Функции решений в процессе управления

Ранее отмечалось, что необходимость управления вызвана воздействием на организацию дестабилизирующих факторов окружающей среды, к которым она вынуждена адаптироваться с помощью обратных связей. Поэтому управление – процесс обработки менеджером информации о состоянии объекта управления, поступившей по обратной связи и представленной в виде отклонений параметров объекта управления от нормы (цели).

В результате эволюции механизм управления совершенствовался и приобрел вид, представленный на рисунке 1.4. Для современного механизма управления характерно наличие двух контуров управления:

· I контур – обозначен красным цветом – простейший замкнутый контур управления с обратной связью на уровне обычного регулирования, который реагирует лишь на текущие воздействия. Основной его целью является обеспечение сохранения устойчивости объекта управления, т.е. его стабилизация;

· II контур – обозначен зеленым цветом – характерен для самоорганизующихся систем, у которых механизм обратной связи содержит устройства памяти. «Память» необходима для хранения полезной для системы информации об объекте управления и повышает уровень организации самой системы управления. Основной задачей этого контура является отбор и накопление информации из контура I. Эта информация обрабатывается, накапливается, а затем преобразуется в определённые структуры (организационные элементы, подразделения), которые совершенствуют уровень организации, повышают её активность и выживаемость.

 

 


Рисунок 1.4 – Схема механизма управления

Воздействия внешней среды вызывают отклонение одного из параметров управляемого объекта от нормы. Возникает информация, за счёт которой и формируется контур обратной связи.

Рассмотренная схема наглядно демонстрирует действие механизма управления, который включает в себя информацию, её накопление и развитие системы.

Не следует забывать, что управление – направленный процесс, суть которого описывается взаимосвязью «цель-решение». Зная, что цели организации носят иерархический характер (выделяют стратегические, тактические, ситуационные (оперативные) и др. цели), на процесс принятия решения оказывает влияние вся их совокупность и информация, которая поступает после анализа ситуации. Место решения в этой цепи показано на рис. 1.5. Активность системы связана с основными моментами любого управленческого процесса – с целевой функцией (целью), возникающей ситуацией, отклонением (проблемой) и решением.

Рисунок 1.5 – Место решения в процессе управления

Таким образом, управленческое решение представляет собой устранение противоречия (ликвидацию отклонения), возникающего между ситуацией (фактическим состоянием) и целью (ожидаемым состоянием). Оно понимается как единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий, и является результатом деятельности менеджера, основные функции, которого заключаются в анализе информации о внутренней и внешней среде организации, о её сильных и слабых сторонах и принятии решений для достижения целей организации. Логика процесса управленческого труда представлена на рисунке 1.6.

 

Рисунок 1.6 – Логика процессов управленческого труда в организации

Управленческие решения являются реальным инструментом достижения определённых компанией целей. Однако их эффективность зависит от выполнения и соотношения функций как в ходе их подготовки, так и на этапе внедрения.

Функции управленческих решений традиционно подразделяются на:

направляющую, которая состоит в том, что решения должны приниматься исходя из долговременной стратегии предприятия. Стратегия предприятия включает в себя целеполагание, подбор и обоснование планов, а также крупномасштабных структурных изменений;

координирующую (организующую), которая обеспечивает согласованность действий исполнителей, элементов и компонентов управляемой системы в процессе достижения необходимых целей в запланированный срок и определённого качества;

мотивирующую, которая состоит в согласовании интересов каждого сотрудника компании и объединении их в единую силу для достижения стратегических целей организации. Это достигается посредством системы организационных мер, экономических стимулов и психологических оценок, включая систему мер стимулирования.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: