Общие сведения об элементах систем

СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

Системы регулирования движения на железнодорожном транс­порте используются на перегонах и станциях. Эти системы позво­ляют увеличить пропускную и провозную способность железных дорог, эффективность использования всех технических средств же­лезнодорожного транспорта, особенно локомотивов и вагонов, по­высить перерабатывающую способность сортировочных и грузо­вых станций, безопасность движения поездов, а также улучшить условия труда работников, связанных с движением поездов.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ

Классификация систем

Системы регулирования движения поездов повышают пропуск­ную способность железных дорог, обеспечивают безопасность дви­жения и оперативное руководство перевозочным процессом, ока­зывают влияние на рост производительности труда работников, связанных с движением поездов.

В зависимости от места применения системы регулирования дви­жения подразделяются на перегонные и станционные (рис. 1.1).

 

 

 

Перегонные системы разрешают или запрещают отправ­ление поезда на перегон, исключают возможность отправления по­езда на занятый перегон или блок-участок.

К перегонным устройствам относятся:

- полуавтоматическая блокировка ПАБ, при кото­рой сигналы, разрешающие поезду занять перегон, открываются при определенных действиях работников, управляющих движением по­ездов, а закрываются автоматически;

- автоматическая блокировка АБ, в которой управ­ление показаниями светофоров, ограждающих блок-участки, осу­ществляется движущимся поездом (без участия человека);

- диспетчерский контроль за движением поездов, ко­торый помогает поездному диспетчеру оперативно руководить дви­жением поездов на участке;

- автоматическая локомотивная сигнализация АЛС и устройства безопасности движения поездов. С помощью си­стемы АЛС показания напольных светофоров кодовыми сигналами передаются в кабину машиниста. Кроме этого, АЛС дополняет­ся автостопом с устройством проверки бдительности машини­ста и контроля скорости движения поезда;

- автоматическая переездная сигнализация, а также автоматические шлагбаумы, применяемые на же­лезнодорожных переездах для предупреждения водителей транспор­тных средств о приближении поезда к переезду и запрещающие дви­жение через переезд.

Станционные системы обеспечивают взаимную зависи­мость стрелок и сигналов при приеме и отправлении поездов, конт­ролируют положение стрелок, не допускают их перевод при уже за­данном маршруте, замыкают их в одном из крайних положений, при оборудовании путей и стрелочных участков рельсовыми цепя­ми, контролируют их свободность или занятость подвижным со­ставом. К станционным устройствам относятся:

- ключевая зависимость, используемая на станциях, где сохране­но ручное управление стрелками для обеспечения взаимного замы­кания стрелок и сигналов посредством контрольных замков;

- станционная блокировка, с помощью которой осу­ществляется взаимное замыкание стрелок и сигналов, управляемых с разных постов;

- электрическая централизация стрелок и сигналов ЭЦ, обеспечивающая управление стрелками и сигналами с пульта, их взаимозависимость, контролирующую взрез стрелки и исключа­ющую перевод стрелки под составом, а также открытие светофора на занятый путь. Разновидностями такой системы являются релей­ная централизация промежуточных станций, блочная маршрутно-релейная централизация БМРЦ крупных станций и микропроцессорная ЭЦ-МПЦ:

- диспетчерская централизация ДЦ, позволяющая уп­равлять стрелками и сигналами ряда станций из одного пункта и контролировать положение стрелок, состояние занятости или сво­бодности путей, стрелочных участков и прилегающих блок-участ­ков, изменять показания входных и выходных сигналов в пределах диспетчерского круга;

- средства автоматизации и механизации сортировочных станций и горок, позволяющие управлять стрелками и горочными сигналами, регулировать скорости надви­га и роспуска составов.

Автоматическая локомотивная сигнализация, диспетчерская цен­трализация и автоматические ограждающие устройства на переез­дах могут регулировать движение поездов как по перегонам, так и по станциям, поэтому эти системы отнесены к перегонным и к стан­ционным.

Из систем полуавтоматической блокировки наибольшее рас­пространение получила релейная блокировка, в которой все мар­шрутные зависимости осуществляются электрическим способом, что повышает ее надежность. Наиболее совершенной системой регулирования движения поездов на перегонах является АБ, ко­торая обеспечивает повышение пропускной способности по срав­нению с ПАБ.

Среди станционных систем наиболее эффективной с точки зре­ния сокращения времени на приготовление маршрута является ЭЦ стрелок и сигналов, которая по сравнению с ключевой зависимос­тью увеличивает пропускную способность станции на 50...70 %.

Средства механизации и автоматизации сортировочных станций и горок включают системы АРС (автоматическое регулирование ско­рости скатывания отцепов), ГПЗУ (горочно-программное задающее устройство), ГАЦ-МН на микропроцессорах, ГАЛС Р (горочная АЛС с передачей информации по радиоканалу и телеуправлением локо­мотивом) и др.

Общие сведения об элементах систем

Любая система регулирования движения поездов состоит из от­дельных элементов, связанных между собой. В этих системах ис­пользуют в основном электрические элементы, в которых одна из величин (входная или выходная) или обе являются электрическими (ток, напряжение).

В зависимости от выполняемых функций в системах регулиро­вания движения поездов используются следующие элементы: дат­чики, электрические фильтры, реле, трансмиттеры, стабилизаторы, усилители, дешифраторы, трансформаторы, двигатели, распределители и др.

Электрический датчик предназначен для измерения или преобразования неэлектрических величин в электрические и осу­ществляет качественное преобразование воздействия.

Электрический фильтр пропускает электрические сиг­налы (напряжение, ток) одних частот и препятствует пропуску сиг­налов других частот; он осуществляет количественное преобразо­вание воздействия, полученного от предыдущего элемента, и передачу его на последующий элемент.

Реле преобразует электрическую величину (ток, напряжение) в механическую (перемещение якоря), которая снова преобразуется в электрическую величину посредством замыкания или размыка­ния электрического контакта.

Трансмиттер вырабатывает кодовые сигналы, используемые в работе систем регулирования движения поездов.

Стабилиза­тор поддерживает постоянство выходной величины при измене­нии входной величины в известных пределах.

Усилитель слу­жит для повышения амплитуды электрических сигналов и осуществляет количественное преобразование воздействия.

Дешифратор расшифровывает принятый код и передает воздействие на последующий элемент, осуществляя качественное его преобразова­ние.

Трансформатор осуществляет количественное преобра­зование напряжения.

Двигатель преобразует электрическую энергию в механическое движение с целью воздействия на объект автоматического управления или регулирования.

Распредели­тель обеспечивает распределение как во времени, так и по от­дельным электрическим цепям поданную на его вход серию импульсов.

Элементы являются составной частью систем ре­гулирования движения, которые выполняют ответственные функ­ции по регулированию и обеспечению безопасности движения по­ездов. Поэтому к элементам систем регулирования движения предъявляется ряд требований:

- элементы должны быть простыми по конструкции и принципу действия,

- обладать высокой надежно­стью действия и защищенностью от помех,

- иметь малые габарит­ные размеры и массу,

- легко заменяться в системе и быть доступны­ми для ремонта и профилактических осмотров.

При отказе работы элемента - должны полностью исключаться в системе положения, опасные для движения поездов.

Исходя из конкретных условий эксплуатации, к элементам мо­жет предъявляться и ряд дополнительных требований. Например, к элементам, которые размешаются на локомотивах и в релейных шкафах на пути, предъявляются требования по виброустойчивос­ти, защите от атмосферных воздействий и пыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: