Геологическое изучение недр – это детальное изучение небольших участков недр, где сконцентрировано полезное ископаемое (ПИ). Исходя из закона РФ «О недрах», можно выделить следующие виды геологического изучения недр:
- региональное геологические изучения (съёмка, изыскания, палеонтология и т.д.)
- работы по прогнозу землетрясений;
- по созданию и ведению мониторинга; - контроль подземных вод;
- поисковые работы и оценка месторождений;
- разведка месторождений;
В 1959 году в обязательном порядке ввели работы по стадиям. Основная цель ГРР – это выявление ПИ и получение полной информации о количестве, качестве, условии залегания и т. д.
В 1961 году разработаны Методические указания на проведёние отдельных этапов ГРР на твердые ПИ.
1 стадия. Региональная съёмка.
2 стадия. Поиск месторождения.
З стадия: Предварительная разведка.
4 стадия. Детальная разведка
5 стадия. Доразведка.
б стадия. Эксплуатационная разведка.
Стадийность в 1976 - 84 гг. менялась и, согласно установленному МПР в 1998 г.
Временному положению о порядке проведения ГРР по этапам и стадиям (тв. ПИ) в зависимости от целей процесс геологического изучения недр подразделяется на три этапа и пять стадий.
1 ЭТАП – Работы общегеологического значения:
1 стадия: Региональное геологическое изучение недр.
2 ЭТАП – Поиски и оценки месторождений:
2 стадия: поисковые работы;
З стадия: оценка месторождений.
З ЭТАП – Разведка и освоение месторождения:
4 стадия: Разведка месторождения;
5 стадия. Эксплуатационная разведка.
1-й этап изучает комплексное изучение строения земли, закономерности размещения п.и. и их прогнозируемую оценку.
Геологические исследования 2 и З этапов направлены на воспроизводство минерально-сырьевой базы (создание геологических нужд).
Эти работы проводили организации бывшего Мингео СССР: с 1991 г. - Роскомнедра, С 1996 г. - Министерство природных ресурсов и предприятия добывающих ведомств.
Для нефти и газа выделяют стадии:
• региональная;
• поисковая;
• разведочная.
В странах с развитой экономикой стадийность не регламентируется.
Региональная съёмка – 1: 250 000.
Геологическая съёмка – 1: 63 000.
В условиях децентрализации управления экономикой и перехода к рыночным отношениям стадийность изменяется за счёт их сокращения и смягчения требований к их соблюдениям.
В связи с переходом России к рыночным отношениям, устанавливаются правовые и экономические условия комплексного использования и охраны недр.
Источником финансирования ГГИ являются средства государственного бюджета всех уровней; капитал отечественных и иностранных средств и собственные средства предприятий. В качестве заёмных средств используются кредиты банков и государственных организаций.
Средства государственного бюджета (федерального) субъекта РФ и муниципальных формируются из отчислений горнодобывающих предприятий на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Для цветных и редких металлов ставки отчислений 8,2 % от стоимости первого товарного продукта, полученного п. и. Платежи за пользование недрами цветных и редких металлов – 2-6%.

где Стmax, Стmin – соответственно максимальное и минимальное значения ставок регулярных платежей;
Пэко – сумма показателей свойств и условий разработки запасов, %;
К — коэффициент истощения запаса.
Основные показатели и критерии инвестиционных проектов.
Наиболее важным является чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный доход (NРV) и определяется как сумма текущих эффектов за весь расчётный период, приведённый к начальному шагу, или как величина над соответствующими интегральными затратами:

где Rt - результат, полученный на 1-м расчёте;
Зt - затраты, осуществляемые на таком же шаге;
Т - период расчета.
Эффект, полученный на 1-ом шаге расчёта равен: Эт = Rt – Зt.
Важным принципом является учёт фактора времени, под которым понимается объективное существование в любой деятельности экономически неравноценных затрат, результатов, эффектов, относящихся к разным периодам времени. [Табл. 6 ]
Для этого рекомендуётся использовать значение коэффициента дисконтирования:

где Е -нормы дисконта;
t - шаг расчёта, длительность периода по годам и кварталам.
Предлагается перевод Е, задаваемого в процентах, в долях единицы с использованием формулы Тейлора:

Используя формулу Тейлора для функции b(t), получим:

Таблица 6
Коэффициенты дисконтирования b(t) при разных нормах дисконта.
| 1 | Е% | |||||||
| год | 3% | 5% | 8% | 10% | 12% | 15% | 20% | 25% |
| 0,00 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
| 0,25 | 0,993 | 0,987 | 0,981 | 0,976 | 0,972 | 0,966 | 0,955 | 0,946 |
| 0,50 | 0,985 | 0,975 | 0,962 | 0,95З | 0,940 | 0,933 | 0,913 | 0,894 |
| 0,75 | 0,978 | 0,964 | 0,944 | 0,931 | 0,919 | 0,900 | 0,872 | 0,846 |
| 1,00 | 0,970 | 0,940 | 0,910 | 0,890 | 0,860 | 0,840 | 0,790 | 0,760. |
| 1,25 | ||||||||
| 1,50 | ||||||||
| 1,75 | ||||||||
| 2,00 | ||||||||
| 9,00 | 0,770 | 0,640 | 0,500 | 0,420 | 0,360 | 0,280 | 0,190 | 0,130 |
| 9,25 | 0,760 | 0,630 | 0,490 | 0,410 | 0,350 | 0,270 | 0,180 | 0,120 |
| 9,50 | 0,750 | 0,620 | 0,480 | 0,400 | 0,340 | 0,260 | 0,170 | 0,120 |
| 9,75 | 0,750 | 0,610 | 0,470 | 0,390 | 0,330 | 0,250 | 0,170 | 0,110 |
| 10,00 | 0,740 | 0,610 | 0,460 | 0,390 | 0,320 | 0,250 | 0,160 | 0,110 |
Планирование новой продукции
Политика предприятия должна быть направлена на перспективу. Внедрение новых продуктов позволят решать следующие задачи:
- расширить сбыт и увеличить прибыль;
- уменьшить зависимость фирмы от реализации одной продукции;
- повысить степень утилизации отходов производства;
- эффективно использовать систему товарооборота и т.д.
Производственные исследования показали, что по внедрению новой продукции на рынок неудача составляет 35%.
Неудача может определяться в абсолютных или относительных единицах. Провал продукции (падение спроса) происходит тогда, когда предприятие не способно компенсировать свои расходы.
Неудачи происходят в тех случаях, когда фирма получает прибыль от своей продукции в масштабах, менее запланированной.
Факторы неудач:
- неконкурентная продукция;
- плохое планирование;
- неудачный момент организации новой продукции;
- недобросовестный энтузиазм сторонников данной продукции;
Процесс планирования продукции включает:
1) Генеральные идеи — постоянное планирование новой продукции;
2) Выделение потенциальной продукции:
- производственная характеристика;
- общие характеристики;
-маркетинговые характеристики
(в рамках каждой продукции даётся бальная оценка от 1 —10);
3) Проверка концепции путем опроса, т е анализ предполагаемой продукции;
4) Экономический анализ для устранения выпуска малоэффективной продукции. Она определяется отношением объёма производства и сбыта этой продукции. Процессу внедрению новой продукции предшествует прогнозирование затрат объёмов производства и реализации цен, определение количественных и ценовых характеристик,
которые позволяют, оптимизировать прибыль от возможной реализации этой продукции: составлению валовых и предельных показателей;
5) Разработка продукции.
На этом этапе идею продукта воплощают в физическую форму, т.е. создание пробного продукта, разработка марки, проверка отношения к этому продукту со стороны потребителя.
Принятые решения о конструкции определяют:
- тип и качество материала, метод производства;
- стоимость единицы продукции;
- степень использования производственных мощностей; - размер, расцветка, время, необходимое для перехода от разработки до конкретного покупателя;
- решение о товарной марке включает: выбор нового имени, защиту товарной марки и т.д.
Определение положения продукта включает: выбор режимного сегмента, сопоставление новой продукции с конкурирующей.
6) Пробный маркетинг – это реализация продукта в одном или нескольких регионах, наблюдение за реальным развитием событий к внедрению продукции. Цель – оценка продукта в реальных условиях до начала полномасштабного внедрения или реализации,
Для реализации необходимо:
- определить период проведения;
- место проведения, т.к. оно зависит от степени сотрудничества розничной торговли, уровня конкуренции и т д.;
- определяется длительность проверки, т.е. на сколько фирма опережает конкурента и т.д.
7)Коммерческая реализация, которая требует больших затрат и быстроту принятия решения.
Факторы:
- Скорость признания продукта потребителем;
- Скорость признания каналами сбыта;
- Интенсивность распределения;
- Производственные возможности;
- Структура продвижения;
- Срок достижения прибыльности, стоимость конкретной реализации.
Таким образом, создание нового продукта – это длительный процесс, требующий больших затрат, но без этих факторов не существует фирма.
Метод сопоставления валовых показателей [Табл. 7]
Этот метод предполагает расчёт прибыли при различных значениях объёмов производства реализации продукции путём вычета валовых издержек:
П = ВВ-ВИ.
где ВИ – валовые издержки, ВВ – валовая прибыль.
ВВ = Ц × К,
где Ц – цена единицы продукции, К – количество реализованной продукции.
ВИ = ПИ + ПРЕИЗ,
где ВИ – валовые издержки, ПИ – постоянные издержки (у.е.),
ПЕРИЗ – перемененные издержки (у.е.).
| ПД= | ВВi+1 – ВВi | ПРИЗ= | ВИi+1 – ВИi | ПДП = ПД - ПРИЗ |
| Кi+1 – Кi | Кi+1 – Кi |
Таблица 7
| цена за ед. продукции (усл. руб.) | объем реализован. Продукции 1 000 шт. | ПИ усл. единицы | ПРЕИЗ | ВИ | ВВ | прибыль | ПД (пред. Доход) | ПРИЗ | ПДП |
| к | 3+4 | 1*2 | 6-5 | 8-9 | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 0 | 1000 | 0 | 1000 | 0 | -1000 | 14 | 5 | 9 |
| 15 | 100 | 1000 | 500 | 1500 | 1400 | -100 | 12 | 4 | 8 |
| 14 | 200 | 1000 | 900 | 1900 | 2600 | 700 | 10 | 3,25 | 6,75 |
| 13 | 300 | 1000 | 1225 | 2225 | 3600 | 1375 | 8 | 2,75 | 5,25 |
| 12 | 400 | 1000 | 1500 | 2500 | 4400 | 1900 | 6 | 2,5 | 3,5 |
| 11 | 500 | 1000 | 1750 | 2750 | 5000 | 2250 | 4 | 2,75 | 1,25 |
| 10 | 600 | 1000 | 2025 | 3025 | 5400 | 2375 | 2 | 3,25 | -1,25 |
| 9 | 700 | 1000 | 2350 | 3350 | 5600 | 2250 | 0 | 4,5 | -4,5 |
| 87 | 800 | 1000 | 2800 | 3800 | 5600 | 1800 | -2 | 6 | -8 |
| 6 | 900 | 1000 | 3400 | 4400 | 5400 | 1000 | -4 | 9 | 13 |
| 5 | 1000 | 1000 | 4300 | 5300 | 5000 | -300 |
Величина прибыли исчисляется на оси координат (ри.1) и равняется расстоянию между соответствующим точками обоих кривых по вертикали (ВВ и ВИ).
При объёме реализации 600 000 штук по цене = 9 у. е. за штуку, предприятие получает максимальную прибыль, равную 2375 у. е. Расчеты, приведенные в таблицепоказывают то же самое (см. граф. 1 п. 7; граф. 2 п. 7; 7 п. 7). Точка «А» - критическая точка или точка безубыточности. Анализ безубыточности является одним из наиболее важных элементов финансовой информации, т.к. он определяет, при каком объёме предприятие безубыточно.
Точка безубыточности это уровень физического объёма продаж на предприятии определённого периода (месяц, квартал, год), за счёт которого предприятие покрывает свои издержки. Вопрос о том, сколько зарабатывает предприятие, возникает тогда, когда объём производства, будет превышать точку безубыточности. В точке ВВ=ВИ прибыль = 0.






