Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности

Муниципальное казенное учреждения

Дополнительного образования

Куртамышского района «Дом детства и юношества»

 Методические рекомендации

По теме

«Организация внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию»

 

 

 

1.Встреча участников

2. Регистрация

3. Сообщение темы

Педагог

Без прошлого нет будущего. Эта истина, которая не требует доказательств. Очень хочется, чтобы все усилия взрослых, которые занимаются патриотическим воспитанием детей и молодежи не оказались напрасными. А они уже не напрасны!!!! Это видно по нашим детям. Самое главное, чтобы поддержка государства и органов местного самоуправления не ослабевала, а наоборот, становилась все сильнее! Мы же будем стараться воспитывать в наших детях настоящих граждан своей страны.

Для нас патриотическое воспитание неразрывно связано с изучением истории родного края. Ведь любить - значит знать и понимать. Как можно любить то, чего не знаешь? Мы стремимся дать нашим ученикам наиболее полное представление об истории родного города и области. Эта тема звучит и на уроках, и на классных часах, и на педсоветах, и на семинарах разных уровней. 

Что такое патриотизм?

Кто такой патриот?

Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

К сожалению, в конце ХХ века патриотическое воспитание практически сошло на «нет», этому способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии, разрушение накопленного опыта.

На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит чтобы вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у учащихся как отмечают ученые–исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но чаще всего он остается невостребованным. Чтобы пробуждающиеся силы подрастающего организма не могли найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет, нужно воспитывать патриотизм в будущем поколении.

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания, приобретает особый смысл, так как именно здесь детям обеспечивается возможность быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств.

Можно выделить следующие направления работы по воспитанию патриотизма 

- героико-историческое,

- героико-патриотическое,

- спортивно-патриотическое,

- военно-патриотическое,

- историко-краеведческое,

- культурно-историческое,

- духовно-нравственное,

- гражданско-патриотическое,

- социально-патриотическое,

- социально-политическое.

 

Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы:

-Классный час

-Родительское собрание

-Экскурсия

-Праздник

-Круглый стол, диспут

-Конкурс, викторина, КВН, станционная игра

- Слеты

 - марафоны

- квесты

- разнообразные игры

- сорбонки

- друглы

 - зарницы

 

Методы патриотического воспитания:

1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).

2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).

3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).

Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности.

Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к Закону. Человек, знающий, любящий свою историю и свой народ, может вправе считать себя патриотом.

Мы считаем, что во избежание создания имитации любви к Родине, крайне важно должное внимание уделить грамотной разработке методики патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Такой может считаться методика, где патриотизм рассматривался бы как модульная система, в которую входили бы следующие блоки:

· я, моя семья

· школа, друзья

· история города страны

· наука, культура, политика, экономика, спорт

· экология родного края

 

В рамках патриотического воспитания в школе могут использоваться следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Такие проекты направлены на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико-ориентированных проектов может быть разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по патриотическому воспитанию. Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре и содержанию является настоящим научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие. Тематика таких проектов может быть примерно такой: «Наши земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Образ Родины в художественных произведениях», «Я и мой город», «Я – гражданин России!», «Загляните в семейный альбом» и многие другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например «Мои земляки», «Защитники Отечества живут рядом», «Природа родного края и ее проблемы», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Реликвия моей семьи», «Ветеран живет рядом», «Свет Великой Победы», «Георгиевская ленточка».

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

Применяя идею патриотического воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом и квалификации, и профессионализма педагога в частности.

 

 

Деловая игра

«Педагогический экспресс»

 

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание»

Цель деловой игры:

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.

Задачи.

-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по патриотическому воспитанию;

Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно -патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

 Совершенствовать работу по нравственно -патриотическому воспитанию учащихся.

 

Правила игры:

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

 

А сейчас, приглашаем поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

 

Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.

Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает жетон.

Станция № 1 Логиков. Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)

- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Н А П Р А В Л Е Н И Я


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: