Методы обучения персонала вне рабочего места

Методы обучения Характерные особенности метода
1 Лекционный метод Лекция – это изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы слушателей (брифинг), один из наиболее важных словесных методов обучения.
2 Метод дискуссии, семинары Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы. Цель семинара – закрепить знания по данному вопросу.
3 Метод конкретных практических ситуаций   Приближение обучающихся к реальному миру, к обучению оценивать и принимать в нем верные решения.
4 Деловые игры   Деловые игры являются имитационными методами ролевого обучения. Они максимально приближены к реальной деятельности руководителей и специалистов.
5 Учеба в вузах, колледжах Это и дневная форма обучения с отрывом от производства, и вечерняя без отрыва от производства, и заочная
6 Дистанционное образование Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. [33;36]
7 Учебные материалы Показ различных диаграмм, плакатов, натуральных предметов и т.п., демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, аудиозаписей, слайдов и т.п.
8 Самостоятельное обучение Обучающийся может самостоятельно определять темп обучения, продолжительность занятий, нагрузку. Недостаток метода – отсутствие обратной связи.
9 Программированное инструктирование В этом методе не существует учителя, а его роль отводится либо компьютерной программе, либо книжной инструкции.
10 Метод «мозговой атаки» Цель метода – выработать оптимальное решение неожиданно возникающей проблемы.

 

 

Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике.

В современной практике повышения квалификации руководящих кадров в России наиболее распространенны следующие активные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, case-study – анализ конкретных, практических ситуаций, деловые и ролевые игры.

Подробно остановимся на методе case-study, так как он является одним из наиболее популярных в практике методов.

В течение последнего десятилетия этот метод находит все более широкое применение в бизнес-образовании в России при изучении самых разных дисциплин: маркетинг, управление персоналом, деловой иностранный язык и др.

Case-study предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Цель этого метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования. Особенно хорошо этот метод зарекомендовал себя при коммуникативном обучении слушателей деловому иностранному языку.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

Отечественными и немецкими исследователями разработаны, в принципе, одинаковые рекомендации по работе с конкретной проблемной ситуацией.

Во-первых, проблемная ситуация, как правило, не бывает ограничена одной темой или дисциплиной курса. Обычно она взаимосвязана с другими проблемами и вопросами. Обучающиеся должны использовать навыки нахождения межпредметных связей. В ходе анализа проблемной ситуации слушатели должны уметь выявить именно внутренние причины, а не их внешние проявления.

Во-вторых, обучающиеся должны продемонстрировать понимание концепций, идей и подходов, описанных в курсе, а также умение использовать их для анализа конкретной ситуации и для выработки рекомендаций. Обычно проблемную ситуацию можно интерпретировать несколькими способами, и слушатели должны быть готовы к выявлению неопределенности и неоднозначности. Не следует останавливаться, обнаружив один проблемный аспект ситуации, следует попытаться найти другие проблемы и направления анализа. Слушателям рекомендуется привести примеры из личного опыта, подтверждающие правильность анализа и предложенные рекомендации. Подход к работе с практической ситуацией должен быть системным.

Такое разнообразие видов и форм процесса обучения позволяет организациям выбирать наиболее подходящий для них в данный момент и при определенных сложившихся условиях, позволяющий добиться поставленных целей. То есть выбор вида и формы процесса обучения должен определяться конкретными условиями, в которых организация функционирует и целями, которые должны быть достигнуты при помощи процесса обучения. Неверный выбор вида и формы обучения может свести на нет положительный эффект от проведенных мероприятий. Эффективность таких инвестиций в персонал будет ничтожно мала или даже может свести синергетический эффект в организации к нулю или сделать его отрицательным. И наоборот, правильный выбор вида и формы процесса обучения может существенно улучшить психологический климат в организации, разрешить межличностные противоречия.  А методы обучения персонала – это способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.

 

 Тема 6. Деловая оценка персонала на предприятии общественного питания.

Аттестация и комплексная оценка персонала является неотъемлемой частью системы управления персоналом любой современной организации. Это своего рода критерий и залог ее конкурентоспособности и устойчивости на рынке, показатель качества управления - важнейшего на сегодня фактора успеха в конкурентной борьбе.

В таблице 5 приведен широкий перечень функций по управлению персоналом, и целей, для которых используется оценка персонала при реализации этих функций.

                                                                                                                           Таблица 5

                                    Цели оценки персонала.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Функции по управлению персоналом Цели, для достижения которых используется оценка персонала
Набор персонала Отбор кандидатов, наилучшим образом соответствующих требованиям к должности и организационной культуре компании
Планирование карьеры, продвижение Отбор кандидатов на продвижение, обладающих высоким потенциалом
Перемещение Определение соответствия кандидата требованиям к его новой должности
Увольнение Отбор сотрудников, наихудшим образом выполняющих обязанности, добивающихся наихудших результатов
Адаптация, введение в должность, испытательный срок Оценка прогресса уровня соответствия кандидата требованиям к его будущей должности
Организация повышения квалификации Оценка соответствия уровня квалификации сотрудника меняющимся требованиям к его должности
Организация наставничества Оценка желания и умения опытного сотрудника поддерживать молодёжь, передавать наставляемым свои знания и навыки
Установление, повышение, понижение оклада конкретному сотруднику Оценка соответствия знаний и умений сотрудника требованиям к его должности
Определение размеров премиальных выплат конкретному сотруднику Оценка вклада сотрудника в результат организации и/или оценка рабочего поведения сотрудника
Административные поощрения и взыскания Оценка результатов сотрудника и/или оценка его рабочего поведения
   

 Существуют три основных направления оценки персонала:

1. Оценка результатов

2. Оценка знаний и навыков

3. Оценка поведения

Оценка результатов

Данный вид оценки носит наиболее формальный характер. По существу, необходимо проверить, достигнуты ли сотрудником поставленные перед ним цели. Оценка результатов носит, в определённой степени "безлюдный", объективный характер. В ходе этой оценки квалификация и личностные качества работника остаются "за кадром". Имеют значение только цифры и факты, причём, как правило, только те, которые связаны с целями всей организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: