Логистика является научной и прикладной базой товародвижения, инструментом антикризисного менеджмента. Логистика нацелена на использование системного подхода к проблемам бизнеса, который предусматривает взаимосвязь основных функциональных областей деятельности: информатизация, маркетинг, производство, транспорт, финансы и другие.
Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал определение логистики:
Логистика это «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов
Понятие логистики многогранно, в самом общем виде логистика определяется как наука и логистический процесс, который включает в себя:
ü планирования,
ü организации,
ü управления
ü контроля
движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков от первичного источника до конечного потребителя
|
|
Виды логистики:
В научной и практической деятельности предприятий выделяют следующие виды логистики:
ñ логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);
ñ производственную логистику;
ñ сбытовую (маркетинговую, или распределительную).
Функции закупочной логистики
ñ Определение потребности в необходимых материальных ресурсах.
ñ Получение и оценка предложений.
ñ Выбор поставщиков.
ñ Согласование цены и заключение договоров.
ñ Формирование заказов.
ñ Контроль над количеством и сроками поставок.
ñ Входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе.
ñ Управление запасами и контроль.
Сбытовая или распределительнаялогистика связана с товародвижением в сфере распределения,планированием и контролем над физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения к местам их использования.
Функции распределительной (сбытовой) логистики:
ñ обеспечить постоянную готовность к расширению предложения товаров или услуг;
ñ обеспечить конкурентоспособность товаров или услуг;
ñ постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта и закреплять положение на старых рынках;
ñ обеспечивать транспортировку товаров к месту назначения;
ñ совершенствовать условия поставки;
ñ устанавливать устойчивые контакты с потребителями;
ñ следить за выполнением заказов на поставку;
ñ создавать новые склады на рынках потребителя;
ñ обеспечивать экстренные нужды потребителей;
ñ создавать и поддерживать необходимый уровень товарно-материальных запасов;
|
|
Внутризаводская логистика (логистическая система предприятия)
Структура логистической системы предприятия определяется рядом факторов:
ñ диверсификация производства непосредственно влияет на состав и специализацию производственных подразделений, количество складов, ассортимент запасов, степень разнообразия связей с поставщиками и их число;
ñ объём выпуска продукции определяет размеры запасов и отдельных производств, их количество, а также мощность грузопотоков.. Увеличение объёма выпускаемой продукции приводит к увеличению среднесуточного расхода материала и обусловливает необходимость создания больших запасов;
ñ метод организации перемещения грузов влияет на размеры транспортных подразделений, состав участников выполнения работ, число звеньев в передвижении продукции и количество промежуточных складов. Так, переход к транзитной схеме организации грузопотоков приводит к уменьшению числа звеньев в передвижении и сокращению объёма работ по переработке грузов;
ñ методы организации производства влияют на количество и объём внутренних перевозок, размеры незавершённого производства;
ñ тип системы управления запасами влияет на их величину в производстве: чем больше интервал времени между поставками и объём заказа, тем выше уровень запасов.
Логистический провайдер – это организация, которая оказывает комплекс логистических услуг на основе аутсорсинга. Сфера деятельности логистических провайдеров называется контрактной логистикой
Структура и обоснование проекта-аутсорсинга. Соглашение об аутсорсинге и управление его реализацией
Аутсорсинг-проект – целенаправленное изменение конфигурации бизнеса - системы на основе методологии аутсорсинга – разрабатывается для конкретного предприятия с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности.
Целью аутсорсинг-проекта является использование внешних ресурсов таким образом, чтобы представленные на рынке продукты и услуги предприятия и зарекомендовавшие себя технологии и «ноу-хау» были с наибольшей выгодой использованы для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Предварительное экономическое обоснование аутсорсинг-проекта проводится на основе анализа и связано с оценкой затрат на производство продукции или услуг собственными силами по сравнению с затратами на приобретение.
В расчёте затрат по процессам следует учитывать исключительно те составляющие затрат, которые можно снизить в ходе аутсорсинга, а именно:
ñ затраты на персонал;
ñ затраты на производственные площади;
ñ затраты на хранение запасов;
ñ затраты на средства производства;
ñ затраты на вспомогательные средства производства;
ñ затраты на управление.
Особую важность при экономическом обосновании аутсорсинг-проекта имеет анализ добавленной стоимости Добавленная стоимость в аутсорсинг-проекте – это разница между валовым доходом, полученным от продажи продукции или услуг конечному потребителю, и суммой затрат на приобретение услуг аутсорсеров.