Метод «Ступенчатое колесо»

В. Таглибер, Швеция

Метод является очень затратным, но и очень эффективным. Перед проведением беседы исполнителей буллинга изолируют друг от друга. Это означает, что Вы, как учитель, должны провести подготовительную работу по разобщению группы буллеров.

Если Вы заметили случай буллинга, то, как и в методе Фарста, Вам нужно провести тщательный сбор данных, пока Вы не будете абсолютно уверены в том, кто является исполнителями буллинга, и не будете точно знать, что именно они делают (сделали). Если Вам нужно иметь дело, например, с тремя основными буллерами, Вы можете поступить следующим образом:

Договоритесь с тремя Вашими коллегами, что в течение того времени, когда Вы будете беседовать с одним из буллеров, они возьмут под свой контроль остальных двух, и будут наблюдать за ними.

В то время, когда Вы разговариваете с одним буллером, остальные два не должны общаться друг с другом. Таким образом, Вы вызываете всех троих из класса и изолируете их друг от друга. После этого Вы приглашаете первого на беседу.

Лучше всего проводить беседу, беря за основу опросник метода Фарста. Нужно быть готовым к попыткам ребят «увильнуть» от основной темы и найти себе оправдания, но Вы должны проявлять твердость! Исполнители должны понять, что для буллинга нет никаких причин и оправданий, и что Вы не собираетесь давать никаких поблажек. Часто участники буллинга не знают, кто был основным зачинщиком (кто первый начал), и когда именно все началось. Это просто было и продолжается до сих пор!

Добейтесь от первого исполнителя согласия на то, чтобы он немедленно прекратил буллинг! Потребуйте от него зримых изменений поведения и начала его собственных активных действий по противостоянию буллингу! Если его согласие выглядит для Вас убедительным, пригласите бывшую жертву и проведите беседу в духе примирения. Скажите бывшему исполнителю примерно следующее: «Теперь ты можешь извиниться и рассказать о том, как ты собираешься вести себя впредь!»

После этого данный буллер возвращается и попадает под наблюдение и попечительство Ваших коллег, а Вы проводите аналогичную процедуру с двумя оставшимися участниками. Если Вы сочтете необходимым, то в заключение можно собрать всех буллеров для проведения общей беседы, поблагодарить их за сотрудничество, сообщить, что они будут находиться под контролем и выразить уверенность в том, что достигнутые договоренности будут выполняться.

Трудной фазой является возвращение участников в класс (их реинтеграция). Эту операцию нужно провести очень бережно и, по возможности, тщательно спланировать. Понятно, что все в классе понимают, для чего были вызваны три основных заводилы буллинга, и теперь все напряженно ждут их возвращения. Поэтому так важно теперь осторожно вернуть провинившихся в сообщество ребят. Подумайте и решите самостоятельно, как лучше поговорить с классом. Это главное отличие этого метода от метода Фарста, который предлагает буллерам самостоятельно выбрать стратегию поведения в классе после инцидента. На наш взгляд, подход В. Таглиберга более конструктивен.

Такие беседы чаще всего не проходят гладко, однако, как правило, ведут к примирению. Почти всегда ребята упрекают жертву в том, что она могла бы самостоятельно разобраться с происходящим, не привлекая учителей. Объясните ребятам, как функционирует буллинг, расскажите также, что мнение о возможности для жертвы справиться с буллингом самостоятельно является мифом. Будьте тверды и последовательны!

Теперь открыто начинайте вести наблюдение за поведением участников, отмечая факты просоциального поведения и выражая за них похвалу. Хорошо, если при случае Вам удастся обсудить с классом, что такое буллинг. Особенно следует остановиться на роли пособников (наблюдателей).

 

Метод «Правила школы»

Из опыта работы МБОУ №7 г.Петропавловск-Камчатский

Когда родители приводят в школу своего ребенка (в первый класс или в девятый), они получают красочно оформленный, отпечатанный типографским способом лист с текстом, который вместе с ними следует внимательно прочитать. На листе крупными буквами (с картинками) представлены основные правила этой школы. Их не более 8. Там самое необходимое – правила в отношении школьной формы, мобильных телефонов, жевательной резинки, и … буллинга. Позиция заявляется четко – буллинг недопустим. За нарушение правил предусмотрены санкции, которые перечислены. Внизу листка – место для подписи родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает правила.

 

Метод «Комитет по предотвращению буллинга»

Из опыта работы образовательных организаций г.Москвы

Комитет по предотвращению буллингаможет быть эффективным средством в противостоянии насилию в школе. Учащиеся — члены такого ко­митета обладают более полной инфор­мацией о данном явлении. Со временем они приобретают навыки помощи жерт­вам насилия. Кроме того, у них появля­ется возможность эффективного реше­ния своих личных проблем, связанных с этим аспектом школьной жизни. Школьники, которые состоят в таких ко­митетах, часто своими действиями, по­средническими навыками, могут реаль­но изменить в лучшую сторону ситуа­цию в школе. Члены комитета могут стать также связующим звеном между персоналом и учащимися в работе с «полицией по борьбе с буллингом». В Комитет по предотвращению буллинга рекомендуется включать школьников всех возрастов и учите­лей. Отношения между членами коми­тета строятся на основе демократиче­ских принципов. В обязанности коми­тета входят: подготовка школьного собрания на тему буллинга; формиро­вание специальных групп для работы с новыми учащимися (рисуются пла­каты, содержание которых направ­ленно против буллинга); проведение бесед с учащимися, которые сталки­вались с тем или иным видом насилия в школе; оказание помощи персоналу школы в решении проблемы.

 

Метод «Школьные законы»

Из опыта работы МБОУ №734 г. Москвы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: