Упражнения для экстравертов | Упражнения для интровертов |
1. Обработка большого объёма информации. | 1. Детальное знакомство с информацией, локальность и ограниченность в её подаче. |
2. Высокая скорость обработки информации в сжатые сроки. | 2. Задания, рассчитанные на продолжительное время их выполнения. |
3. Просмотровое, ознакомительно, «агрессивное» чтение без выделения деталей. | 3. Выделение мелких деталей и подробностей в содержании информации. |
4. Нацеленность на устную речь. | 4. Высказывание прогностических соображений по обсуждаемым проблемам. |
5. Конкретные задания и конкретно указанные этапы их выполнения. | 5. Выполнение конкретных видов упражнений, связанных с обдумыванием. |
6. Осуществление компаративного анализа информации нескольких текстов. | 6. Анализ указанных, конкретных грамматических явлений и лексических единиц. |
7. Составление логических планов, схем рисунков на основе информации значительного объёма. | 7. Подбор дефиниций к понятиям и терминам. |
8. Создание реферативного перевода информации. | 8. Создание тезаурусов различных понятий и терминов в письменном виде. |
9. Поиск аналогий и особенностей различных видов межкультурной коммуникации. | 9. Осуществление полного письменного перевода информации. |
10. Привлечение к участию в дискуссиях и дебатах. | 10. Написание рецензии на предложенную информацию. |
Изложенные выше способы развития учебной и профессиональной компетентности должны определять качество функциональной грамотности человека – общей и иноязычной; элементарной и фундаментальной.
|
|
Улучшение фундаментальной функциональной иноязычной грамотности связан с нашим предложением учитывать выделенные нами педагогические каркасы фундаментальной функциональной иноязычной грамотности в качестве средства и способа её эффективной разработки и предложения её педагогического обоснования. [39]
Педагогический каркас фундаментальной функциональной грамотности понимается нами как совокупность базовых концептов и понятий педагогики как науки о человеке, уровне его образованности и воспитанности, основанных на российских традициях, отношениях между людьми, творческом обучении, организованном с учётом оптимальных его форм и привлечения гармонично и последовательно сочетаемых методов обучения в рамках определённой образовательной технологии, прикладываемых к предметному содержанию учебных дисциплин – научно отобранному, окрашенному духовностью, системно развивающему интеллектуальность, интеллигентность и стремление к непрерывному профессиональному и личностному росту[4]. Вся основополагающая информация по данной проблеме сведена в таблицу 3.
|
|
Таблица 3
Педагогические каркасы фундаментальной функциональной иноязычной грамотности
Основные вопросы педагогики (дидактики, воспитания) | Кто и где учит? Как учит? Чему учит? Как достигается развитие/саморазвитие? |
Отношения между субъектами процесса обучения | Педагогическое руководство (жёсткое). Педагогическая поддержка. Педагогическое сопровождение. Педагогическое консультирование. |
Последовательность реализации характеристик обучения и развития | Обучение. Учение. Научение. Развитие. Самообучение/саморазвитие/саморегуляция/самореализация на основе обращения к гармонии характеристик современных образовательных парадигм. |
Традиционные основы русского обучения | Культура. Образование. Духовность. Нравственность. Интеллектуальность: анализ; классифицирование; синтез; обобщение; сжатие; расширение; установление тождества, идентификации; выделение отношений (общее-частное); разнообразные трансформации и интерпретации; критический анализ качества информации. |
Обучение в качестве объекта педагогического конструирования (творчества) | Замысел. Идея. Творческая разработка. Инновационный продукт. Создание инновационного продукта следующего вида: технология; метод; подход; концепция; теория; учебник, уч. пособие, методическая разработка, программные документы и т.п. |
Методы обучения | По источнику информации. По логике мышления. По степени активности познавательной деятельности обучающихся. По видам ресурсов. По видам взаимодействия (реальное, интерактивное). По виду контроля. |
Дидактические формы обучения | Индивидуальное. Коллективное. Групповое. Фронтальное. Диалоговое. Самостоятельно организуемое. Формальное. Неформальное. Информальное. |
Принципы отбора содержания обучения | Цель обучения (конкретная): туристическая поездка; обучение за рубежом; использование ИЯ в профессиональных целях – получение информации, написание доклада; научной статьи и пр. Подбор ресурсов. Аутентичные и прагмалингвистические тексты. Требования к организации текста (лингвистика текста). Требования системности в обращении к уровням языка и видам речевой деятельности. |
Предложенные педагогические каркасы получения фундаментальной иноязычной функциональной грамотности могут быть использованы в качестве теоретической, концептуальной основы при разработке рабочих программ, тематических планов, дидактических ресурсов.