Карл Льюнгстром, Швеция

Фарста – это район города Стокгольма. Группой шведских психологов под руководством Карла Льюнгстрома была разработана и успешно применялась в школах этого района «скрытая методика», которая предполагала в каждой школе группу из пяти – шести человек взрослых педагогов. Цель создания группы -  оперативное реагирование в случаях буллинга.

Работа по данной методике предполагает наличие опыта по части того, как реагировать, чтобы не дать себя запутать и сбить с толку в случае сопротивления буллера. Лучше всего, если в группу будут входить два-три опытных педагога, имеющих практические навыки конструктивного разрешения ситуаций школьной травли.

Разговор лучше вести вдвоем или втроем.

Первый шаг:

Если Вы столкнулись со случаем буллинга, Вам нужно:

  1. Поговорить с информантами (с теми, кто предоставил информацию).
  2. Осторожно расспросить жертву.
  3. Постараться подбодрить жертву, вселить чувство уверенности.
  4. Собрать точные данные о происходящем

Вы должны четко знать:

  • Кто, где, когда и что делал?
  • Как часто это происходило?
  • Кто еще присутствовал при этом?
  • Попросить жертву, если это необходимо, вести дневник буллинга.
  • Важно, чтобы больше никто из школьников не знал об этом разговоре, чтобы агрессоры не были предупреждены.
  • Подумайте о том, нужно ли привлекать родителей.

Второй шаг:

  • Обеспечьте себе поддержку.
  • Спросите себя: кто из коллег сегодня может помочь?
  • Спланируйте время (вам нужно два часа).
  • Найдите помещение.
  • Предупредите коллег, что осуществляющие буллинг школьники с такого-то по такое-то время по очереди будут вызываться с уроков.
  • Подумайте, нужен ли Вам протокол? Если да, то кто будет вести его?

Третий шаг:

  • По одному вызовите с урока каждого из буллеров, заранее не предупреждая их об этом.
  • Положите перед собой лист опросника (текст см. ниже) и, ориентируясь на него, начните разговор.
  • Говорите ясно и предметно по теме, сохраняя спокойный тон!
  • Дайте понять, что Вы осуждаете содеянное буллером, и что он должен нести ответственность за то, что сделал!
  • Постарайтесь сделать агрессора вашим партнером в борьбе против буллинга.
  • Будьте готовы к тому, что он будет применять различные стратегии, чтобы оправдать себя!
  • Поскольку никому не известно о содержании вашей беседы с буллером, нет и необходимости думать о проблеме его реинтеграции в сообщество ребят (Метод Фарста не предполагает проведения работы по возращению буллеров в класс, в отличии от другого шведского метода «Ступенчатое колесо»).

Четвертый шаг:

  • Порадуйтесь в случае удачи и поделитесь с коллегами возможностями этого метода!
  • Поблагодарите всех участвовавших коллег за их сотрудничество и помощь.

Опросник к методу Фарста

Приложение к третьему шагу «метода Фарста».

Имя опрашиваемого: ___________________________ Класс: ___________________ Дата: ______________ Знаешь ли ты, о чем я хочу с тобой поговорить? (Подождите ответа и не дайте себя одурачить.)
__________(имя жертвы)___________ попал в очень неприятную ситуацию. Тебе что-то известно об этом? (Если Вы замечаете у агрессора некоторые проявления неуверенности, используйте эти состояния: настаивайте на своем, действуйте решительно и целенаправленно.)
Переходите к следующей странице опросника. Теперь настало время конфронтации: Мне известно, что ты участвовал в этом. Ты … (дата, время) сделал следующее: 1. ____________________________ 2. _______________________________ 3. __________________________________ (Не допускайте никаких дискуссий! Не принимайте никаких оправданий!) Все это выглядит ужасно. И, ты знаешь, это вовсе не безобидная вещь, это – БУЛЛИНГ! Буллинг – это умышленное покушение на душевное здоровье человека! В нашей школе это недопустимо! Что ты можешь сделать для того, чтобы прекратить буллинг против ……. (имя жертвы)? (Апеллировать к его ответственности, добиться уступки и закрепить результат). Что ты можешь сделать, если заметишь, что другие занимаются буллингом? (Записать ответ и сообщить буллеру о том, что Вы хотите видеть его в качестве партнера в борьбе против буллинга.)
На протяжении _______________________________ мы будем наблюдать за тобой. (указать промежуток времени) После этого с тобой (и с другими буллерами) снова будет проведена беседа. Ты согласен?

Никто из вызываемых участников буллинга не должен рассказывать в классе, о чем с ним беседовали.

Вы должны быть готовыми к тому, что в ходе беседы, скорее всего, столкнетесь со стратегиями оправдания, которые служат агрессорам для избавления от чувства вины и отвлечения от содеянного. Эти стратегии реализуются в виде установок, существующих в сознании ребенка, и иногда им не осознаваемых. Но их можно услышать в речи ребенка.

Установки в речи буллера:

• Стремление заглушить или смягчить чувство вины:
Другие тоже это делали! Но я ведь только…!

• Стремление освободиться от чувства вины, привлекая в качестве оправдания «неадекватное» поведение жертвы:
Он сам начал! Он сам виноват! Да вы знаете, что он делал?

• Приписывание жертве недостатков и объявление их причиной своих агрессивных действий:
Но он же иностранец (инвалид, «голубой», националист, еврей, гастрбайтер, тупой, отстойный, вонючий и т.д.).

• Придумывание «аргументов» в свое оправдание (заглушаются требования собственной совести):
Нам самим не хватает денег и работы (а тут еще эти иностранцы)! Все мои знакомые пашут (а они побираются)! Сам напросился, надо отвечать, когда спрашивают!

•Привлечение более высоких инстанций: Он оскорбил мою мать/семью/религию!

Выслушав подобные «аргументы», вы можете поговорить на эти темы. Однако нельзя позволить отвлечь себя от совершенных действий – от самого буллинга.

Можно сказать примерно следующее: «Несмотря на все это: то, что ты делаешь, является преднамеренным нападением на душевное здоровье ….. (имя жертвы)! Это не допускается законом и людьми, и наказуемо. И мы не будем терпеть подобные вещи в нашей школе, ни сейчас, ни в будущем!»

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: