Целевая ориентация управленческих решений

Ситуацию, в которой происходит принятие решений, характеризует наличие цели. Если она не поставлена, то не возникает и необходимости принимать какое-либо решение. Цель – конкретное конечное состояние объекта управления или желаемый результат, которого стремятся добиться субъекты.

Процесс принятия решения можно представить в виде траектории движения объекта управления к достигаемой цели. Такое целенаправленное изменение совокупности значений показателей, описывающих состояния объекта управления во времени и пространстве, принято называть функционированием системы.

В связи с этим роль управленческого решения может состоять в:

· изменении состояния системы в направлении достижения цели;

· изменении самой цели, если она была некорректно поставлена и/или все альтернативы действий не приводят к её достижению.

Основными характеристиками цели являются:

1 прогноз развития системы, как способ предвидения, предполагает выделение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Исходя из этого решения делятся на стратегические (ориентированные на достижение долгосрочных целей) и тактические (направленные на достижение кратко- и среднесрочных целей);

2 многозначность – предполагает построение дерева целей (рисунок 2.3), которое позволяет увязать общую цель с целями подразделений и их задачами, решение которых приводит к достижению поставленной цели;

Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная) совокупность целей системы, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»), подчинённые ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

Цели развития подразделений должны быть связаны с главной целью. На рисунке Δ представляет отклонение показателей конкретной ситуации от заданной цели. Если оно превышает нормативное значение, то требуется принятие управленческого решения.

3 неопределённость – неуверенность в возможном результате деятельности из-за отсутствия или недостатка информации о чём-либо.

Неопределённость возрастает с увеличением горизонтов прогнозирования. Поэтому краткосрочные цели содержат конкретные критерии объекта управления в рамках принятия тактических решений, а стратегические решения отличаются более общими формулировками (намечаются лишь общие ориентиры).

Цели по количеству установленных критериев принято подразделять на:

- простые – ориентированы на достижение одного критерия (максимизация прибыли);

- множественные – ориентированы на одновременное достижение нескольких критериев (максимизация прибыли и оборота при сохранении минимального числа рабочих мест).

Следует отметить, что цели и уровни их достижения измеряются:

количественно, т.е. числовым показателем;

качественно, т.е. при помощи оценок предпочтения – хорошо, удовлетворительно, плохо или номинально – цель достигнута или не достигнута.

Если при постановке цели выдвигается одна простая главная цель, то её задают в виде экстремума. Оптимальным решением тогда будет альтернатива, которая приводит к максимизации//минимизации уровня достижения экстремально заданной цели при соблюдении установленных ограничений или дополнительных целей.

Если выдвигается множество ключевых целей, то проблем не возникает до тех пор, пока ключевые цели формулируются как экстремумы, и нет конкуренции целей. Тогда наилучшим решением является альтернатива, которая обеспечивает большую степень достижения целевых показателей при заданных ограничениях.

Если выдвигается множество целей, которые конкурируют между собой и заданы в виде экстремумов. В этом случае надо проверить каждую следующую из имеющегося набора альтернатив необходимо использовать, чтобы получить сравнительно лучшее или компромиссное решение, удовлетворяющее руководство.

 

 

 


Обозначения: Z – целевой критерий (цель), Δ – отклонение от цели, Ai – альтернативы

Рисунок 2.3 – Иерархия целей и задач принятия решений

Результаты достижения количественно и качественно измеряемых целей могут быть заданы в виде:

- экстремальной оценки (оптимума, максимума или минимума результата);

- некоего достаточного предела, т.е. достижение удовлетворительного уровня результата;

- номинальной оценки, т.е. достижение// не достижение некоторого удовлетворительного уровня.

В хозяйственной практике чаще встречаются плохо поддающиеся количественному измерению или вовсе количественно не измеряемые цели. При этом менеджеры стремятся найти оптимальное решение, исходя из постановки экстремальной цели в качестве главной (максимальной прибыли при заданных ресурсах или определённой прибыли при минимальных ресурсах).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: