Тема 7. Управление деловой карьерой в системе общественного питания

Деловая карьера -поступательное движение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.

Карьера-это индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека различают несколько видов карьеры.

Карьера внутриорганизационная, означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности все стадии развития: обучение поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера межорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение,поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник проходит последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера вертикальная - это подъем на более высокую степень структурной иерархии(повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Карьера горизонтальная –вид, карьеры, который предполагает перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жестко формального закрепления в организационной структуре.

Карьера ступенчатая - вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры.

Карьера скрытая -вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих.Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации.

 

                                                                                                        Таблица 5.

                                                  Этапы карьеры

Этап карьеры

 

1. Предварительный

 

 

2. Становление

 

1. Продвижение

 

2. Завершение

 

3. Пенсионный

 

Возрастной период

До 25 лет

 

 

До 30 лет

 

До 45 лет

 

После 60 лет

 

После 65 лет

Краткая характеристика

Подготовка к трудо­вой деятельности, вы­бор области деятельности

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Профессиональное

развитие

Подготовка к переходу

на пенсию, поиск и обучение собственной

смены

Занятие другими

 видами деятельности

Особенности мотивации

(по А. Маслоу)

Безопасность, со­циальное

призна­ние

 

Социальное признание,

независимость

 

 

Социальное при­знание, самореализация

Удержание соци­ального признания

 

 

Поиск самовыра­жения

 в новой сфере деятельности

 

 

Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессиональ­ного пути важно учитывать тип личности человека, область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда

 

                                                                          Таблица 6.

 

                       Типология личностей Дж. Голланда

                                                                                                                           

Тип личности   Содержание деятельности  
1.Реалистический   2. Исследовательский 3. Артистичный   4. Социальный   5. Предпринимательский 6. Конвенциональный   Ориентация на манипулирование инструментами имеханизмами Ориентация на поиск Ориентация на эмоциональные проявления, само­презентацию                                                               Ориентация на взаимодействие с людьми Ориентация на влияние на людей Ориентация на манипулирование данными, инфор­мацией

 

 

Планирование и контроль деловой карьеры заключается в том, что, с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы

необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: