1) Нормативные государственные цели.
2) Общественные цели.
3) Инициативные цели.
Классификация по мере их общности ( Ю.В. Сорокопуд)
Виды целей | Их содержание |
Нормативные государственные цели | Наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в федеральных государственных стандартах образования. Это социальный заказ общества к системе образования, к общеобразовательным учреждениям |
Общественные цели | Цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя, ученых. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные разные концепции. |
Инициативные цели | Непосредственные цели, разрабатываются образовательными учреждениями, педагогами-практиками (для учебного предмета, урока, воспитательной работы с классным коллективом, воспитательного мероприятия, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов |
Нормативная государственные цели
В нормативных документах вместо термина «воспитание (в широком педагогическом смысле)» употребляется термин «образование», например в Законе РФ «Об образовании в РФ».
Цель образования (для всех уровней образования) – формирование знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов в интересах человека, семьи, общества и государства.
Цель общего образования - развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Данная цель реализуется в разнообразных общеобразовательных учреждениях.
Общественные цели
К общественным целям относятся цели выдвинутые учеными, отражающие потребности, интересы и запросы общества по подготовке подрастающего поколения.
Цели воспитания в общеобразовательных учреждениях выдвинутые учеными.
1) Цели воспитания в общеобразовательных учреждениях: формирование базовой (общей) культуры личности.
Понятие «базовая культура личности» введено в отечественную педагогику О.С. Газманом.
Базовая культура – это оптимальный минимум качеств, свойств, ценностных ориентаций личности; включающее в себя то существенные, обязательное, что необходимо школьнику для самостоятельной деятельности, что определяет его дальнейшее развитие.
Базовая культура личности – это достижение ею некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, также личностный, психологический комфорт (О.С. Газман).
Базовая культура личности включает следующие компоненты и формируются в результате решения следующих задач.
КОМПОНЕНТЫ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ | ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ |
Традиционные задачи, сложились до 20 века | |
1 Интеллектуальная (умственная) культура | Умственное воспитание |
2 Нравственная культура, духовно – нравственная культура | Нравственное воспитание Духовно – нравственное воспитание |
3 Культура труда | Трудовое воспитание и профессиональная ориентация |
4 Физическая культура | Физическое воспитание |
5 Эстетическая культура | Эстетическое воспитание |
Актуальные приоритетные задачи на современном этапе развития общества | |
6 Мировоззренческая культура | Формирование мировоззрения |
7 Политическая культура | Политическое воспитание |
8 Правовая культура | Правовое воспитание |
9 Гражданская культура | Гражданское воспитание |
10 Патриотическая культура | Патриотическое воспитание |
11 Экономическая культура | Экономическое воспитание |
12 Экологическая культура | Экологическое воспитание |
13 Культура семейных отношений | Половое воспитание |
14 Культура поведения | Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения |
15 Культура здорового образа жизни | Формирование здорового образа жизни |
2) Цель воспитания в общеобразовательных учреждениях - способствовать физическому; умственному, нравственному, эмоциональному (эстетическому), трудовому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать условия для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. (И. П. Подласый).
Общечеловеческие ценности: честность, совесть, достоинство, справедливость, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим и др.