом мире во многом являются продуктом масс-медиа, они создают политическое измерение-основу наших знаний и поведения в политической сфере. «Вместе с техническим прогрессом менялась как отправка, так и получение политической информации, менялись и наши представления о политических событиях. Для нас политическую реальность составляет не влияние одного политического события, а его интерпретация (и часто его трансформация) в масс-медиа, в особенности на телевидении» (Kraus,S. Televised presidential debates and public policy. - 1988).

Поэтому важным встает вопрос роли СМИ в политической деятельности государства. Помогают ли СМИ сохранить и внедрить политическую и социальную идеологию?


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: