1. Реакции биологического окисления, сопровождающиеся трансформацией энергии химических связей окисляемых субстратов в энергию АТФ, протекают путем:
1) активации молекулярного кислорода
2) дегидрирования, с последующей передачей электронов на кислород
3) присоединения активированного кислорода к субстрату
2. Реакции дегидрирования, в которой акцептором водорода служит не кислород, а химическое вещество, называется:
1) тканевым дыханием
2) биологическим окислением
3) брожением
4) микросомальным окислением
3. Синтез АТФ в клетках эукариот протекает на:
1. внутренней мембране митохондрий
2. наружной мембране митохондрий
3. мембранах ЭПР
4. плазматической мембране
4. Первичным акцепторами электронов от окисляемого субстрата к молекулярному кислороду являются:
1) коэнзим Q
2) пиридинзависимые дегидрогеназы
3) цитохром Ь5
4) трансферрин
5) цитохром Р- 450
5. Поглощаемый при окислении кислород воздуха играет роль:
1) первичного акцептора атомов водорода, отщепляемых от субстрата дегидрогеназами
|
|
2) конечного акцептора электронов
6. Пиридинзависимые дегидрогеназы в качестве кофермента содержат
1) гем
2) ФМН
3) НАД+
4) ФАД
5) НАДФ+
7. К НАД+-зависимым дегидрогеназам, локализованным преимущественно в митохондриях, относятся:
1) глицеральдегидрофосфатдегидрогеназа
2) изоцитратдегидрогеназа
3) d-кетоглутаратдегидрогеназа
4) лактатдегидрогеназа
8. Установить соответствие:
Переносчики электронов цепи
1) НАД+/НАДН
2) ФАД-белок/ФАДН2-белок
3) KoQ/KoQH2
4) Цит b (Fe2+)/ Цит b (Fe3+)
5) Цитохром аз(Ре2+)/цитохром a3(Fe3+)
Стандартные редокс-потенциалы
а) +0,07
б)-0,05
в)-0,32
г)-0,04
д) +0,55
9. Синтез АТФ за счет энергии, выделяющейся при переносе электронов от окисляемого субстрата к молекулярному кислороду, называют:
1) субстратным фосфорилированием
2) окислительным фосфорилированием
3) фотофосфорилированием
10. Установить соответствие:
процессы
1) перенос электронов от НАДН к молекулярному кислороду
2) синтез АТФ
изменение электрохимического потенциала
а) уменьшение
б) увеличение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К ЗАНЯТИЮ ПО
ТЕМЕ: «Общий путь катаболизма – цикл Кребса».
Исходный уровень знаний.
· Понятие о фототрофных и хемотрофных организмах
· Связь живых организмов с окружающей средой; этапы обмена веществ
· Общие представления об обмене энергии: катаболические и анаболические процессы.
Студент должен знать: 1. Пути унификации энергетических субстратов. 2. Схему катаболтизма основных пищевых веществ. 3. Последовательность реакций цикла Кребса, характеристику ферментов. 4. Связь реакций цикла Кребса с дыхательной цепью. 5. Анаболическую роль ЦТК. | Основная литература: 1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия, Москва, 1998- 740 с. 2. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. Под ред. проф. Е.С.Северина и проф. А.Я.Николаева. – М: «Гэотар-мед», 2001.- 441 с. 3. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия. - М.: Медицина, 2000.- 164 с. 4. Дзугкоева Ф.С., Калоева Л.А., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Баллаева С.А. «Обмен веществ (учебно-методическое пособие)» с грифом Учебно-методическое объединение МЗ РФ, Владикавказ, 2003, 170 стр. 5. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. Ч.I. – Влад-з. – 2008. – С.103-112. 6. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Учебное пособие с грифом УМО МЗ РФ, Владикавказ, 2007, стр. 44-56 6. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Тестовые задания, Владикавказ, 2007, стр.- 7. Дзугкоева Ф.С., Каряева Э.А., Гурина А.Е., Можаева И.В., Такоева Е.А. и др. «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ, 2008, стр. 85-102. 7. Конспект лекций. |
Студент должен уметь: 1. самостоятельно работать с аудиторными таблицами 2. решать ситуационные задачи 3. составлять тесты 4. объяснить токсическое действие кислорода на клетки и ткани: перекисное окисление липидов 5. объяснить, как происходит обезвреживание токсических форм кислорода в клетках и тканях в аэробных и анаэробных условиях | Доплнительная литература:
|
Задания для работы:
|
|
1.Ответе на поставленные вопросы:
1. Почему отравление цианидами лечат метиленовым синим? В объяснении следует исходить из того, что метиленовый синий способен окислять в крови часть гемоглобина (Fe2+) в метгемоглобин (Fe3+), а также из сходства простетических групп цитохромов и гемоглобина; необходимо учитывать, с железом какой валентности связываются цианиды.
2. Заполните таблицу, иллюстрирующую связь реакций ЦТК с цепью переноса электронов и протонов.
Название субстратов, подвергающихся дегидрированию в ЦТК (тип субстрата) | Название фермента ЦТК (кофактор) | Р/О цепи переноса электронов и протонов (АТФ/моль) |
3. Напишите реакцию окисления НАДН в цепи переноса электронов. Укажите фермент и кофермент.
4.Суммируйте данные о ферментах полной дыхательной цепи, заполнив следующую таблицу,
название фермента | кофактор | локализация фермента | субстрат |
5. В эксперименте с изолированными митохондриями в качестве окисляемого субстрата использовали малат. Как изменится коэффициент Р/О, если:
a) В инкубационную смесь добавить ингибитор НАДН- дегидрогеназы;
b) Вместе с ингибитором добавить сукцинат?
В каких случаях дегидрируемый субстрат должен контактировать с кристами митохондрии, а в каких случаях не должен? Для субстратов каждого типа следует указать общее число каскадов в цепи переноса электронов на кислород, а также число каскадов, на которых происходит аккумуляция энергии.
|
|