В.2. Проверка расчетов с персоналом по оплате труда и социальных выплат

Тема 2.2. Ревизия и контроль расчетов с персоналом по оплате труда

(2ч. Л и 2 ч ПЗ)

В.1. Цель, задачи ревизии и контроля расчетов с персоналом по оплате труда и социальных выплат. Источники информации

В.2. Проверка расчетов с персоналом по оплате труда и социальных выплат

В.3. Проверка правильности исчисления отчислений от ФОТ, уплаты страховых взносов и использования средств социальной защиты населения

Лекция

В.1. Цель, задачи ревизии и контроля расчетов с персоналом по оплате труда и социальных выплат.

    Организации самостоятельно устанавливают формы, системы и размер оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

    Цель: определить законность, целесообразность, экономическую эффективность и достоверность осуществления расчетов с персоналом по оплате труда, объективность данных бух. отчетности

    Задачи:

· Проверка соблюдения требований нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения и расчеты с персоналом по оплате труда (ТК РБ, НК РБ);

· Соблюдение правил документального оформления трудовых отношений;

· Изучение рациональности использования рабочего времени;

· Контроль обоснованности численности работников, роста производительности труда, средней з/п;

· Правильность применения должностных окладов, тарифных ставок, сдельных расценок;

· Обоснованность начисления з/п, премий, доплат, надбавок;

· Законность предоставления и оплаты отпусков;

· Правильность и полнота удержаний из з/п;

· Проверка соотношения темпов роста производительности труда и з/п;

· Проверка эффективности использования ФЗП и трудовых ресурсов;

Контроль за движение трудовых ресурсов и расчетов по оплате труда осуществляют руководитель организации и специалисты структурных подразделений, КГК РБ, Министерство труда и соц. защиты РБ, Министерство по налогам и сборам РБ, Национальный статистический комитет РБ, контрольно-ревизионные службы министерств и ведомств, аудиторы.

Источники информации:

1. Бух. отчетность: б/б, ф.№ 4;

2. Стат. отчетность: отчет о задолженности ф. № 6-ф, отчет о средствах ФСЗН ф 1-Фонд, декларации (расчеты) по налогам, исчисляемым от ФОТ и по подоходному налогу;

3. Регистры б/у: гл. книга, ж/о №№ 10, 10/1;

4. Документы: штатное расписание, должностные инструкции, коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, нормы выработки, табель учета рабочего времени, лицевые счета, больничные листы, наряды, наряд-заказы, акты выполненных работ, документы на выдачу спец. питания, обеспечению средствами индивидуальной защиты, по прохождению мед. осмотров и т.п.

Система внутреннего контроля:

1. Право подписи платежных и расчетно-платежных ведомостей на выплату з/п, выплат стимулирующего и социального характера и пособий и др.

2. Перечень лиц, имеющих право на социальные льготы и выплаты (доплаты) компенсирующего характера;

3. Перечень лиц, которым выдаются средства индивидуальной защиты. Нормы выдачи этих средств;

4. Перечень лиц, которые обеспечиваются специальным питанием

Система организации бух. учета: учетная политика: структура организации, график документооборота, субсчета и аналитические счета в рабочем плане счетов

В.2. Проверка расчетов с персоналом по оплате труда и социальных выплат

         Перед проведением проверки б/у средств на оплату труда и соц. Выплат проводят подготовительный этап.

Учетная политика →штатное расписание →организация учета работников в отделе кадров → данные экономического отдела о средней з/п в организации →проверка состояния учета труда и его оплаты

    При проверке штатного расписания сверяется списочная численность с фактической. Если имеются расхождения, то выясняется причина увеличения или сокращения штата.

    В отделе кадров проверяется своевременность документального оформления приема, увольнения, перевода, ухода в отпуск работников, правильно ли оформляются приказы и распоряжения, имеются ли все подписи на документах и своевременно ли они проставляются, как организован персонифицированный учет, своевременно ли выдаются трудовые книжки уволенным работникам. Проводится инвентаризация трудовых книжек (бланки строгой отчетности). Наниматель несет ответственность за организацию работ и контроль по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек (тр. книжка выдается всем работникам, работающим у нанимателя свыше 5 дней).

    Проверяющий должен изучить, как организован учет рабочего времени сотрудников (табель учета). Основной проблемой проверки первичных документов по учету рабочего времени, является, как правило, то, что проверке подвергается лишь часть документов. Поэтому при проведении проверки за год должны просматриваться выборочно первичные документы за каждый месяц и чтобы в выборку попали работники всех категорий с целью охвата всех видов оплат и удержаний.

    При проверке оплаты труда надо изучить структуру з/п работников. Надо установить правильность оплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность начисления премий и их соответствие действующей на предприятии системе премирования; обоснованность начисления разного рода доплат и выплат.

    Проверка осуществляется по 2 направлениям:

1. Правильность начисления з/п;

2. Правильность удержаний из з/п.

Устанавливают соответствие показателей аналитического учета по сч. 70 в гл. книге и бух. баланса.

Нужно обосновать использование средств на оплату труда по направлениям:

- расходы на оплату труда, относимые на издержки производства (по данным первичных документов и записей по Дт сч. 20, 23, 25, 26, 44 и Кт 70 и записям в ж/о № 10);

- выплаты в денежной и натуральной формах за счет собственных источников (Дт 90/10, 84);

- доходы, выплачиваемые работникам по ЦБ и вкладам в имущество

Заработная плата

Тарифная часть

Надтарифная часть

Тарифная ставка Итоговый размер Компенсирующие выплаты Стимулирующие выплаты
С учетом ЕТС До 50% за заключение с работниками контракта Доплата за работу в ночное время – не менее 20% ЧТС (оклада) Надбавка за характер и условия труда
Без учета ЕТС До 25% за высокопроизводительный, высококачественный труд Доплата за работу с вредными или опасными условиями труда (согласно трудовому договору, но не ниже доплат, установленных инструкцией по оценке условий труда) Премии
  Другие коэффициенты Надбавка за подвижной и разъездной характер работы Для рабочих основного производства
      Для рабочих вспомогательных и обслуживающих производств
      Для руководителей, специалистов, служащих

Структура з/п

    В ходе проверки изучают соотношение з/п руководителя и средней з/п по организации в целом. Коэффициент соотношения средней з/п коммерческой организации независимо от форм собственности и средней з/п по организации в целом не должен превышать 8,0. Решение об установлении конкретного размера коэффициента принимается органом, заключившим контракт.

    Социальные выплаты – это выплаты, производимые нанимателем непосредственно работнику, не связанные с осуществлением им трудовой функции, а направленные на социальное развитие членов коллектива (билеты в театры, музеи, выставки, абонементы в спортивные клубы, фитнес-центры, обеспечение питанием и др.) Наличие таких выплат указываются в коллективном и трудовом договорах.

    В ходе проверки необходимо также проанализировать правильность расчета заработка за время нахождения работника в отпуске, а также за своевременностью его выплаты (за 2 дня до отпуска, если по контракту за 1 день)

    При проверке удержаний из з/п особое внимание уделяется соблюдению порядка удержаний и своевременности перечисления в бюджет сумм подоходного налога. Проверить законность производимых необязательных удержаний, т.к. при таких удержаниях надо иметь заявление работника о согласии его на удержания (если заявления нет, то произведенные удержания незаконны).

    В ходе проверки правильности исчисления подоходного налога надо установить перечень доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом, правильность предоставления налоговых вычетов: стандартных, социальных, имущественных, профессиональных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: