По мере роста сложности системы количество необходимой информации растет экспоненциально (гораздо быстрее, чем сложность самой управляемой системы).
Неупорядоченная под конкретные задачи управления информация приводит к дезинформации, к тому же возрастают проблемы хранения, переработки и передачи информации, увеличиваются затраты.
Для руководителя не упорядоченная под конкретные задачи информация вместо пользы приносит вред. Задачи директора по логистике требуют одного набора данных, финансовому директору нужны другие сведения, а руководителю, отвечающему за филиалы, — третьи. Чтобы грамотно пользоваться информацией, необходимо знать систему параметров, с помощью которых ведется управление. Нужны не только грамотные менеджеры, но и грамотные программисты и информационные технологи. Если исходить из потребностей экономического управления, то все сведения, знания и сообщения, которые помогают решить управленческую задачу, и есть полезная экономическая информация. Чем ценнее и полезней информация, тем скорее и с меньшими затратами будет получен результат.
|
|
Информационные потоки в организации можно разделить на два основных типа: информационный обмен с окружающей средой и коммуникативные потоки внутри организации.
Основные признаки качества информации: объем, ценность, достоверность и насыщенность.
Ценность информации зависит от очень многих факторов и в первую очередь — от источника и приемника информации, их природы и характера. Наиболее простой случай, когда ценность информации может быть измерена, — это проведение мероприятий по «снижению затрат материальных или интеллектуальных ресурсов (материалов, времени, денег) или, например, повышением прибыли в ответ на принятие правильного управленческого решения».
Ценность информации тесно связана с источником информации и ее интерпретатором. Достаточный уровень ценности может обеспечить высокопрофессиональный специалист компании.
Достоверность информации — это отношение объема истинной информации к общему объему воспринятой информации. Источники информации должны быть надежными, не вызывать сомнений.
В зависимости от конкретных требований достоверность информации абсолютизируется (100 % достоверность) или допускает вероятностную доверительность (доверительный интервал — 80–90 %, недостоверный, негативный — менее 70 %). Достоверность зависит от метода сбора, передачи и времени передачи. В практике менеджмента зачастую в базы данных вводится ложная информация для дезинформации конкурентов.
Насыщенность — это плотность информации, умноженная на ее разнообразие. Насыщенность информации характеризуется соотношением профессиональной и фоновой информации. Выделяют три уровня насыщенности:
|
|
высокий — на 100 % профессиональная информация, фоновая — отсутствует;
нормативный — профессиональной информации около 70 %, фоновой 30 %;
низкий — менее 50 % профессиональной информации.
Нормативный уровень насыщенности рекомендуется как наиболее приемлемый, так как полное отсутствие фоновой информации приводит к быстрой утомляемости.
Открытость информации характеризуется тремя уровнями: публичная, секретная, конфиденциальная.
К публичной информации можно отнести газеты, выставки, лекции, радио, телевидение и пр. К конфиденциальной (служебной) относят информацию, которая защищает корпоративные потребности и интересы. К ней не должно быть доступа третьим лицам, если она составляет служебную или коммерческую тайну. К такой информации обычно относят: сведения о кадрах, партнерах и клиентах; сведения об инвестиционных планах и конкретных инновациях, новых технологиях и т. п.
Считается, что 20 % утечка служебной информации может привести к кризису организации. К секретной относится информация, не подлежащая разглашению, предназначенная для ознакомления узкого круга поименованных лиц, содержащая сведения особой важности, составляющая государственную тайну, касающаяся обороноспособности страны, а также содержащая сведения о результатах научных исследований, не защищенные в установленном порядке, и др. Распространение секретной информации преследуется законом.
На современных предприятиях, как правило, система организации сбора, обработки и выдачи информации носит интегрированный характер.
В интегрированных системах обработки данных (ИСОД) интегрируются сама информация, каналы информации, память системы. ИСОД упорядочивают потоки информации, повышают эффективность ее использования. Собранная из различных источников в единой памяти информация может быть многократно переработана и использована для конкретных задач управления.