Характеристика ценовых мультипликаторов

Ценовой мультипликатор (price multiplier) – коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база ценового мультипликатора является измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которому можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчёта мультипликатора необходимо:

1) определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога – это даёт значение числителя в формуле;

2) вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и др.) либо за определённый период, либо по состоянию на дату оценки – это даёт величину знаменателя.

Цена акции берётся на последнюю дату, предшествующую дате оценки, или она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

Существует много оценочных мультипликаторов, применяемых при оценке стоимости. Их можно разделить на два типа: интервальные и моментные.

К интервальным мультипликаторам относят:

1) цена / прибыль;

2) цена / денежный поток;

3) цена / дивидендные выплаты;

4) цена / выручка от реализации.

К моментным мультипликаторам относят:

1) цена / балансовая стоимость активов;

2) цена / чистая стоимость активов.

Мультипликаторы цена / прибыль, цена / денежный поток являются наиболее распространёнными, так как и прибыль и финансовый поток отражаются в финансовой отчётности.

В качестве показателя прибыли может использоваться любой показатель прибыли (валовая прибыль, операционная, …), но чаще используется чистая прибыль. Основные требования – полная идентичность финансовой базы для аналога и оцениваемой компании.

Пример:

Аналог                                            Оцениваемая компания

                                      

Мультипликатор цена / прибыль зависит от методов бухгалтерского учёта (FIFO, LIFO, амортизационная политика и др.). Это должно быть учтено. Кроме того, если в качестве аналога используется зарубежная компания (при финансовой базе чистой прибыли), то следует иметь в виду отличия в налогообложении стран (Украина и США).

При исчислении мультипликаторов цена / денежный поток к показателю прибыль + амортизация в зависимости от показателя прибыли могут быть варианты показателя денежного потока.

Большое число мультипликаторов даёт возможность оценщику выявить область наиболее обоснованной величины. Вместе с тем, существуют экономические критерии, обосновывающие степень надёжности и объективности того или иного мультипликатора.

Пример: крупные компании лучше оценивать по чистой прибыли. Мелкие компании лучше оценивать на основе прибыли до налогообложения. Цена / денежный поток предпочтительнее для предприятий с высокой долей недвижимости.

Если у предприятия высокий удельный вес активной части ОФ, более активный результат даёт использование мультипликатора цена / прибыль.

Цена / денежный поток часто используется при убыточности деятельности или незначительной величине прибыли.

Мультипликатор цена / дивиденды может быть рассчитан на основе фактически выплаченных дивидендов, а также на основе потенциальных дивидендных выплат, то есть дивидендных выплат по группе аналогичных предприятий, исчисленные в процентах к чистой прибыли.

Возможность применения того или иного мультипликатора данной группы зависит от целей оценки.

Если оценка проводится в целях поглощения предприятия, то способность выплачивать дивиденды не имеет значения, так как она может прекратить своё существование в привычном режиме хозяйствования.

При оценке контрольного пакета оценщик ориентируется на потенциальные дивиденды, так как инвестор получает право решения дивидендной политики.

Данный мультипликатор используется достаточно редко, несмотря на доступность для расчёта информации. Это связано с развитием выплат дивидендов в ОАО и ЗАО. Данный мультипликатор целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно в компаниях аналогах и оцениваемой компании или способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована.

Мультипликатор цена / выручка от реализации используется редко и в основном для проверки объективности результатов, полученных другим способом.

Хорошие результаты он даёт при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование и т.д.). Достоинством является его универсальность, избавляющая оценщика от необходимости проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора цена / прибыль, так как мультипликатор цена / выручка не зависит от метода бухгалтерского учёта.

Если целью оценки является поглощение компании, то лучше ориентироваться на мультипликатор цена / выручка, так как он исключает возможность повышения цены за счёт кратковременного роста прибыли, обеспечиваемого усилиями финансового менеджера. Однако в этом случае оценщик должен изучить стабильность выручки в будущем, так как поглощение, как правило, сопровождается сменой управляющего аппарата, что может привести к замене производственного персонала и соответственно – снижению объёмов продажи.

Необходимым условием применения мультипликатора цена / выручка является изучение структуры капитала аналога и оцениваемой компании. Если она существенно отличается, то мультипликатор лучше определяется при расчёте на инвестированный капитал.

Моментные мультипликаторы:

Мультипликатор цена / балансовая стоимость (валюта баланса, собственный капитал) – для расчёта в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость аналогичных компаний на дату оценки либо на последнюю отчётную дату.

Оптимальная сфера применения данного мультипликатора – оценка холдинговых компаний, необходимость быстрой реализации крупных пакетов акций.

Мультипликатор цена / чистая стоимость активов применяется при условии соблюдения следующих условий:

· оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование;

· основной деятельностью компаний является хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.

При применении мультипликатора цена / чистая стоимость активов оценщику необходимо:

- проанализировать по аналогам и оцениваемой компании долю прибыли в выручке от реализации, так как решение о купле-продаже акций может привести к искусственному росту прибыли в последний год;

- изучить по всему списку сравниваемых компаний структуру активов, используя различные признаки классификации: виды активов, местоположение и т.п.;

- осуществить анализ чистых активов всех компаний, позволяющий определить наличие и долю в них акций, представляющие контрольные пакеты дочерних компаний;

- оценить ликвидность всех финансовых активов компании, так как соотношение дат акций, принадлежащих компаниям открытого и закрытого типов, является определяющим признаком сопоставимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: