Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Формула расчета

Согласно Приказу ФСФО РФ от 23.01.2001 г. № 16 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами = (Собственный капитал — Внеоборотные активы)/Оборотные активы

     По новому бухгалтерскому балансу (после 2011 года) формула коэффициента рассчитывается так:

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами = (стр.1300-стр.1100)/стр.1200

КОСС у анализируемых предприятий составил:

 

По АО “Саратовский комбинат хлебопродуктов”

2007г. = 0,4          2008г. = 0,6

По АО “Молоко” г. Пугачев

2007г. = 0,3           2008г. =0,2

 

КВП – определяется как отношение расчетного КТЛ к его нормативному значению (КТЛ=2). Расчетный КТЛ определяется как сумма фактического КТЛ на конец отчетного периода с учетом периода восстановления или утраты платежеспособности, умножением на разницу КТЛ на конец и на начало отчетного периода. КВП                      считается на 2 срока: восстановления – 6 месяцев, утраты – 3 месяца. Коэффициент показывает, что предприятие в течение 6 месяцев может восстановить свою платежеспособность и в течение 3 месяцев утратить или не утратить свою платежеспособность.

 

КВП = КТЛ КГ   + П / Т * (КТЛ КГ - КТЛ нг) / КТЛ норм,

где

КТЛ КГ  - коэффициент текущей ликвидности на конец года,

КТЛ нг - коэффициент текущей ликвидности на начало года,

КТЛ норм -   коэффициент текущей ликвидности нормативный (= 2),

Т – отчетный период в месяцах (12 месяцев)

П – период (6 или 3 месяца)

 

“К” восстан. Платежеспособности      “К” утраты платежеспособности

“СКХ” = 1,2                                          “СКХ” = 1,1

“Молоко” = - 0,09                                    “Молоко” = - 0,078

 

Вопрос № 2.

Оценка финансового состояния  по данной методике учитывает следующие нормативные значения:

 

 

Покащатель Норматив Значение
КТЛ 2 Снижение величины КТЛ ниже норматива является основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным.  
КОСС 0,1 Снижение КОСС ниже норматива означает тоже, что и КТЛ  
КВП 1 Превышение расчетного значения над нормативным рассчитанным на период 6 месяцев свидетельствует о реальной возможности восстановить предприятием свою платежеспособность, на период в 3 месяца – возможность предприятия не утратить свою платежеспособность  

При наличии основания для признания структуры баланса неудовлетворительной, но при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность, в Федеральном управлении по делам о несостоятельности может быть принято решение об отсрочке признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным. Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной не может быть вынесено при значении КВП больше 1.  При значении  КВП меньше 1,  но при положительных значениях первых двух коэффициентов, решение о признании предприятия неплатежеспособным не принимается, но ввиду реальной угрозы неплатежеспособности предприятие ставится на соответствующий учет в Федеральное управление по делам о несостоятельности. Это управление на основании данных анализа может прямо влиять на государственные предприятия и на предприятия, в которых доля государства превышает 25%. По предприятиям негосударственной формы собственности ранее ФСФО РФ, сейчас ФНС РФ готовит заключение для арбитражных судов и соответственно судьбу руководства предприятия решает арбитражный суд.

Вопрос № 3.

В практике хозяйствования в последние годы часто встречаются ситуации, когда государство имеет большую задолженность перед предприятием. Соответствующие органы государственной власти не выполняют свои обязательства перед предприятиями за поставленную в госфонды продукцию. Анализ этой задолженности производится на основании материалов, запрашиваемых у руководства предприятия, в соответствии с законодательством:

1. На основании справки, содержащей сведения о структуре государственной задолженности перед предприятием.

2. На основании документов, подтверждающих наличие этой задолженности (различных договоров, распоряжений федеральных или региональных органов власти, документов об отгрузке и т.д.).

При наличии запроса со стороны ФНС РФ или арбитражного суда предприятие обязано в течение 2-недельного срока предоставить соответствующие документы, иначе задолженность государства перед предприятием считается не установленной. Формула расчета задолженности государства перед предприятием выглядит следующим образом:

 

Z  =  (Рi * ti * si) / (100% * 360 дней), где

 

Рi - объем государственной задолженности по неисполненным обязательствам,

ti - период в днях по i –му неисполненному обязательству,

si - учетная ставка ЦБ РФ на момент возникновения госзадолженности перед предприятием (14% на конец 2008г.)

В нашем случае объем государственной задолженности перед анализируемыми предприятиями за продукцию, поставленную в региональный продовольственный  фонд в 2008 году составил 30 млн. рублей на конец года. Срок задолженности 90 дней или 3 месяца. Учетная ставка ЦБ РФ на момент возникновения задолженности на 01.01.2009 года - 14%, сумма платежей по обслуживанию задолженности на 01.01.2009 – 350 тыс.руб. Формула значения КТЛ предприятия, рассчитываемого исходя из предположения своевременного погашения государством задолженности выглядит следующим образом:

 

КТЛ =  (Оборотные Активы - Pi) / (Краткосрочные Обязательства – Z – Pi)

Неплатежеспособность предприятия считается непосредственно связанной с задолженностью перед ним государства, если КТЛ, рассчитанный исходя из предполагаемого своевременного погашения задолженности, больше или равен 2. ФНС РФ с целью выявления неудовлетворительного или удовлетворительного финансового состояния предприятия вправе проводить тщательный анализ хозяйственной деятельности предприятия и запрашивать для этого все необходимые бухгалтерские документы.

 

ТЕМА № 3.

“Антикризисная программа предприятия”

Вопросы:

!. Антикризисная программа предприятия.

2.Основные направления антикризисной программы.

 

Вопрос № 1.

В современных условиях в России возможность попасть в число банкротов для промышленных предприятий значительно увеличилось, поэтому предприятию целесообразно использовать ряд способов выхода из состояния банкротства. При попадании предприятием в кризисную полосу оно должно разработать антикризисную программу, где должны быть отражены основные способы и методы выхода из кризиса. Антикризисную программу предприятия разрабатывают с помощью экспертов и реализуют управляющие, назначенные арбитражным судом. Антикризисная программа предприятия может также использоваться в предбанкротном состоянии, когда руководитель стремится использовать все имеющиеся инструменты для улучшения финансового положения. Структура антикризисной программы предполагает 4 основных этапа:

1. Коренная перестройка структуры управления организации, производства и труда на предприятии.

2. Поддержание минимальной стабильности производства в условиях кризиса.

3. Внедрение эффективной технологии и организации производства и сбыта продукции.

4. Использование многообразия финансово-правовых приемов и методов стабилизации экономического положения предприятия.

Вопрос № 2.

В рамках первого направления предприятие, оказавшееся в положении банкротств, должно максимально упростить структуру управления, сократив управленческий персонал и накладные расходы всех видов. Одновременно необходимо создать службу маркетинга и в первую очередь усилием именно этого подразделения разработать, утвердить и реализовать бизнес-план по выводу предприятия из кризиса. Бизнес-план должен предусматривать разработку и освоение инвестиционных проектов вложение соответствующих средств в предприятие, а также комплексное планирование различных сторон жизнедеятельности предприятия.

Второе направление антикризисной программы предприятия предполагает ряд способов для обеспечения минимальной стабильности производства в кризисный период:

1. Снижение затрат на содержание объектов соцкультбыта, находящихся на балансе предприятия.

2. Сохранение сложившихся связей и поиск новых деловых партнеров (особенно поставщиков)

3. Получение льготных и низкопроцентных кредитов из бюджетных и внебюджетных источников и фондов финансирования

4. Распродажа излишних запасов оборудования и прочих неликвидов по рыночным ценам

5. Пересмотр товарной номенклатуры (ассортимента выпускаемой продукции) с частичным или полным свертыванием нерентабельных производств

6. Разделение предприятия на ряд хозяйственно-самостоятельных фирм с сохранением за головным предприятием основной доли в уставном капитале (вариант холдинга) и сохранением функций координации и управления. Это делается потому, что небольшим предприятиям легче адаптироваться в постоянно изменяющейся рыночной среде, чем крупным предприятиям.

7. Продажа пакета акций предприятия какому-либо крупному инвестору.

Третье направление - внедрение эффективной технологии, организации производства, сбыта продукции (совершенствование производственно-сбытового цикла). Данное направление предполагает:

1. Упорядочение товародвижения, выбор оптимальных каналов снабжения и сбыта продукции.

2. Проведение инвентаризации с целью более эффективного использования ненужных или лишних площадей

3. Сокращение до минимума транспортных расходов

4. Обеспечение максимально возможного доступа к периферии предприятия с целью снижения транспортных и иных издержек

5. Всеобъемлющая модернизация оборудования, имеющегося на предприятии

Четвертое направление - совершенствование финансово-правовых приемов и методов стабилизации финансового положения. Это направление включает:

1. Предотвращение и взимание просроченной дебиторской задолженности

2. Дополнительный выпуск акций или облигаций с целью привлечения денежных средств и улучшения финансового состояния

3. Использование трансфертных (льготных) цен. Этот метод эффективен, когда предприятие интегрировано с множеством других предприятий. В этом случае поставщики могут пойти навстречу и совместно с предприятием разработать льготную ценовую политику с тем, чтобы улучшить финансовое состояние предприятия заказчика и проводить единую ценовую политику.

4. Оптимальное налоговое планирование, т.е. в рамках закона предприятие должно стремиться к тому, чтобы платить как можно меньше налогов.

В современных условиях большинству отечественных предприятий вряд ли грозит банкротство вследствие отрицательных социально-политических последствий. Многие предприятия, нерационально осуществляющие свою деятельность, из-за стремления государства к социальной защищенности своих граждан, получают различного рода льготы, налоговые освобождения и т.д. Помощь должна оказываться строго избирательно.

 

ТЕМА № 4

 

“Инвестиционная деятельность и оценка инвестиционных проектов на промышленном предприятии в условиях кризиса”.

Вопросы.

1. Понятие инвестиционной деятельности (ИД) Объекты и субъекты ИД

2. Источники финансирования и государственное регулирование ИД.

3. Инвестиционная политика предприятия в условиях кризисного периода.

4. Организационно-правовые формы инвестиционных проектов (ИП) в промышленности: консорциум, ФПГ, коммерческо-промышленные группы (КПГ), холдинги.

 

Вопрос № 1.

Правовую основу регулирования инвестиций составляет Федеральный Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года (редакция 2018 года)

Согласно ФЗ, инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные и авторские права в стоимостной оценке, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. 

Под инвестиционной деятельностью понимают процесс вложения инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал, в т.ч. затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин и оборудования, проектно-изыскательские работы и др.затраты.

 Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности объемов и сроков осуществления капвложений, описание практических действий по осуществлению инвестиций.

Объекты ИД:

1. Вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и средства.

2. Ценные бумаги.

3. Целевые денежные вклады.

4. Научно-техническая продукция.

5. Иные объекты собственности.

6. Имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъекты ИД – юридические и физические лица, в том числе иностранные государственные и муниципальные органы РФ, иностранные государства и международные организации.

Субъекты ИД могут осуществлять вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивать их целевое использование. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, выполнять другие функции участников инвестиционного процесса. Заказчиком называется инвестор, который осуществляет реализацию инвестиционного проекта без вмешательства в предпринимательскую деятельность других участников инвестиционного процесса.

 

Вопрос № 2.

Источники финансирования ИД:

1. Собственные финансовые ресурсы и резервы внутрихозяйственной деятельности (прибыль, денежные средства, страховые выплаты и т.д.)

2. Банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы, вексельные эмиссии – это заемные средства.

3. Привлеченные средства – средства от продажи акций, паевые или иные взносы членов трудовых коллективов, граждан и юридических лиц,

денежные средства, централизуемые за счет отчислений в установленном порядке (средства различных союзов и ассоциаций), инвестиционные ассигнования из федерального и местного бюджетов, внебюджетных фондов, иностранные инвестиции.

 

Особое место занимает госрегулирование ИД. Различают:

1. Собственно госрегулирование ИД субъектов рынка, направленное на создание благоприятного инвестиционного климата

2. Прямое участие государства в ИД, осуществляемое в форме капвложений.

 

Госрегулирование ИД субъектов рынка предусматривает следующие мероприятия:

- создание благоприятных условий для развития ИД путем совершенствования системы налогообложения, механизма начисления амортизации и использования амортизационного фонда;

- защита интересов инвесторов;

- установление субъектам ИД специальных налоговых режимов не носящих индивидуального характера (свободные экономические зоны);

- предоставление субъектам ИД льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

- принятие антимонопольных мер, способствующих осуществлению инвестиций;

- развитие лизинга;

- переоценка основных фондов в соответствии с темпами инфляции в народном хозяйстве;

- создание условий для формирования у предприятий собственных инвестиционных фондов.

 

Прямое участие государства в ИД, осуществляемое в форме капвложений, допускается в следующих формах:

- разработка, утверждение и реализация инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными и региональными государственными органами самостоятельно или с участием иностранных субъектов;

- предоставление за счет средств бюджетов различных уровней гарантий по инвестиционным проектам;

- размещение на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;

- проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов;

- защита отечественного товаропроизводителя от поставок морально устаревших материало- и энергоемких технологий;

- выпуск облигационных займов;

- вовлечение в инвестиционный процесс строек и объектов, находящихся в госсобственности.

 

Вопрос № 3.

Инвестиционная политика промышленных предприятий на современном этапе должна включать ряд последовательных процедур:

1. Формирование у предприятий портфеля инвестиционных проектов, где должно уделяться большое внимание инновациям с уже проведенной экспертизой.

2. Выбор приоритетных ИП по заранее обоснованным критериям. Эти критерии различны для внутреннего и внешнего рынков. На внутреннем рынке учитываются следующие критерии: ориентация инвестиций на какие-либо госпрограммы, отсутствие проблем с поставками сырья и обеспечением технологического процесса, относительная независимость ИП от мобилизационных планов государства, выполнение военных заказов. При экспортно ориентированных ИП учитываются следующие критерии: достижение определенной разницы между внутренними и мировыми ценами с тем, чтобы экспорт был прибыльным, увязка проекта с какими-либо межгосударственными программами и поставками продукции, возможность встроить ИП и продукцию, получаемую в результате реализации, в экономические отношения и технологические цепочки других стран.

3. Подготовка бизнес-плана по приоритетным проектам. Бизнес-планы должны отвечать передовым международным стандартам, давать возможность провести комплексную оценку каждого приоритетного проекта. Они должны показать, что инвестировать средства в проект выгодно, имеются достаточные производственные, финансовые и ресурсные возможности, возможна реализация в приемлемые сроки, и продукция, выпускаемая в результате ИП, будет конкурентоспособна.

4. Составление схемы финансирования проекта. Это может быть вторичная эмиссия, выпуск облигаций, привлечение кредитов под залог и т.д.

5. Поиск источников финансирования. Это может быть господдержка по социально значимым отраслям, коммерческий кредит, смешанное инвестирования, привлечение иностранных инвесторов.

Практический опыт работы экспертов свидетельствует о том, что располагая типовыми документами, по составлению инвестиционных бизнес-планов, специалисты предприятий не могут разрабатывать грамотный инвестиционный бизнес-план применительно к своей организации. Привлечение сторонних специалистов обходится дорого. Реально осуществляются те ИП, в разработке которых принимают участие как руководители, так и исполнители. Также анализ положения дел подтверждает, что решение жизненно важных проблем предприятия и прорыв в новое качество невозможен на базе традиционных технологий, поэтому предприятиям приходится привлекать сторонние инвестиции. Привлечение сторонних инвестиций дело не только необходимое, но и выгодное в стратегическом плане. При этом различные виды инвестиций по разному влияют на деятельность предприятия и соответственно их можно классифицировать следующим образом:

1. Субсидии, гарантии от государства, дотации из федерального и регионального бюджетов.

2. Средства с фиксированной суммой процента

3. Привлеченные средства, на которые выплачиваются дивиденды.

     Инвестициями первой группы обеспечиваются приоритетные отрасли народного хозяйства. Этот вид инвестиций наиболее выгоден, так как не требует возврата и выделяется из наиболее надежных источников,

     Вторая группа инвестиций включает в себя кредиты, выдаваемые госорганами, банками, предприятиями, другими коммерческим и некоммерческими структурами; облигации, выпускаемые акционерными обществами и государством в лице федеральных и региональных органов власти; привелигированные акции, которые дают право участия в прибыли, но не в собственности.

     По каждому виду перечисленных заемных средств выплачивается заранее оговоренный процент. Для кредита он оговаривается в кредитном договоре, для облигаций и акций - в проспекте эмиссии. Привлекая средства с фиксированной суммой процента необходимо просчитывать, чтобы вложение средств было выгодным, и полученная прибыль была больше процентов по выплатам.

Дивиденды на заемные средства третьей группы выплачиваются пропорционально вложениям в Уставный фонд.

 

Вопрос № 4.

В реализации инвестиционной политики предприятия одно из важных мест занимает выбор организационно-правовой формы ИП. Наиболее эффективными по мнению специалистов являются консорциум, холдинг, ФПГ, КПГ, государственная корпорация.

Консорциум – соглашение или временное объединение промышленных групп (предприятий) или банков для проведения совместных операций, реализации ИП или предоставления кредитов.

Консорциум позволяет обеспечить согласованный режим финансирования проекта из различных источников на протяжении его жизненного цикла.

Холдинг – экономическое образование с финансовым ядром, как правило, банком или инвестиционным банком.

Именно финансовое ядро является владельцем контрольного пакета акций дочерних фирм, входящих в холдинг. Возможны следующие модификации холдинга:

1. Холдинговая компания, владеющая контрольным пакетом акций других фирм, компаний, предприятий. Как правило, конкретной производственной и торговой деятельностью такая компания не занимается.

2. Холдинговая компания по административному руководству предприятиями – выполняет функцию централизованного руководства производственными подразделениями, филиалами, технологическим циклом и т.д.

3. Холдинг по оказанию услуг – на нее возлагаются функции по централизованному оказанию услуг, в которых нуждаются предприятия, входящие в холдинг, например, консультации по правовым и налоговым вопросам, по внешнеэкономической деятельности.

4. Патентный и лицензионный холдинг – на него возлагаются функции по разработке и реализации патентов, лицензий, изобретений.

Преимущества холдинга заключаются в том, что он позволяет снизить налоговые платежи, оптимизировать налогообложение и сбыт, снизить затраты на ИП и повысить ответственность за конечные результаты. Также благоприятные условия для реализации ИП появляются при преобразовании акционерных обществ или предприятий других форм собственности на базе их вхождения в ФПГ.

ФПГ – это форма применима для предприятий, в которых доля госсобственности составляет не более 25%. Деятельность ФПГ регламентировалась Федеральным законом РФ № 190-ФЗ от 30.11.1995 года “О финансово-промышленных группах” (редакция от 09 апреля 2018 года).  При реализации ИП в рамках ФПГ указом и законодательством предоставляется ряд льгот, а именно: государственная поддержка инвестирования; зачет задолженностей предприятий при вхождении их в ФПГ; право взять пакеты акций, находящихся в федеральной собственности, в доверительное управление. Процесс формирования ФПГ идет различными способами:

- в добровольном порядке на основе договорных отношений

- в административном порядке при объединении государственных предприятий

- на основе интеграции финансового и промышленного капитала

- на основе интеграции с крупными экономическими структурами, созданными по указу Президента и постановлений правительства РФ (РАО ЕС России, РАО Газпром)

КПГ – это группа предприятий, центральным ядром которых выступает крупная коммерческая структура.

Технология формирования ФПГ и КПГ выглядит следующим образом.

Гос.                   Акционерное                  Пром.группа  Пром.ком.        Коммер.           Коммерч.

предприятие   предприятие                                                   группа              группа              фирма

 

 

                                                                           ФПГ                  Устойчивое    ФКГ

                                                                                                           Объединение

                                                                                                           Предприятий

 

Гос.банк          Акционерный                 Финанс.гр       Торг.-финанс. Финанс.гр.      Коммер.банк

                           Банк                                                                  пром.объеин.

     При образовании ФПГ, которые способны кратно увеличивать выпуск продукции, привлечение кредиторов под собственное развитие гораздо выгодней, чем привлечение средств с выплатой доли прибыли. Важнейшим критериями ИП в российской экономике являются: срок окупаемости и рентабельность проекта. По мнению специалистов в условиях России срок окупаемости должна быть не более 3 лет, а рентабельность проекта не менее 20%.  

Статья 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ: «Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция 05.02.2018 года), предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов».

   Государственные корпорации – «Росатом», «Роснано», «Ростехнологии», ВЭБ, ОАК и так далее.

 

ТЕМА № 5.

“Разработка антикризисного бизнес-плана предприятия”

Вопросы:

1.Общие требования к составлению бизнес-плана.

2.Структура примерного антикризисного бизнес-плана предприятия.

 

     Вопрос № 1.

     Для решения какой-либо производственной или коммерческой задачи необходимо эту задачу спланировать. Мероприятия, требующие инвестирования, вложения средств, оздоровления предприятия должны начинаться с документа называемого бизнес-план.

     Бизнес-план является общепринятым документом в мировой практике, он напоминает в определенной степени так называемое технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, а различие состоит в том, что бизнес-план как правило шире и глубже. В разработке бизнес-плана должны принимать участие руководители и собственники предприятия, целесообразно к разработке специальных разделов привлекать внешних специалистов, экспертов в данной области. (раздел инвестирования, маркетинга, финансовый план).

     Бизнес план используется для решения следующих задач:

1. Принятие основных решений на этапе становления предприятия

2. Обеспечение доступа к источникам финансирования и кредитования

3. Оценка результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния предприятия

4. Определение потребностей в капитале и оборотных средствах

5. Повышение эффективности управления

6. Разработка и реализация антикризисной программы, улучшение финансового состояния (выход предприятия из кризиса - состояния банкротства)

     Бизнес-план используется в качестве инструмента стратегического планирования. Этот инструмент необходим, если предприятие собирается работать на долгосрочную перспективу и выжить в конкурентной борьбе.

Выделяют два уровня бизнес-планирования:

n стратегическое планирования, позволяющее устанавливать и видоизменять цель существования предприятия и решать, каким образом хотели бы видеть предприятие его акционеры через большой промежуток времени

n текущее планирование, то есть тщательная проработка реализации какого-либо этапа или мероприятия.

 

     Вопрос № 2

     В структуре примерного бизнес-плана можно выделить:

1. Резюме представляет собой краткое изложение сути проекта на одной странице. Указывается полное название, адрес, телефон предприятия, краткое описание отраслевой принадлежности, цель составления бизнес-плана, предполагаемые результаты реализации (может указываться совокупная стоимость проекта, источники погашения, гарантии по возврату).

2. Меморандум конфиденциальности содержит предупреждение о неразглашении коммерческих тайн, содержащихся в бизнес-плане.

3. Детальное описание предприятия и отрасли содержит характеристику отрасли как объекта инвестирования, описание предприятия, его места в отрасли, характеристику конкурентной среды, уставной капитал и его распределение, организационную структуру и сведения о дочерних предприятиях, филиалах, сведения об управленческом персонале (руководители, образование, должность, возраст, опыт работы), характеристику активов предприятия (основной и оборотный капитал, первоначальная и остаточная стоимость основных средств, характеристика незавершенного строительства и материальных запасов, степень износа), сведения о специализации предприятия, доле экспорта в структуре продукции предприятия, сведения об инвестиционном климате в том или ином регионе и об отношении местных органов власти к данному проекту или предприятию в целом.

4. Описание продукции предприятия настоящей и будущей содержит краткую характеристику потребительских свойств продукции, ее качество, результаты сравнения с аналогами, с продукцией конкурентов, технические, эстетические эргономические и другие характеристики продукции, соответствие стандартам и техническим условиям, сведения о патентной защищенности, товарном знаке, о стадиях развития продукта, стоимостную характеристику продукции, стратегию продвижения продукции на рынке - концепцию развития продукции, предполагаемую поставку, экспортные возможности продукции.

5. Маркетинг-план предприятия. Данный раздел является основой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия в области сбытовой деятельности, содержит сведения о емкости рынка, о спросе на продукцию, сезонных, географических, демографических факторах, о численности настоящих и потенциальных покупателей и о покупках настоящих и потенциальных, описание предполагаемого проникновения на рынок с новой продукцией, о каналах распределения продукции, об условиях ее оплаты, сведения об установлении контактов с покупателями.

6. Инвестиционный план отражает работы по подготовке предприятия к производству новой продукции, по подбору подрядчиков по заключению договоров на строительно-монтажные работы, содержит сведения о сроках, этапах проведения работ, перечень необходимого оборудования, производственных площадях, план вывода линии или всего предприятия на проектную мощность, последовательность проведения работ, прогноз затрат по этапам, сведения о программе подготовки кадров для эксплуатации нового оборудования.

7. Производственный план является базой для определения результатов инвестиционного проекта. Содержит сведения о структуре производственного процесса - технологической схеме, производственные потоки, основные поставщики, объемы и условия поставок, требуемые количества материальных и энергоресурсов, о объемах внешних и внутренних перевозок на предприятии, о стоимости перевозок, об издержках на производство с разбивкой на производственные, управленческие, сбытовые и т.д.

8. Организационный план содержит описание структуры управления инвестиционным проектом, структуры управления предприятием, сведения об отделах, службах и цехах, участвующих в реализации инвестиционного проекта, об их функциях и взаимодействии, о структуре и квалификации всего персонала предприятия, о правовой форме реализуемого инвестиционного проекта с обозначением прав, обязанностей и участием в прибыли, перечень юридических и физических лиц, привлекаемых к данному инвестиционному проекту.

9. Финансовый план содержит сведения о прогнозируемом производстве и сбыте продукции, сведения о налоговых условиях, макроэкономических параметрах (инфляция, процентная банковская ставка), сведения о текущих прибылях и убытках, о соотношении активов и пассивов баланса предприятия, о движении денежных средств.

10. Анализ рисков содержит качественный анализ показателей, т.е. факторов риска, которым подвергается предприятие и количественный анализ - определение конкретных размеров финансового риска. Размер риска может определяться следующими методами: статистическим, аналитическим (методом аналогии), экспертных оценок. Основными факторами риска могут быть цена, платежи за реализуемую продукцию, издержки производства, поставка оборудования, инфляционный фактор и т.д. В результате количественного и качественного анализа в бизнес-плане должны разрабатываться мероприятия, способные привести к минимизации различного вида риска.

11. Выводы и предложения - делаются основные выводы из вышеизложенного материала и дается заключение о возможности или невозможности реализации данного бизнес-плана или инвестиционного проекта в рамках бизнес-плана.

ТЕМА 6

“Товародвижение и сбыт в условиях спада производства и неплатежей”

Вопросы:

1. Товародвижение и его формы.

2. Виды сбыта готовой продукции.

3. Стратегии действий предприятия в сфере сбытовой политики.

 

Вопрос № 1.

 

Современный этап развития экономики имеет ряд отрицательных особенностей. Спад производства и кризис неплатежей охватили все отрасли народного хозяйства. Считается, что основные возможности ликвидации кризиса находятся на макроуровне, но существуют также резервы и возможности на микроуровне, т.е. на уровне предприятия. Каждый субъект экономических отношений, каждое предприятие может снизить негативное влияние этих факторов за счет грамотной и обоснованной политики в сфере продвижения продукции на товарный рынок.

Товародвижением называется система обеспечения доставки продукции предприятия от места производства к местам реализации в точно установленное время и с высоким уровнем обслуживания (сервиса ).

Как правило, в процессе продвижения своей продукции на рынок, каждое предприятие старается максимально снизить издержки на предприятии. Снижение во многом зависит от наличия у товаропроизводителя следующих возможностей:

 

1. Использование удобных видов транспорта.

2. Высокая скорость исполнения заказов.

3. Высокий уровень сервиса для покупателей.

4. Наличие развитой складской сети.

5. Достаточное количество запасов у предприятия, но не выше нормативов.

6. Достаточное количество оборотных средств.

 

В условиях кризиса важно выбрать правильную форму товародвижения и оптимальный вид сбыта готовой продукции. Выделяют следующие формы товародвижения:

1. Прямой выход на рынок.

2. Использование услуг торговых агентов.

3. Товародвижение через оптовый рынок.

 

Прямой выход на рынок целесообразен в следующих случаях:

- когда рынок продукции сосредоточен на относительно небольшой территории или у продукции относительно немного покупателей;

- когда количество продукции достаточно велико;

- когда у предприятия имеется развитая складская сеть;

- когда продукция или товар узко специализирован.

Использование услуг торговых агентов – целесообразно в следующих случаях:

- когда предприятие не имеет достаточных средств для организации сбытовой сети;

- когда мало изучен рынок потребителей;

- когда у продукции незначителен послепродажный сервис.

Пользование услугами оптового рынка  целесообразно в следующих случаях:

- когда имеется много потребителей в различных секторах экономики;

- когда рынок разбросан географически;

- когда требуются частые поставки небольших партий продукции;

- когда ожидается большая экономия от использования услуг оптового рынка.

Посреднические фирмы, в зависимости от характера совершаемых сделок, классифицируются как торговые, комиссионные, агентские и брокерские.

Торговые фирмы осуществляют операции от своего имени и за свой счет. Различают: независимые торговые фирмы и торговые фирмы по договору (зависимые). В первом случае торговая фирма заключает контракт на приобретение продукции и приобретает ее, затем реализует ее по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене. Независимые торговые фирмы, как правило, крупные предприятия, обладающие развитым складским хозяйством и достаточным количеством автотранспортных средств. Во втором случае, торгово- посреднические фирмы заключают договора с производителями продукции на оговоренных условиях по определенной цене и реализуют эту продукцию на определенной территории. Если этот договор между посредником и товаропроизводителем носит исключительный характер, то фирма приобретает статус дилера или дистрибьютора. Обычно, крупные производители в промышленно-развитых странах сами не занимаются распространением своей продукции и выходят на рынок через дилеров и дистрибьюторов, поэтому к услугам дистрибьюторов удобно прибегать розничным продавцам, т.к. достигается экономия на издержках, и цены могут быть снижены.

Комиссионные фирмы, в отличие от торговых фирм, не закупают товары, а совершают операции по купле-продаже от своего имени, но за счет производителя – комитента. (договор поручения, когда производитель-комитент поручает посреднику –комиссионеру осуществить сделку за комиссионное вознаграждение, как правило, процент от сделки).

Агентские фирмы действуют от имени и за счет товаропроизводителя, представляют интересы товаропроизводителя и осуществляют поиск клиентов. Отношения между ними обязательно оформляются документально. Как правило, фирме-агенту выдается доверенность на представление интересов, право подписи на документе от имени товаропроизводителя.

Брокерские фирмы не являются представителями каких-дибо сторон, участвующих в сделке. Основная обязанность брокера – свести партнеров, которые бы заключили сделку между собой. За услугу фирма-брокер получает посредническое вознаграждение (договор об оказании услуг).

Вопрос № 2.

Промышленный спад и сбои в сбыте готовой продукции заставляют товаропроизводителя искать оптимальные виды сбыта и вырабатывать соответствующие сбытовые стратегии. У предприятия есть возможность выбрать тот, или иной вид сбыта своей продукции, который бы предприятие устраивал. Различают следующие виды сбыта:

Прямой сбыт – установление прямых контактов с покупателями. Прямой сбыт практикуется в следующих формах:

- директ-маркетинг – это прямая работа работа с клиентами, регулярное посещение сотрудниками предприятия своих контрагентов.

- Продажа по телефону

- Продажа по объявлению

Прямой сбыт имеет место в основном, на рынке товаров промышленного потребления, и реже на рынке товаров индивидуального потребления.

Косвенный сбыт – продажа товаров через торговых посредников независимо от товаропроизводителя.

Имеет место по всем видам товаров индивидуального потребления:

- интенсивный сбыт – подключение к сбытовой программе всех возможных торговых посредников, независимо от формы деятельности (крупные универмаги, специализированные магазины, минимаркеты, ларьки). Практикуется при продаже товаров индивидуального потребления, а также при продвижении на рынок торговой марки. Особенность этого вида сбыта – наличие плотной сбытовой сети и высокие затраты на рекламу. Недостатки – наличие значительного числа мелких потребителей и отсутствие контроля за их платежеспособностью.

- Селективный сбыт – ограничение числа торговых посредников, в зависимости от характера клиентов, уровня подготовки персонала, вида продукции, других факторов. Данный вид сбыта применяется, когда идет речь о последующем послепродажном обслуживании товаров, а также о товарах дорогих престижных торговых марок, реализация которых требует соответствующего уровня сервиса.

- Нацеленный сбыт – это реализация товаров для конкретной группы покупателей

- Ненацеленный сбыт предполагает охват всего рынка без ограничений, когда товар адресуется всем потенциальным покупателям, прежде всего, по продуктам питания.

 

Вопрос № 3.

Выбор наиболее оптимальной формы сбыта, устраивающей предприятие, должен сочетаться со стратегией предприятия, т.е. с программой действий в сфере сбыта на тот или иной период времени. Применительно к условиям рыночной экономики различают следующие виды стратегий:

1. Стратегия интенсивного маркетинга – установление высокой цены на продукцию предприятия при одновременно высоком уровне затрат на стимулирование сбыта продукции. Этот вид стратегии обеспечивает максимальную прибыль на единицу продукции и оправдан в следующих случаях:

- когда большая часть покупателей не осведомлена о производимой продукции;

- когда те, которые осведомлены, готовы заплатить за продукцию высокую цену;

- когда предприятие стремится выработать у покупателей предпочтительное отношение к торговой марке.

2. Стратегия выборочного проникновения – устанавливается высокая цена на продукцию при низких затратах на стимулирование сбыта. Эта стратегия также способствует получению максимальной прибыли на единицу продукции и применяется в следующих случаях:

- при отсутствии конкуренции;

- в условиях ограниченной емкости рынка;

- в условиях осведомленности большинства покупателей о производимой продукции;

- в условиях готовности тех, кто приобретает продукцию, заплатить за нее высокую цену.

3. Стратегия широкого проникновения на рынок – установление низкой цены при высоком уровне затрат на стимулирование сбыта обеспечивает быстрое проникновение на рынок и захват его большей доли. Стратегия может реализовываться при следующих условиях:

- при большой емкости рынка;

- при высокой конкуренции на рынке4

- при сравнительно плохой осведомленности о выпускаемой продукции;

- при нежелании большинства потребителей платить высокую цену за продукцию;

- при уменьшении издержек на единицу продукции;

- при увеличении масштабов производства и сбыта.

4. Стратегия пассивного маркетинга – установление низкой цены на продукцию при незначительных затратах на стимулирование сбыта. Стратегия оправдана в следующих случаях:

- покупатель хорошо осведомлен о продукции;

- рынок имеет большую емкость;

- покупатели будут покупать продукцию только по низким доступным ценам.

5. Стратегия выживания – рекомендуется для предприятий, испытывающих трудности со сбытом и попавших в полосу кризиса и неплатежеспособности. Направлена стратегия на повышение платежеспособности и достижение максимально возможной в данный отрезок времени прибыли предприятия. Реализация данной стратегии предполагает ряд последовательных этапов:

А) определение перспектив сбыта текущего ассортимента предприятия. На этом этапе весь ассортимент выпускаемой продукции разделяется по степени перспективности сбыта и выделяется три основные группы:

- продукция, спрос на которую в перспективе будет возрастать;

- продукция, спрос на которую будет оставаться стабильным;

- продукция, спрос на которую в перспективе будет снижаться.

Б) проанализировав ассортимент продукции, предприятие уточняет возможности ресурсного обеспечения производства, т.е. ресурсы, необходимые для производства продукции первых двух групп ассортимента;

В) так как третья группа товарного ассортимента д.б. свернута, предприятие должно чем-то адекватно заменить эту группу, определить виды новой продукции, перспективы ее производства и ресурсного обеспечения.

Первые три этапа могут быть оформлены документально и составят антикризисную программу. На четвертом этапе программа выживания обсуждается специалистами предприятия и принимается решение о ее реализации и оперативном плане сбыта продукции.

 

ТЕМА 7.

“Факторы возникновения, способы предотвращения и взимания просроченной дебиторской задолженности”.

Вопросы:

1. Причины проблемы неплатежей в РФ.

2. Пути решения проблемы неплатежей на макроуровне.

3. Пути снижения проблемы неплатежей на микроуровне. Возможные способы расчетов между продавцами и покупателями.

Вопрос № 1.

Проблема неплатежей в РФ является следствием действия негативных факторов. Кризис в финансовой сфере обостряется по следующим причинам:

1. Проведение Правительством РФ жесткой финансово-кредитной политики. Неизбежным следствием проведения такой политики является ограничение платежей между предприятиями, т.к. медленный инфляционный рост цен и стоимости потребляемых производственных ресурсов не сопровождается адекватным увеличением денежной массы.

2. Неудовлетворительная работа банковской сферы (особенно в 1990-х годах). Задержки в прохождении банковских документов увеличивают сумму несвоевременно поступающих средств и способствуют возникновению и углублению неплатежей между предприятиями.

3. Необязательность покупателей и поставщиков.

4. Неразвитость финансового рынка, которая приводит к тому, что в качестве платежных средств используются векселя ненадежных коммерческих банков или сомнительных организация, которые не имеют достаточной финансовой силы и ликвидности.

5. Разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР и плохой интеграции стран СНГ. Здесь могут быть трудности: с переводом денег из страны в страну, с взаимной конвертацией валют, с обеспечением гарантий по поставкам товаров. Просроченная задолженность покупателей, находящихся в странах СНГ, вызывает цепную реакцию на российском рынке.

Проблема ликвидации неплатежей и сокращения дебиторской задолженности актуальная как для России, так и при взаимодействии России с другими государствами. В развитых промышленных государствах механизмы расчетов и платежей формировались и совершенствовались столетиями. В эпоху СССР проблемы неплатежей не существовало, т.к. была система централизованного планирования и распределения. В настоящее время ситуация с неплатежами постепенно нормализуется или имеет тенденцию к нормализации. Варианты решения проблемы неплатежей и снижение их негативного воздействия имеются как на макроуровне (на уровне государства), так и на микроуровне (на уровне предприятия).

 

Вопрос № 2.

На микроуровне проблемы могут быть решены следующими основными способами:

1. сочетание жесткой финансово-кредитной политики с разумной эмиссией денежных средств и поддержанием платежеспособности предприятий, в т.ч. за счет ужесточения мер ответственности налогоплательщиков и увеличения собираемости налогов на всех уровнях. Необходимо усилить контроль со стороны Федеральных органов власти за финансовой деятельностью различных субъектов РФ.

2. Совершенствование банковской системы и банковской политики. Убыстрение и максимальное упрощение расчетов между предприятиями. Обслуживание и кредитование государственных структур в государственных банках, а частных структур в коммерческих банках.

3. Принятие комплексных мер по упорядочению и дальнейшему развитию механизмов финансового рынка, особенно в части законодательной базы, введение эффективной системы контроля и ответственности в области финансовых отношений.

4. Улучшение работы арбитражных судов и законодательное закрепление повышенной ответственности для необязательных деловых партнеров.

5. Восстановление хозяйственных связей в рамках стран СНГ, в т.ч. за счет унификации гражданского, налогового, валютного и таможенного законодательства.

 

Вопрос № 3.

На микроуровне проблему неплатежей можно снизить путем применения различных способов расчетов между предприятиями.

Различают способы расчетов, способствующие своевременному погашению задолженности, предотвращению и взиманию просроченной задолженности. Рассмотрим способы расчетов:

 

Способ расчета Преимущества Недостатки
Оплата наличными Классический случай, когда оплата товара осуществляется одновременно с его продажей   Полная гарантия совершения сделки; Высокая скорость платежей; Исключение дебиторской задолженности.   высокая стоимость обслуживания наличных платежей, т.е. необходимость хранения и инкассации полученных денежных средств; необходимость личного присутствия продавца и покупателя; неудобство обналичивания; госограничения при наличных платежах.  
Предварительная оплата: А) отпуск товаров или оказание услуг после документального подтверждения перечисления денежных средств; Б) после поступления денежных средств на расчетный счет поставщика Покупатель на какое-то время отвлекает свой оборотный капитал и у него возникает риск невыполнения обязательств продавцом. Соответственно продавец пополняет свой оборотный капитал и может не выполнить свои обязательства.  
Авансовые платежи – перечисление до поставки продукции части платежа и перечисление всего платежа по факту поставки. Для покупателя: Снижение риска на разницу между величиной авансового платежа и стоимостью продукции. Для продавца: Получение гарантии; Получение денежных средств до поставки товара; Снижение риска неплатежей.   Для покупателя: Вывод из оборота части средств.
Аккредитивная форма. Оплата отгруженных товаров по месту нахождения продавца за счет средств депонированных в обслуживающем сделку банке на условиях, предусмотренных в заявлении на аккредитив.   Практикуются во внешнеэкономических сделках. Дает покупателю уверенность, что деньги на расчетный счет продавца будут зачислены после поставки продукции. При непоставке денежные средства будут возвращены. Для покупателя: Замораживание денежных средств в банке на определенное время. Для продавца: Денежные средства нельзя получить в банке до отгрузки продукции. Аккредитив может быть отзван.
Чековая форма   Оплата чеком близка к оплате наличными по своей сути. Для продавца: Быстрота расчетов, высокая степень гарантированности расчетов. Для покупателя: Высокая степень гарантии получения товаров, т..к. чек передается и выписывается в момент передачи товара.   Для продавца: Простота подделки, недостаточная гарантия платежа из-за возможного отсутствия средств на р/счете. Для покупателя: Необходимость оформления чека при совершении сделки, перед предъявлением к оплате.
Гарантия погашения задолженности третьей стороной. Гарантом по сделке выступает крупная платежеспособная организация, которая берет обязательство за совершение сделки, в случае недобросоветсности покупателя   Для продавца: Наличие гарантий у покупателя позволяет обезопасить себя от возможных неплатежей. Для покупателя: Оплачивает товар лишь после поставки и риск ограничен расходами на получение гарантий. Для покупателя; Платность гарантии и трудность ее получения.
Страхование от непоступления или несвоевременного поступления платежей В случае страхования продавец до отгрузки товаров выплачивает страховой компании денежные средства и в случае отгрузки продукции и непоступлении денежных средств, в соответствии со взятыми на себя обязательствами, страховая компания осуществляет продавцу страховые выплаты, а затем требует выполнения обязательств покупателя.   Гарантированность от неплатежей и погашение убытков в случае несвоевременной оплаты товаров.   Необходимость внесения страховых платежей, риск для страховых компаний.
Вексельная форма Вексель –это письменное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком кредитору. Вексель дает векселедержателю право требовать с заемщика уплаты суммы денег, указанной в векселе к определенному сроку. Вексель бывает простой и переводной. Для покупателя Сокращение потребностей в оборотных средствах и возможность использования для оплаты продукции векселей, полученных от своих должников. Для продавца: Возможность продажи векселей до срока их погашения и получение необходимых оборотных средств, повышение гарантий оплаты за счет поручителя векселя.   Необходимость, в соответствии с договорами оформления, еще одного документа векселя.
Продажа товаров с рассрочкой платежа – продажа продукции с условием ее оплаты в течение определенного промежутка времени, как правило, равными долями (лизинговые платежи) Расширение рынков сбыта за счет покупателей, которые не могут оплатить продукцию сразу, возможность регулирования величины и сроков дебиторской задолженности, получение дополнительных доходов за счет разницы в цене и процентов, получаемых от покупателей Для покупателя: Возможность полной оплаты продукции после ее реализации на рынке, не отвлекая при этом оборотные средства Для продавца: Трудно оценить потери от упущенной выгоды.
Продажа долгов с дисконтом – реализация кредитором своей дебиторской задолженности со скидкой, которая образует доход покупателя долга. Размеры скидки зависят от следующих факторов: предполагаемого срока взыскания долга; действующих в данный период времени рыночных отношений и банковских процентных ставок; общей суммы продаваемого долга. Продажа долгов оформляется трехсторонним соглашением, в соответствии с которым покупатель долгов обязуется перечислить продавцу определенную сумму за вычетом дисконта, а должник обязуется вернуть долг покупателю или новому кредитору.   Для продавца: Снижение риска, связанного с безвозвратной потерей долгов, улучшение показателей ликвидности баланса.   Для покупателя: Получение доходов в следствие дисконта. Для продавца: Уменьшение получаемой суммы за счет дисконта.
Залоговые сделки – гарантией выполнения обязательств является залог. Оформляется договором залога. В случае неисполнения обязательств покупателей, часть его имущества переходит к продавцу. Для продавца: Возможность получения реальных гарантий возврата долгов. Для покупателя: Возможность обеспечить высокий уровень гарантий при недостатке оборотных средств при поставке товарно-материальных ценностей Для продавца: Сложности с реализацией заложенного имущества, при недобросовестном выполнении обязанностей контрагентом. Для покупателя: Наличие достаточно ликвидных товарно-материальных ценностей, которые могут быть заложены, или взятие обязательств перед третьей стороной.
Лизинговые сделки – покупка оборудования с рассрочкой платежа, при которой оплата производится равными частями в течение какого-либо срока. Для продавца: Возможность расширения рынков сбыта и увеличения числа покупателей за счет продажи своей продукции с рассрочкой. Для покупателя: Возможность осуществления сделки при недостатке оборотных средств. Наличие определенной политической и экономической стабильности при осуществлении лизинговых сделок.
Факторинг – направление финансовой деятельности, которое заключается в целенаправленном приобретении банками и иными финансовыми институтами по скупке долгов предприятий и организаций. Для продавца: Гарантия по получению долга; сокращение собственных затрат, связанных с взиманием задолженности; упрощение взаимоотноешний с банками Необходимость выплаты комиссионного вознаграждения банку или финансовой организации, которая занимается выбиванием долга.
Передача кредитору пакета акций должника – сделка, при которой предприятие, находящееся в трудном финансовом положении, расплачивается со своими кредиторами крупным пакетом своих акций. Для кредитора: Возможность получения за неликвидный долг контроля над предприятием-должником.  
Бартер – погашение долгов встречными поставками товаро-материальных ценностей. Возможность получения долга, расширение рынка сбыта за счет покупателей, не имеющих денежных средств, но располагающих какими-либо товарными группами. Длительные сроки погашения задолженности, связанные с превращением товарной группы в денежную; наличие риска продажи товара по ценам, не покрывающим собственные издержки и не обеспечивающим погашение долга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: