Тема: Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Формуляр – образец ОРД, реквизиты и бланки.
Цель занятия: изучить состав реквизитов ОРД, правила и их оформления, формуляр – образец ОРД.
Задание:
1. Составить общий бланк конкретной организации с продольным расположением реквизитов на формате А4.
2. Составить общий бланк конкретной организации с угловым расположением реквизитов на формате А4.
Методические рекомендации:
Бланк документа — это стандартный лист бумаги с нанесенными на нем постоянными реквизитами, содержащими необходимую информацию об организации — авторе документа.
Бланки документов следует изготовлять на белой бумаге или на бумаге светлых тонов достаточной плотности.
ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает два стандартных формата бланков документов — А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм). Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поляне менее: 20 мм — левое; 10 мм — правое; 20 мм — верхнее и нижнее.
Бланки ОРД проектируют в соответствии с расположением и границами зон реквизитов, предусмотренных ГОСТ Р 6.30-2003, на основе углового (см. рис. 1.1), так продольного их размещения.
Для организации, ее структурных подразделений, должностного лица установлены следующие виды бланков:
— общий бланк;
— бланк письма;
— бланк конкретного вида документа.
Общий бланк используют для изготовления любых документов, кроме писем.
Бланки структурного подразделения или должностного лица проектируют в том случае, если руководитель подразделения или должностное лицо имеет право подписи документов.
Разработка особого бланка для писем связана с тем, что в письмах, в отличие от других документов, указываются адресные данные организаций — получателей писем (реквизит 15).
Бланки конкретного вида документов (приказов, распоряжений, актов, протоколов и т. п.) разрабатываются на основе общего бланка. Такие бланки целесообразно создавать, если в организации находит применение большое количество документов данного вида. Общий бланк при этом дополняется реквизитом 10 (наименование вида документов).
Общий бланк в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14.
Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04,05,06, 08, 09 и, при необходимости, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20.
Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 10, 14 и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19.

Рис. 1. Образец углового бланка письма организации

Рис. 2. Образец продольного бланка письма организации
В результате выполнения практического занятия студент должен:
знать:
- виды бланков;
- варианты размещения реквизитов на бланке;
- реквизиты и правила составления бланков;
уметь:
- составить и оформить бланки организации.
Порядок выполнения:
1. Уясните название, цель и задание практического занятия;
2. Оформить бланки организации используя правила и требования оформления бланков.
3. Дополнительные данные продумайте самостоятельно.
4. Оформите выполненные задания в виде отчета и представьте преподавателю.
5. Пользуясь справочным или учебным пособием, подготовьте ответы на вопросы (устно):
5.1. Понятие «бланк документа».
5.2. Виды бланков, их назначение.
5.3. Правила оформления, изготовления, учета, использования и хранения бланков организации.
5.4. Реквизиты документа в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003.
5.5. Варианты размещения реквизитов на бланке.






