Роль средств массовой информации на примере США

Согласно закону о федеральных средствах связи, который был принят Конгрессом в 1934 г., была создана Федеральная комиссия связи (FCC). Закон определяет, что основной политической целью данной организации является «обеспечение доступных, по возможности, для всех людей в Соединенных Штатах, оперативных, эффективных услуг проводной и радиосвязи в масштабах страны и всего мира». Раздел о радиовещании содержит также указание «поощрять более широкое и эффективное использование радио». В обоих случаях «радио» следует понимать как термин, включающий телевидение и другие системы распространения информации, использующих частотный спектр. Раздел о лицензировании радиовещания предписывает комиссии при рассмотрении заявлений определять «соответствует выдача этой лицензии общественным интересам, требованиям удобства и насущным потребностям». Более того, при выдаче лицензий на радиовещание FCC «должна обеспечить такое распределение лицензий, частот, времени вещания и энергоснабжения между штатами и сообществами, чтобы гарантировать справедливое, эффективное и беспристрастное распределение услуг радиовещания каждом из названных ранее» [13].

Относительно телевидения данные предписания трансформируются в три основные стратегические задачи: конкуренция, многообразие и местные интересы. В ряде случаев эти задачи противоречат друг другу. Последнее формулирование целей FCC содержится в документах: 2002 Biennial Regulatory Review, Report and Order (Обзор регулятивных норм за двухлетний период, отчет и предписание, 2002 год) и Notice of Proposed Rulemaking (Уведомление о предложенные нормы) в MB Usps 02-277 (Biennial Review Order) и Broadcast Localism Notice of Inquiry (Письменный запрос о учете местных интересов в процессе речи) в MB Docket No. 04-233 (Broadcast Localism NOI).

Понятие «конкуренция» означает экономическую конкуренцию. Коммерческое вещательное телевидение в США финансируется исключительно за счет рекламы, и зрители не платят за просмотр передач. Рекламодатели платят телевизионным компаниям за доступ к зрителям.

«Многообразие» - термин, который имеет несколько значений. В 2002 Biennial Review Order их пять. Один из вариантов – многообразие при выборе передач. Богатый выбор передач и информационных альтернатив наилучшим образом отвечает разнообразным вкусам аудитории, приносит пользу зрителям. Кроме того, этот термин означает разнообразие точек зрения. В таком аспекте речь идет о свободном выражение политических взглядов и цену для общества возможность иметь доступ к широкому спектру политических взглядов. Многообразие источников информации означает множество независимых владельцев СМИ на медийном рынке. Одно из преимуществ многообразия в данном смысле заключается в том, что его легко измерить. При этом предполагается, что уровень многообразия СМИ влияет на многообразие передач и точек зрения, что делает последнее важнейшим объектом регулирования.

Телевидение в Соединенных Штатах смотрят около 110 млн семей. Более 1700 телевизионных станций работают на полную мощность, из которых около 1300 являются коммерческими, а 400 – некоммерческими образовательными станциями. В среднем американская семья имеет доступ более чем к 17 телевизионных станций эфирного вещания. Часть передач телевизионные станции готовят самостоятельно, но большая часть контента покупается у внешних поставщиков. Существуют четыре крупные коммерческие сети – ABC, CBS, Fox и NBC и ряд более мелких, в частности CW, MyNetwork TV, а также две крупные сети вещания на испанском языке Univision и Telemundo. Кроме того, есть сеть некоммерческого телевещания Public Broadcasting Service.

Примерно 86% семей, которые смотрят телевизор, являются абонентами платного многоканального телевидения. Лидер в этой области – кабельное телевидение, которое смотрят 65 млн. семей; второе место занимают спутниковые системы прямого вещания, это 26,1 млн. абонентов. В США существует свыше 13 тысяч местных  радиостанций, из которых более 2 тысяч некоммерческие.

Регулирования деятельности вещательных СМИ в США стоит разбить на три категории – техническую, контентную и структурную. Техническое регулирование включает распределение спектра, стандарты передачи и лицензирования. За распределение частот в США отвечает FCC за исключением диапазона, выделенного федеральному правительству и вооруженным силам. Регулирования контента СМИ в США в целом и со стороны FCC частности ограничено. Первая поправка к Конституции США гарантирует свободу слова и прессы, обеспечивая надежную защиту телевизионным компаниям, хотя данная поправка применима не ко всем высказываниям. Основные положения закона, касающиеся вещательного телевидения, касаются материалов непристойного характера, детских образовательных передач и доступа политических кандидатов к рекламному времени. Федеральный закон запрещает употребление «любой непристойной или оскорбительной лексики в средствах радиосвязи». За соблюдением федеральных запретов следит Министерство юстиции США, а не FCC. Для защиты детей FCC разработала подзаконные акты, ограничивающие употребление «непристойной лексики», под которой понимают «высказывания или материал, которые описывают или изображают в терминах, оскорбительных по современным общественным нормам в отношении вещательных СМИ. Неприличные высказывания нельзя запретить полностью, но их применение четко регламентировано. Они не допускаются с 6 утра до 10 вечера, когда, по мнению FCC, существует обоснованный риск, что среди зрителей могут быть дети. Согласно Закону о детском телевидении (Children'S Television Act) 1990 г. FCC обязывает владельцев лицензий на коммерческое телевидение обслуживать образовательные и информационные потребности детей до 16 лет включительно, транслируя соответствующие передачи. Хотя подход к выполнению этого требования не регламентирован однозначно, согласно с директивой FCC для его выполнения нужно обеспечить три часа образовательных детских передач на неделю. Установлен и порядок включения рекламы в детские передачи. Продолжительность рекламы не должна превышать 12 минут в час в будние дни и 10,5 минуты в час в выходные. «Детскими передачами» в данном контексте называются передачи для детей 12 лет и младше. Другие ограничения рекламы для детей включают запрет передач рекламного характера и косвенную рекламу, интегрированную в материал передачи. Рекламная передача-это передача, которая рекламирует продукт, которому посвящена передача. «Косвенная реклама» имеет место, когда высказывания участников программы, например, ведущего детского шоу, носят рекламный характер.

Права политических кандидатов тоже защищены законом о федеральных средствах связи и нормативно-правовыми актами. Телевизионные станции не обязаны принимать рекламу от любого конкретного источника. Однако кандидат, которого выбирают на должность в федеральных органах власти – президента, вице-президента, сенатора или члена палаты представителей Конгресса США имеет право купить или получить разумное количество эфирного времени в любого коммерческого СМИ. Кандидаты на должности в федеральных и местных органах власти, а также в учреждениях штата имеют «равные возможности» использования эфирного времени; если станция продает или предоставляет время одному кандидату, она должна предоставить или продать время всем его соперникам. Кроме того, всем кандидатам, которые имеют право на рекламное время, оно должно предоставляться по самым низким тарифам станции в течение 45 дней до первичных выборов в течение 60 дней до общих выборов.

Регулируя деятельность СМИ, США уделяют огромное внимание регламентации права собственности на СМИ. Существуют четыре правила, касающиеся местных рынков, и два правила национального масштаба. Круг СМИ, доступных зрителю или слушателю, определяется географическим регионом, при этом FCC ограничивает перечень теле - и радиостанций, которым может обладать субъект права на отдельном рынке. Кроме того, существуют ограничения на одновременное владение радио - и телевизионными станциями, газетами и вещательными СМИ. Ни одна компания не может владеть более чем двумя телевизионными станциями в одном регионе. Компания может приобрести вторую станцию, если после слияния останется по крайней мере восемь местных телевизионных станций с независимыми владельцами и если обе приобретенные станции не занимают одного из первых четырех мест в регионе по доле зрительской аудитории [12].

Существуют и ограничения на одновременное владение радио - и телевизионными станциями в одном регионе. Компания может владеть одной коммерческой телевизионной станцией и иметь в собственности до семи радиостанций, при условии, что после слияния на рынке останется не менее 20 независимых СМИ. Если компании принадлежит две телевизионные станции, этот предел составляет шесть радиостанций. Если после слияния на рынке останется не менее 10 независимых СМИ, компания имеет право приобрести до четырех радиостанций. Безотносительно к числу независимых СМИ на рынке компания, владеющая телевизионной станцией, имеет право приобрести одну радиостанцию. Общее количество СМИ региона включает местные телевизионные и радиостанции, ежедневные газеты и кабельное телевидение (система кабельного телевидения считается одним из источников информации). Одновременно владеть телевизионной (или радио-) станцией и ежедневной газетой, имеющей массовый тираж в одном регионе запрещается. В ряде случаев такие комбинации собственности на медийных рынках узаконены в силу давности срока, поскольку появились раньше, чем были введены соответствующие правила. Кроме того, существует ограниченное количество комбинаций, о которых FCC отменила действие данных правил [6].


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: