Редакция А.Н. Тубельского

В данном фрагменте приведены некоторые из школьных законов, разработанных учениками и работающих в школе, в том числе, касающиеся буллинга.

«Сборник школьных законов, написанных и принятых учениками и учителями школы 734 г. Москвы»

«Гражданами объединения «Школа самоопределения» являются ученики, учителя, воспитатели, студенты и остальные сотрудники НПО.

В объединении разрешено ВСЕ, что не угрожает жизни и здоровью каждого человека, не ущемляет его прав, чести и достоинства...

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН НПО «ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Цель школы — помочь человеку воспитать в себе свободную личность.

 

ПРАВА ВСЕХ ГРАЖДАН

Каждый гражданин имеет полное право действовать по своему усмотрению, беспрепятственно выражать свое мнение, не ущемляя при этом свободу и достоинство других людей (Закон о защите чести и достоинства, гл. 1).

Каждый гражданин имеет право за оскорбление его чести и достоинства подать заявление в Суд Чести (Закон о защите чести и достоинства, гл.2, п.4)...

 

ОБЯЗАННОСТИ ВСЕХ ГРАЖДАН

Каждый гражданин обязан соблюдать конституцию НПО. Каждый гражданин обязан выполнять решения Совета НПО, Суда Чести, Общего Сбора.

Каждый гражданин обязан участвовать в самообслуживании соответствии с положением о дежурстве.

Каждый обязан соблюдать распорядок жизни, установленный НПО и бережно относиться к общему имуществу.

 

ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

Глава 1. Оскорблением чести и достоинства человека мы считаем:

Рукоприкладство -  нанесение побоев, избиение, угрозу, запугивание, шантаж, имеющие целью скрыть свои противозаконные действия.

Моральное издевательство:

а) употребление оскорбительных кличек,

б) дискриминация по национальным и социальным признакам;

в) подчеркивание физических недостатков,

г) нецензурная брань;

д) умышленное доведение человека до стресса, срыва.

Унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих людей:

а) появление в состоянии алкогольного опьянения,

б) истязание животных;

в) добровольное принятие на себя функций раба («шестерки»);

г) вымогательство, воровство, порча имущества;

д) клевета.

 

ЗАКОН О БОРЬБЕ С ВАНДАЛИЗМОМ (ПОРЧЕЙ ИМУЩЕСТВА)

2. Меры пресечения

2.1. В случае умышленной порчи имущества виновник обязан:

а) восстановить испорченное им имущество или выплатить сумму, установленную хозяйственным отделом.

б) отработать после уроков или в свободное время на благо школы определенное Штабом Порядка количество часов

2.2. Пункт 2.1(6) не распространяется на учеников 1-5 классов.

3. Порча имущества по неосторожности

В случае порчи имущества по неосторожности виновник обязан восстановить имущество или выплатить его стоимость.

 

ЗАКОН О ПРОГУЛАХ

1. Если у ученика есть необходимость пропустить какие-либо уроки, он должен поставить в известность учителя, открыто объяснив причину.

2. Прогул — это неявка на уроки без предупреждения и без открытого объяснения причин.

3. Учитель, учебная часть имеют право, в случае систематических прогулов, поставить перед Судом Чести этот вопрос, так как Совет школы считает, что прогул оскорбляет труд и честь работающего в классе учителя.

4. Классные руководители обязаны ставить родителей ученика в известность о его прогулах.

5. Прогульщикам запрещается пересдавать зачеты во внеурочное время и т. д.»

 

 

Технологии по остановке и предупреждению буллинга в школьной среде

Технология «Развернутая программа для школы»

Д. Олвеус (Норвегия)


По мнению многих специалистов программа Д.Олвеуса самая эффективная технология профилактики школьного буллинга на сегодняшний день. В соответствии с данной программой основными субъектами социальной работы в школе стали ученики, родители, учителя. Программа включает в себя 3 этапа: 1) анкетирование всех участников образовательного процесса; 2) «открытый педагогический совет», на котором публикуются и оцениваются результаты анкетирования, разрабатывается превентивная психолого-педагогическая стратегия школы; 3) составляется долгосрочный план действий, проводится общая конференция, на которой принимается развернутая программа профилактики агрессии и насилия в образовательном учреждении.

Основу программы составляет модель «школа-класс-индивидуум», а основной упор делается на индивидуальной и групповой работе с классом. Учащимися класса разрабатываются особые правила, которые сформулированы примерно так:

· Мы не будем притеснять других учеников.

· Мы попытаемся помочь ученикам, которых притесняют.

· Мы приложим все усилия, чтобы приобщить к жизни класса учеников, которых легче от нее отстранить!

Далее устанавливаются конкретные наказания за несоблюдение этих правил, которые оцениваются на еженедельных собраниях класса.

На уровне школы происходит следующее. Усиливается контроль взрослых над поведением учеников во время перемен на школьном дворе, в столовой, туалетных комнатах, на открытых спортплощадках, во время досуговых мероприятий, после окончания занятий. Устанавливается «телефон доверия».

Активизируется сотрудничество педагогов и родителей. Родители становятся партнерами школы и ее активными воспитателями. Создаются инициативные группы родителей, которые участвуют в организации групп продленного дня, питания учеников, сопровождают детей после окончания занятий и др.

К мероприятиям на уровне класса относятся «правила класса». Основным средствами против насилия Д.Олвеус предлагает использовать похвалу и наказание. Особенно внимательно нужно относиться к похвале потенциальных «жертв» и «агрессоров», закрепляя таким образом позитивные намерения и поступки.

Если используется наказание, то оно обязательно должно соотноситься с возрастом, полом и личностью ученика. В случае необходимости (по решению класса) о проступке ребенка сообщается его родителям, администрации школы или полиции.

Внутригрупповые отношения, возникающие во время еженедельных классных собраний, оказывают прямое и косвенное давление на булли, заставляя их пересматривать свое поведение. Помимо этого, с целью создания положительной взаимозависимости, предлагается использовать метод кооперации в обучении, когда домашние и другие задания выполняются малыми группами. Этот метод положительно влияет на успеваемость учеников, а также развивает терпимость, взаимопомощь, устраняет предубеждения и напряженность в отношениях. Хороший воспитательный потенциал, по мнению Д.Олвеуса, заложен в совместных мероприятиях (празднование дней рождения, поездки, походы, игры и т.д.).

На личностном уровне самым важным является индивидуальная работа с обидчиками, участниками конфликта: беседы с правонарушителями, социально-педагогическая и психологическая поддержка детей-аутсайдеров, жертв насилия, консультация родителей. Целью бесед с правонарушителями является сообщение следующего послания: «Насилие не признается у нас в школе и необходимо принять все меры для того, чтобы оно прекратилось… Каждый ученик в нашей общей школе обязан придерживаться правил поведения, разработанных на совете школы…». После воспитательных бесед правонарушитель подписывает индивидуальный договор, в котором указываются правила поведения: «Во время урока я не имею права толкать или бить других учеников, ругать других учеников, бегать по классу, оскорблять учителей; если я не соблюдаю эти правила, то я буду оштрафован или исключен из школы». По утверждению Д.Олвеуса, наказания за проступок должны назначаться, но при этом быть обоснованными и своевременными.

Беседы с жертвами проходят трудно, так как они запуганы и боятся продолжения насилия. Цель беседы с ними – завоевать доверие ученика и убедить его в том, что ему будет оказана реальная помощь.

Беседы с родителями проводятся в самых тяжелых случаях, когда без их участия повлиять на ребенка не удается. Совместные влияния педагогов и родителей часто оказываются эффективными и помогают улучшить поведение ребенка в школе.

Крайним вариантом решения проблемы школьного буллинга является перевод ребенка в другой класс или другую школу, причем касается это не только жертвы, но и обидчика.

Программа Д. Олвеуса широко применяется как в Норвегии, так и в других странах Западной Европы, а сейчас ее активно используют также в США, Японии, Канаде, где проблема школьного буллинга стоит очень остро. По сообщениям автора, там, где программа внедрена, наблюдается устойчивая тенденция к снижению насилия – прямого и косвенного - примерно на 50-70%. Более того, не было установлено увеличение насилия и вне школы. Одновременно констатируется, как правило, улучшение школьного климата, порядка и дисциплины, повышение удовлетворенности школьной жизнью как учеников, так и учителей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: