Основные понятия экологии
751.________________________ Дополните фразу: «Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, факторами окружающей среды и человеком называется » {выберите ответ):
а) аутэкологией;
б) биологией;
в) социальной экологией;
г) экологией. 1 балл
752._____________________________________ Дополните фразу: «Совокупность абиотических и биотических условий жизни организмов называется». 1 балл
753. Назовите три важнейших компонента среды, окружающей человека.
Балла
754.____________________________________________ Дополните фразу: «Для элодеи характерна_______________________________________________ среда Обитания». 1 балл
|
|
755.______________________________________________ Дополните фразу: «Для дождевого червя характерна________________________________________ среда обитания» (выберите ответ):
а) наземно-воздушная;
б) водная;
в) почвенная (эдафическая). 1 балл
756. Установите соответствие организма и среды его обитания (ответ представьте цифрой с буквой, например: 3б):
1. Лиса;
2. Страус;
3. Бабочка Селянка:
4. Дождевой червь;
а) наземная;
б) воиуишая;
в) воздушно-наземная;
г) внутренняя среда другого организма;
д) наземно-водная;
е) почвенная.
Балла
757. Приведите по одному примеру организмов, живущих:
а) в других организмах;
б) в почве;
в) в водно-наземной среде;
г) в воздушно-наземной среде.
Балла
758._________________ Дополните фразу: «Воздействие, оказываемое на организм извне, называется________фактором» (выберите ответ):
а) биотическим;
б) антропогенным;
в) экологическим;
г) абиотическим. 7 балл
759.________________________________ Дополните фразу: «Степень воздействия экологического фактора на организм называется его______». 1 балл
|
|
760. Назовите три характеристики интенсивности фактора.
Балла
761.________ Дополните фразу: «Минимум и максимум воздействия фактора _________для организма». 1 балл
762.___________ Дополните фразу: «Для организма наиболее благоприятным является________интенсивности фактора» 1 балл
763. Назовите группы известных Вам экологических факторов.
Балла
764._____________________________________ Дополните фразу: «Факторы неорганической природы, воздействующие на организм, называются_______». 1 балл
765. Найдите среди перечисленных экологических факторов те, которые являются абиотическими:
а) температура;
б) аммиак, выделяющийся из баллона при его разгерметизации;
в) микроклимат;
г) состав воздуха;
д) постройка завода;
е) свет;
ж) климат;
з) рельеф местности;
и) распашка залежных земель;
к) влажность.
Баллов
766. Назовите группу факторов, к которым относятся взаимодействия организмов друг с другом. 1 балл
767. Укажите вид факторов, к которому относится воздействие человека на органический мир Земли (выберите ответ):
а) экологический;
б) антропогенный:
в) абиотический;
г) биотический. 1 балл
768. Установите соответствие вида экологического фактора его названию (ответ представьте буквой с цифрой, например: 1к):
1. Абиотический;
2. Биотический;
3. Антропогенный:
а) пожар л лесу, возникший за счет грозовых разрядов;
б) поедание растения лосем;
в) выделение оксидов серы и азота при сгорании топлива в котельных ТЭЦ и воздействие этих оксидов на растения и животных в форме «кислых дождей»;
г) воздействие света на различные организмы;
д) вырубка леса при проведении военных учений.
Баллов
769. Назовите минимум, максимум и оптимум интенсивности фактора, сели известно, что при +21 "С томаты хорошо развиваются, растут и плодоносят, а при температуре ниже нуля и выше 45:С гибнут (остальные факторы при этом оптимальны). 3 балла
770. Дополните фразу: Экологические факторы, воздействующие на всю совокупность организмов, живущих на данной территории, называются» (выберите ответ):
а) лимитирующими;
б) ограничивающими;
в) специфическими;
г) общими, или факторами общего действия. 1 балл
771. Дополните фразу: Экологические факторы, воздействующие на конкретный организм в данной популяции или биогеоценозе, называются » (выберите ответ):
|
|
а) факторами общего действия:
б) лимитирующими;
в) специфическими;
г) ограничивающими. 1 балл
772. Дополните фразу: «Экологический фактор, определяющий возможность (невозможность) реализации жизнедеятельности организма при наличии оптимума других необходимых для жизни фак
торов, называется_____________» (выберите ответ):
а) специфическим
б) ограничивающим
в) летальным;
г) общим;
д) лимитирующим.
Балла
773. Дополните фразу: «Место вида в природе, включающее его положение в пространстве, функциональную роль (например, трофическую) и положение относительно абиотических факторов существования, называется экологической_________». 1 балл
774. Дополните фразу: «Ночные и дневные птицы, живущие на данной территории, способны к совместному существованию, так как они занимают различные ». 1 балл
775. Дополните фразу: «Вещество, характеризующееся наличием обмена веществ и энергии, способное к росту и размножению,называется___________веществом» (выберите ответ):
а) органическим;
б) неорганическим;
в) мертвым;
г) живым. 1 балл
776. Дополните фразу: «Совокупность всех особей, обладающих общими морфофизиологическими признаками, одинаковым генотипом, занимающих определенное место обитание на земной поверхности, способных к свободному скрещиванию и производству нормального плодовитого потомства, называется___________»(выберите ответ):
|
|
а) популяцией;
б)биологическим подвидом;
в)биологическим видом;
г) исчезающим видом. 1 балл
777. Дополните фразу: «Экологической единицей вида является_________» (выберите ответ):
а) одна особь;
б) две раздельнополые особи;
в) подвид;
г) популяция. 1 балл
778. Дополните фразу: «Группа особей данного вида, проживающая на данной территории длительное время, отделенная от других аналогичных групп организмов реальными границами раздела, называется_______». 1 балл
779. Назовите два первых уровня организации живого на Земле (с экологических позиций). 2 балла
780. Назовите три последних уровня организации живого на Земле (с экологических позиций).
Балла
781. Дополните фразу: «С экологической точки зрения вид является совокупностью____» (выберите ответ):
а) отдельных особей;
б) подвидов;
в) отдельных рас;
г) популяций. 1 балл
782. Дополните фразу: «Сообщество взаимосвязанных друг с другом организмов, проживающих на какой-либо территории, называется_________» (выберите ответ):
а) экосистемой;
б) биогеоценозом;
в) биотой;
г) биоценозом. 1 балл
783. Дополните фразу: «Сообщество организмов и среды их обитания, объединенных в единое функциональное целое, способное к поглощению энергии извне и автономному существованию при
постоянном притоке энергии, называется___» (выберите ответ):
а) биоценозом;
б) экосистемой;
в) биотой;
г) биотопом. 1 балл
784. Дополните фразу: «По способу питания организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, используя энергию Солнца или химических процессов окисления
неорганических веществ, называются_______». 1 балл
785. Дополните фразу: «По способу питания организмы, синтезирующие органические вещества своего тела из органических веществ, поступивших в них с пищей, используя энергию химических связей органических веществ пищи, выделяющуюся при их окислении, называются________ ». 1 балл
786. Дополните фразу: «Основу любой экосистемы образуют _________организмы, так как они синтезируют органические вещества из ____________, используя солнечную энергию». 2 балла
787. Назовите высшую экосистему планеты Земля. 1 балл
788. Дополните фразу: «Оболочка планеты Земля, населенная живыми существами, называется________». 1 балл
789. Дополните фразу: «Биосфера как экосистема высшего порядка является совокупностью всех _______________планеты Земля» (выберите ответы):
а) биоценозов;
б) агробиоценозов;
в) биогеоценозов;
г) экосистем низшего порядка. 2 балла
790. Дополните фразу: «Растения используют для синтеза собственных органических соединений энергию ____________, поэтому являются ____________организмами».
Балла
791. Дополните фразу: «Животные для синтеза собственных органических веществ используют энергию ____________, поэтому являются организмами».
Балла
792. Дополните фразу: «Основу природных экологических процессов составляет________»(выберите ответ):
а) метаболизм;
б) обмен веществ;
в) обмен энергии;
г) обмен веществ и энергии.
Балла
793. Дополните фразу: «За счет обмена веществ и энергии в природе возникает биогеохимический _____________веществ, который обеспечивает возможность длительного существования жизни на Земле». 1 балл
794. Дополните фразу: «Возникший в результате_______ веществ и энергии биогеохимический круговорот веществ создает равновесие между биотическими и абиотическими составляющими природы, и нарушение этого равновесия может привести к _________жизни на Земле». 2 балла
37. Общая характеристика абиотических факторов
795. Назовите шесть наиболее важных абиотических факторов.
Баллов
796. Дополните фразу: «Свет является__________фактором, так как он —________часть природы». 2 балла
797.Дополните фразу: «_________ является источником энергии на Земле; он усваивается растениями, и его энергия переходит в энергию химических связей, которая затем используется
______________организмами». 2 балла
798. Укажите, какую часть спектра солнечных лучей усваивают растения:
а) инфракрасные лучи;
б) ультрафиолетовые лучи;
в) видимая часть спектра;
г) лучи, имеющие зеленый цвет;
д) лучи видимого спектра, исключая зеленые. 1 балл
799. Найдите среди приведенных характеристик факторов те, которые характеризуют экологическую роль света:
а) способствует появлению мелких листьев, светлого опушения и приспособлений для накопления запасов воды (утолщенные листья, стебель и др.);
б) является причиной сезонного и суточного ритмов жизни животных и растений;
в) является причиной фототропизма;
г) содействует выработке приспособлений для поглощения кислорода;
д) является источником энергии для всех организмов (абсолютного большинства), живущих на Земле. 3 балла
800. Дополните фразу: «Инфракрасные лучи способствуют ______температуры на поверхности Земли». 1 бал л
801. Дополните фразу: «Жесткие ультрафиолетовые лучи___ для всего живого на Земле». 1 балл
802. Дополните фразу: «Часть солнечных лучейи космическое излучение задерживаются _____ экраном, что делает_______существование жизни на Земле».
Балла
803. Дополнитефразу: «Ритм жизни организмов под возлействием света называется________ ». 1 балл
804. Назовите два вила ритмов жизни у животных по характер влияния света. 2 балла
805. Назовите группу и вид фактора среды, вызывающего накопление питательных веществ в растениях, подготовку их к листопаду (для средних и высоких широт), подготовку перелетных птиц к миграциям в конце лета.
Балла
806. Назовите две группы животных, различающихся образом жизни (по отношению к свету).
Балла
807. Назовите абиотический фактор, регулирующий распределение растений и животных по широтам, если влажность и наличие питательных элементов оптимальны, а условия освещенности одинаковы. 1 балл
808. Дополните фразу: «Среднегодовая температура является _________фактором при историческом формировании состава биогеоценоза» (выберите ответ):
а) общим;
б) специфическим;
в) лимитирующим;
г) ограничивающим. 1 балл
809. Назовите две группы растений по их способности переносить низкие температуры. 2 балла
810.Приведите по одному примеру морозостойких и теплолюбивых растений.
Балла
811. Назовите две группы животных по температуре их тела относительно внешней среды (приведите русские и международные названия).
Балла
812. Приведите по одному примеру пойкшютермных и гомойотермных животных.
Баллa
813. Дополните фразу: «Постоянная температура тела у животных является одним из приспособлений к перенесению __________ температур, что позволяет таким животным занимать _________число экологических ___________по сравнению с животными, не имеющими постоянной температуры тела».
Балла
814. Дополните фразу: «Семена некоторых растений после соответствующей обработки способны переносить воздействие и, _________и ___________ температур».
Балла
815. Дополните фразу:«Листопад у растений, миграция птиц в теплые края, впадение животных в спячку осенью — это приспособление организмов к перенесению__________ ».
Балла
816. Дополните фразу; «Впадение животных в спячку днем в районах пустынь, находящихся вблизи экватора, — это приспособление этих организмов к перенесению__________ температур». 1 балл
817. Назовите один из важнейших экологических факторов, зная, что в состав всех живых организмов входит вода. 1 балл
818. Назовите экологический фактор, являющийся лимитирующим при процессе прорастания семян, если известно, что всхожее семя не прорастает, несмотря на благоприятную температуру и наличие необходимого количества воздуха. 1 балл
819. Назовите две группы растений по отношению к влажности внешней среды. 2 балла
820. Дополните фразу: «Растения, приспособленные к жизни в условиях низкого увлажнения, называются____________». 1 балл
821. Найдите среди приведенных описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды те, которые способствуют перенесению недостатка влаги;
а) листья растений крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа;
б) наличие у верблюдов горбов, заполненных жиром;
в) превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля у кактусов;
г) листопад осенью;
д) наличие у листьев опушения и их светлый цвет, как у тополя серебристого;
е) видоизменение стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми. 3 балла
|
847. Назовите основу, на которой базируются хищничество, паразитизм и сапрофитизм. 1балл
848. Назовите три группы организмов по их экологической роли в цепях питания.
Балла
849. Дополните фразу: «Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических, используя солнечную энергию в цепях питания, являются_________». 1 балл
850. Дополните фразу: «________ - это организмы, питающиеся продуцентами или друг другом, экологическая роль которых (в основном) состоит в превращении одних органических веществ в другие». 1 балл
851. Дополните фразу: «___________- это организмы, экологическая роль которых состоит в превращении органических соединений в неорганические; они питаются останками как _________, так и_________
Балла
852. Укажите, как называют растительноядных животных (выберите отпет):
а) продуцентами;
б) консументами;
в) редуцентами;
г) косументами 1-го порядка;
д) консументами 2-го порядка. 1 балл
853. Приведите названия плотоядных животных, питающихся растительноядными животными. 1 балл
854. Приведите по одному примеру названий организмов, являющихся:
а) редуцентами;
б) консументами 1-го порядка;
в) продуцентами.
Балла
855. Установите соответствие организма его экологической роли (ответ представьте цифрой с буквой, например: 1в):
1. Редуценты;
2. Консументы 1-го порядка;
3. Продуценты;
а) сосна;
б) кролик;
в) томаты;
г) тля;
д) гусеница бабочки белянки.
Баллов
856. Дополните фразу: «В биогеоценозе продуценты образуют его основу _________».
1 балл
857. Дополните фразу: «Группа организмов, связанных взаимными пищевыми связями, называется________». 1 балл
858. Дополните фразу: «Схема /капуста -» заяц беляк -> лиса -» микроорганизмы, разлагающие труп лисы/ иллюстрирует_________». 1 балл
859. Приведите пример цепи питания, состоящей из четырех взаимосвязанных звеньев. 4 балла
860. Дополните фразу: «Совокупность сложно взаимосвязанных цепей питания называется_________». 1 балл
861. Дополните фразу: «Существование в природе сложных сетей питания обеспечивает_ _______природных комплексов организмов (_________ ), так как выпадение одного из звеньев такой сети практически _________на систему в целом».
Балла
862. Составьте типичную цепь питания, используя приведенные названия групп организмов по их экологической роли (ответ представьте последовательностью букв, например: г, б, в,...):
а) консументы 2-го порядка;
б) продуценты;
в) редуценты;
г) консументы 1-го порядка. 3 балла
863. Дополните фразу: «В пищевых цепях от звена к звену происходит__________ энергии». 1 балл
864. Дополните фразу: «Потеря энергии в пищевых цепях соответствует правилу ________, при этом наибольшая энергия характерна для, а наименьшая – для ________цепи питания». 3 балла
865. Дополните фразу: «В экосистемах происходят постоянные ___________численности особей в популяциях, которые называются _________». 2 балла
866. Дополните фразу: «Совокупность всех живых организмов в экосистеме, связанных друг с другом пищевыми связями, называется ___________». 1 балл
867. Назовите две разновидности биоценозов по их происхождению. 2 балла
868. Приведите название искусственного биоценоза. 1 балл
869. Дополните фразу: «Биоценозы, созданные человеком на природной основе с использованием необходимых ему культурных растений с целью получения больших урожаев, называются__________». 1 балл
870. Дополните фразу: «Абиотические и биотические факторы при их взаимодействии приводят к ___________различных типов биогеоценозов». 1 балл
871. Дополните фразу: «Совокупность особей данного вида, проживающих на территории данного биогеоценоза, называется___________». 1 балл
872. Найдите среди перечисленных факторов те, которые влияют на численность особей в популяции:
а) количество особей продуцентов на единице поверхности, живущих в иной эконише, чем данный вид;
б) скорость размножения особей данного вида;
в) изменение режима ветров для почвенных организмов;
г) пополнение половозрелого состава и изменение его соотношения под воздействием внешних условий;
д) колебание объема пищевых ресурсов. 3 балла
873. Дополните фразу: «Резкое возрастание числа особей в популяции под воздействием благоприятных условий жизни называется ___________». 1 балл
874. Дополните фразу: «Главной причиной популяционного взрыва является_________» (выберите ответ):
а) изменение температуры;
б) изменение влажности среды;
в) изменение климата;
г) благоприятное сочетание условий жизни, обеспечивающее оптимальную жизнедеятельность вида. 1 балл
875. Дополните фразу: «Численность популяции в экосистеме, находящейся в динамическом равновесии, __________ изменяется, что проявляется в существовании в природе_________».
2 балла
876. Дополните фразу: «В природных экосистемах происходят постоянные _________численности особей в популяции, которые называются _________».
Балла
877. Назовите основную причину возникновения популяционных волн. 1 балл
878. Дополните фразу: «Относительное постоянство совокупности биотических и абиотических факторов среды на данной территории обеспечивает относительную _____________ природных экосистем». 1 балл
879. Дополните фразу: «Изменение комплекса абиотических факторов среды может привести к ________одного биогеоценоза на_______». 2 балла
880. Дополните фразу:-это замена одного биогеоценоза на другой из-за изменения внешних условий среды или воздействия деятельности человека» (выберите ответ):
а) популяционная волна;
б) популяционный взрыв;
в) сукцессия;
г) метаболизм. 1 балл
38. Обзор антропогенных факторов
881. Дополните фразу: «На современном этапе эволюции человека его деятельность является главной причиной __________одногобиогеоценоза на_________». 2 балла
882. Дополните фразу: «_________факторами называют весь комплекс практической деятельности человека, который оказывает на природу как ________, так и ________воздействие».
Балла
883. Дополните фразу: «Человек, являющийся организмом со свойствами, присущими всем животным организмам, является составной частью____ и относится к, __________организмам» (выберите ответ и представьте его в виде последовательности букв, отражающих порядок их расположения в данной фразе, например: б, в,...):
а) автотрофным;
б) биоты;
Балл
884. Дополните фразу: «Влияние деятельности человека на природу (в отличие от других организмов) представляет собой _____________силу».
885. Назовите три оболочки Земли, основу которых составляют неорганические вещества и которые отличаются агрегатным состоянием; для каждой оболочки назовите ее агрегатное состояние.
Баллов
886. Назовите составные части атмосферы в порядке их удаления от поверхности Земли.
Балла
887. Дополните фразу: «Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется_________». 1 балл
888.. Дополните фразу; «Оболочка Земли, в которой реализуется деятельность человека, называется_________» (выберите ответ):
а) биосферой;
б) литосферой;
в) гидросферой;
г) атмосферой;
д) ноосферой. 1 балл
889. Дополните фразу: «По В.И.Вернадскому ________- это сфера, в которой реализуется ____________деятельность человека». 2 балла
890. Приведите один пример, показывающий, всегда ли деятельность человека «разумна» (не разумна) относительно ее воздействия на природу. 2 балла
891. Дополните фразу: «Практическая деятельность человека может привести к возникновению ____ ситуаций, наносящих большой __________природе и самому человеку». 2 балла
892. Назовите пять известных Вам видов воздействия человека на природу и приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждый вид воздействия.
Баллов
893. Приведите по одному примеру, иллюстрирующему бессознательное (стихийное) и сознательное (планомерное) воздействие человека на природу. 2 балла
894.Дополните фразу: «С ростом численности населения Земли негативное воздействие антропогенного фактора________». 1 балл 895.Назовите два направления деятельности человека, которые изменяют равновесие сил в природных экосистемах, и приведите по одному примеру, иллюстрирующему эти направления.
Балла
896. Дополните фразу: «За счет нарушения технологии и режима эксплуатации оборудования на предприятиях возникает опасность возникновения_________» (выберите ответ):
а) экстремальных ситуаций;
б) экологически безразличных ситуаций;
в) чрезвычайных ситуаций;
г) ситуаций, позитивно влияющих на природную окружающую среду;
д) опасных ситуаций. 3 балла
897. Дополните фразу: «Взрыв трубопровода, по которому транспортируется природный газ, в густонаселённом районе создаёт_______». 1 балл
898. Дополните фразу: «Раздел экологии, изучающий воздействие производственно-отраслевых комплексов на природную среду и организм человека, называется______». 1 балл
899. Дополните фразу: «В результате деятельности предприятий возможно _________различных соединений, ___________ влияющих на природную окружающую среду и человека». 2 балла
900. Дополните фразу: «Деятельность предприятия, на котором нарушается технология и происходят частые аварии, оказывает ______________влияние на окружающую среду и человека». 1 балл
901. Дополните фразу: «Точное соблюдение научно обоснованной технологии, безаварийность работы на
предприятии, улавливание побочных продуктов и создание замкнутых производственных циклов позволит ___________воздействие производственных процессов на человека и природу». 2 балла
902. Дополните фразу: «Масштабы производственной деятельности человека настолько ________, что ресурсосбережение и утилизация отходов производства являются_ ________преодоления возникающих ____________проблем». 3 балла
903. Назовите три вида загрязнителей природной окружающей среды исходя из их агрегатного состояния и приведите по одному примеру таких загрязнителей.
Баллов
904. Дополните фразу: «Оксид углерода(И) [СО] - пример ________загрязнителя; он образуется при _____________сгорании топлива». 2 балла
905. Дополните фразу: «Сточные воды предприятий являются примером ________загрязнителей (по агрегатному состоянию)». 1 балл
906. Дополните фразу, указав агрегатное состояние загрязнителей: «Аэрозоли из пыли и сконденсированных водных паров являются примерами __________и _______загрязнителей воздуха». 2 балла
907. Напишите формулу и дайте историческое название газообразного загрязнителя воздуха, приводящего к парниковому эффекту. 2 балла
908. Приведите примеры двух газообразных загрязнителей атмосферы, которые могут быть причиной кислотных дождей. 2 балла
909. Дополните фразу: «В атмосфере между ионосферой и стратосферой располагается _________, который поглощает космическое излучение и жесткие ультрафиолетовые лучи, что приводит к___________________________________ жизни на Земле». 2 балла
910. Дополните фразу: «Утончение озонового экрана приводит к появлению___________».
1 балл
911. Дополните фразу: «Одной из причин появления «озоновых дыр» является применение_______» (выберите ответ):
а) удобрений;
б) ядохимикатов;
в) фреонов;
г) полимеров. 1 балл
912. Дополните фразу: «Наличие в атмосфере загрязняющих, часто ядовитых, аэрозолей, состоящих из пылеватых и сконденсированных жидких веществ, называется_______________» (выберите ответ):
а) дымами;
б) туманами;
в) смогом;
г) взвесями. 1 балл
913. Дополните фразу: «Сточные воды предприятий, не соблюдающих экологические нормы, содержат ________, которые загрязняют природную среду, вызывая _ или _ животных и растений» (выберите ответ и представьте его в виде последовательности букв отражающих порядок их расположения в данной фразе, например: б, в,...):
а) жиры;
б) отравление;
в) гибель;
г) углеводы;
д) увеличение численности;
е) примеси.
Балла
914. Дополните фразу: «Отрицательное воздействие отходов производства на природную среду делает необходимым создание и внедрение __________или циклов производства, что является важнейшими методами охраны природы».
Балла
915. Назовите известный Вам параметр, характеризующий качество природной окружающей среды.
Балл
916. Дополните фразу: «Максимальное количество загрязнителя, которое при попадании в окружающую среду практически не изменяет ее экологических качеств, называется_______» (выберите ответ):
а) допустимой концентрацией;
б) предельно допустимой концентрацией;
в) предельно допустимым выбросом;
г) допустимым количеством примесей. 1 балл
917. Дополните фразу: «Бурный рост населения Земли и интенсификация производственной деятельности привела ___________экологической обстановки на планете, что требует осуществления мероприятий по ______природной окружающей среды».
Балла
918. Дополните фразу: «Система мер в общегосударственном, региональном, районном и личностном масштабах, способствующая сохранению, восстановлению и улучшению природной среды, снижающая негативное воздействие деятельности человека на природу, составляет основу__________». 1 балл
919. Назовите два наиболее важных документа, которые регламентируют природоохранную деятельность.
Балла
920. Назовите четыре вида ответственности, которую несут должностные лица и отдельные граждане Российской Федерации при нарушении основ экологического законодательства. 4 балла