Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России

Цель теоретического занятия: рассмотреть государственные и общественные мероприятия по прекращению разрушающих воздействий на природу; дать понятие природоохранного надзора.

Время: 2 часа

Учебно-материальное обеспечение:

1.Компьютер, экран, проектор;

2. Электронная презентация к занятию.

Учебные вопросы:

1. Государственные и общественные мероприятия по прекращению разрушающих воздействий на природу.

2. Природоохранный надзор.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных pecypсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые зада и приоритеты должны отражать реальную ситуацию во властях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охра- не природы и рациональном использовании природных ресурсов.

Ключевым экологическим законом России является Закон РФ "Об охране окружающей среды", вступивший в действие 3 марта 1992 г. В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. Из 94 статей Закона главные положения явились основой для других нормативных природоохранных актов.

Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в разделе Закона. Впервые четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Согласно этому разделу Закона объектами охраны являются естественные экологические системы, технологические трубопроводы" и др.). В некоторых они сформулированы так, что не имеют юридической силы. Например: По возможности следует давать оценку предполагаемого воздействия объекта строительства на окружающую среду.

 Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в ЧШ— IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, Экологического бедствия устанавливают высшие органы власти РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.

Охрана окружающей природной среды от загрязнения. Первый путь - очистка вредных отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий. С этой целью на предприятиях строятся специальные очистные сооружения, улавливающие из отходов загрязнители, устраняя возможность их попадания в природную среду. При проектировании предприятий в соответствии с характером и объемом предполагавшегося загрязнения предусматривались очистные сооружения определенной конструкции и мощности.

 Этот путь имеет определенные ограничения, поскольку в тех случаях, когда стоимость очистки и утилизации отходов превышает стоимость продукции, производство становится экономически необоснованным.

 Второй путь - создание систем малоотходного и безотходного производства. Это - радикальное технологическое решение проблемы сохранения оптимальной природной среды. Оно требует такой технологии, при которой круговорот веществ в производстве будет замкнутым. Все сырье, поступающее в производство, перерабатывается на полезные продукты или передается в соседние производства.

Охрана атмосферы. Источники загрязнения атмосферы могут быть естественными (природными) и искусственными (антропогенными), главным образом техногенными. К первым относятся извержения пепла и газов вулканами, лесные и степные пожары. Ко вторым относятся промышленные, транспортные и бытовые выбросы.

 Меры по охране атмосферы. Наиболее древнее из локальных мер предотвращения загрязнений воздуха - заводская труба. Высокие трубы увеличивают пространство, на которое распространяются дым и газы, тем самым предотвращая их повышенную концентрацию. Но эта мера мало эффективна.

 Поэтому основные усилия сейчас направлены не предупреждение выбросов загрязнений в атмосферу путем их технологической обработки - рекуперации. На всех действующих и новых предприятиях устанавливают пылеулавливающее и газоочистное оборудование. Эта технология очистки сложна и дорогостояща.

 Улучшение качества топлива - еще один эффективный путь снижения уровня загрязнений воздуха. Это достигается за счет предварительной обработки угля и нефти с целью уменьшения в них серы и золы.

 Кардинальные решения проблем автотранспорта - замена двигателей внутреннего сгорания иными. Предлагаются и разрабатываются образцы газотурбинных, роторных и даже паровых двигателей. Но наиболее перспективными считаются электромобили.

Охрана вод.  Вода - самое распространенное в биосфере вещество. Это необычайное по своим физико-химическим свойствам неорганическое соединение (минерал), играющее исключительно важную роль в жизни природы.

 Загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками сказывается на недостатке пресной воды. Вода многих загрязненных рек и озер становится непригодной не только для питья, но и для других бытовых и промышленных нужд.

Поскольку в ближайшее время не удастся полностью избежать загрязнений воды в процессе ее технологического использования, важное значение по-прежнему будут иметь различного рада очистные сооружения. Применяют несколько методов очистки сточных вод, к важнейшим из которых относятся механическая, химическая и биологическая.

 Метод механической очистки заключается в механическом удалении из сточных вод нерастворенных примесей, для чего применяют специальные сооружения. Удаление разнообразных примесей при этом осуществляется с помощью разнообразных приспособлений: решеток и сит, жироловок, маслоловушек и нефтеловушек. Механической очисткой можно достигнуть выделения из бытовых сточных вод до 60% нерастворенных примесей, а из производственных - до 95%.

 Метод химической очистки основан на добавлении в сточные воды таких реагентов, которые, вступая в реакцию с загрязнениями, способствуют выпадению нерастворенных коллоидных и частично растворенных веществ. Этот метод очистки позволяет уменьшить количество нерастворенных загрязнений сточных вод до 95% и растворенных до 25%.

 Метод биологической очистки состоит в минерализации органических загрязнений сточных вод при помощи аэробных биохимических процессов. Осуществляется он в естественных или искусственных условиях.

Охрана животных. Воздействие человека на животных осуществляется двояким путем: прямым - непосредственным преследованием, нарушением структуры популяций и истреблением или расселением, и косвенным - изменением условий жизни. Многие животные подвергаются одновременному воздействию того и другого фактора. Результаты воздействия могут быть как положительными, так и отрицательными.

Меры охраны животных. Охрана самих животных от истребления осуществляется, прежде всего, путем регламентации их добывания, устанавливаемой законоположениями об охоте. Последние предусматривают запрет охоты на редкие виды, ограничение сроков, норм, мест и способов добычи промысловых животных.

 Серьезные ухудшения условий жизни, а нередко и гибель животных вызывает загрязнение водоемов сточными водами. Радикальной мерой охраны животных от последствий загрязнения водоемов является устранение возможностей самого загрязнения (см. раздел Охрана вод.).

 С целью предотвращения гибели животных от ядохимикатов рекомендуется следующее: сельскохозяйственным и медицинским учреждениям усилить контроль за применением, транспортировкой и хранением ядохимикатов; при работе на больших (более 500 га) площадях избегать многократной обработки и оставлять необработанными участки в период размножения птиц и млекопитающих; снять с производства высокотоксичные вещества (арсенид натрия, арсенид кальция, меркуран и др.); расширить биологические методы борьбы с вредителями.

Охрана растительности. Растительность - важнейший компонент биосферы, без которого последняя существовать не может. Растения являются первоисточниками жизни на Земле.

 Как объект охраны растительность можно разделить на водную, почвенную, подземную и наземную. Роль растений в круговороте веществ в природе огромна в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. Воздействие человека на растительность. Человек своей деятельностью оказывает огромное влияние на растительность, как положительное, так и отрицательное.

 Положительное влияние выражается в возделывании на обширных площадях разнообразных культурных растений, дающих высокий урожай и большое количество зеленой массы, участвующей в фотосинтезе. Большие работы проводятся по лесовозобновлению, облесению открытых территорий, озеленению поселков и городов, а также по борьбе с вредителями леса и культурных растений.

 К отрицательным воздействиям относятся прямое уничтожение растений в ходе их использования (рубка лесов) при создании водохранилищ, в ходе открытых разработок ископаемых, при пожарах, в процессе распашки новых угодий.

Создаются специальные рекреационные леса, благоустроенные и оборудованные так, чтобы резко сократить вред природе от самодеятельного устройства быта туристами. Также важное значение имеет природоохранная пропаганда среди отдыхающих и туристов.

Природоохранный надзор. Государственную службу природоохранного надзора представляют Минэкоресурсов, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерство аграрной политики, Министерство здравоохранения, Госкомлесхоз, Госком-водхоз, Госкомзем, их органы на местах, а также предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере их управления, и являются субъектами системы мониторинга по общегосударственным и региональным (местным) программам, программ реализации соответствующих природоохранных мероприятий, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды в результате реализации хозяйственной деятельности.

 Указанные органы осуществляют, в пределах своей компетенции, государственный геологический контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и водных объектов; ведут наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов; обеспечивают контроль за использованием недр пользователями и водопользователями за выполнением условий лицензий и пресекают самовольное использование недр и водных объектов; осуществляют государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр; осуществляют надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ, накопителей сточных вод; обеспечивают контроль за уровнем загрязнения подземных вод; ведут государственный мониторинг водных объектов, а также государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов; участвуют в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и влиянием на природную среду; проводят государственный надзор за состоянием ядерной и радиационной безопасности в государстве.

 Госкомзем организует работу по ведению мониторинга земель и государственного земельного кадастра, проведению землеустройства и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов, проводит государственную землеустроительную экспертизу программ, проверяет на предприятиях, в учреждениях и организациях соблюдение требований земельного законодательства по охране земель.

Контрольные вопросы:

1. Перечислить государственные и общественные мероприятия по прекращению разрушающих воздействий на природу.

2. Каковы задачи природоохранного надзора?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: