Исходный уровень знаний:
· Строение углеводов.
· Энергетическая ценность углеводов.
· Характеристика амилолитических ферментов и их специфичность.
· Механизм транспорта органических веществ через полупроницаемые мембраны (пассивная диффузия и активный транспорт)
Студент должен знать · Основные углеводы пищи, их источники, суточную потребность. · Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте: ферменты, участвующие в этом процессе, их характеристику. · Понятие о полостном и пристеночном пищеварении. · Всасывание продуктов гидролиза углеводов (моносахаридов) в кишечнике. Понятие об активном транспорте и пассивной диффузии. · Взаимопревращение гексоз (фруктозы, галактозы и др.) в глюкозу. Нарушения процессов превращения. Энзимопатии, связанные с нарушением данного процесса. Студент должен уметь: Охарактеризовать ферменты, участвующие в процессе переваривания углеводов в желудочно-кишечном тракте, объяснить их механизм действия. Придя на занятие: · Определить действие амилазы слюны на крахмал по обнаружению промежуточных продуктов расщепления крахмала – декстринов и конечного – глюкозы. · Интерпретировать полученные данные и делать соответствующие выводы. | Основная литература: · Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», Москва «Медицина», 1998, стр.169-188. · Биохимия: Учебник / под ред. Е.С.Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, стр.305-315. · Северин Е.С., Алейников Т.Л., Осипов Е.В.Биохимия.- М.: Медицина, 2000, стр. стр.87-88 · Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами/ Под. ред. Чл.-корр.РАН, проф. Е.С.Северина, проф. А.Я.Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, стр. 132-137 · Дзугкоева Ф.С, Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Учебное пособие с грифом УМО МЗ РФ, Владикавказ, 2007.стр. 57-64. · Дзугкоева Ф.С, Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» Тестовые задания, Владикавказ, 2007, стр. 34-37. · Дзугкоева Ф.С.,Каряева Э.А., Гурина А.Е., Можаева И.В., Такоева Е.А. и др. «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ 2008, стр. 113-122. Дополнительная литература: · Мак-Мюррей. Обмен веществ у человека, М.: «Мир», 1980, стр. 163-168 · Биохимические основы патологических процессов под редакцией Северина, Москва, 2000. · Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. «Биологическая химия». – Минск, 2008, стр. 158-160, 186-188. · Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл «Биохимия человека», М. «Мир», 1993, Т.I, стр. 205-211 |
Задания для работы:
1. Перечислите продукты с которыми в организм человека поступают углеводы.
2. Заполните таблицу.
Продукты расщепления крахмала амилазой слюны. | Результат | |
Окрашивания реактивом Люголя | Реакции Фелинга | |
Амилодекстрины Эритродекстрины Ахродекстрины Мальтодекстины Глюкоза | _________________________________________________________________________________________________________ | ______________________________________________________________________________________________________________ |
3. Перечислите ферменты, расщепляющие пищевые углеводы, содержащиеся в слюне (А2), в поджелудочном соке (Б2), в кишечном соке (В5). 1.На какие субстраты они действуют? 2.Какие связи гидролизуют? 3.Какие при этом образуются продукты распада? 4.К какому классу ферменты относятся?
А.1)______________________________2)__________________________
1._______________________________1.__________________________
2._______________________________2.__________________________
3._______________________________3.__________________________
4._______________________________4.__________________________
Б.1)_____________________________2)__________________________
1._______________________________1.__________________________
2._______________________________2.__________________________
3._______________________________3.__________________________
4._______________________________4.__________________________
В1)______________________________2)__________________________
1._______________________________1.__________________________
2._______________________________2.__________________________
3._______________________________3.__________________________
4._______________________________4.__________________________
3)______________________________4)___________________________
1._______________________________1.__________________________
2._______________________________2.__________________________
3._______________________________3.__________________________
4._______________________________4.__________________________
5)_______________________________
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
4. Дополните определение:
Амилаза это фермент, ________________ который вырабатывается в ____________________ и расщепляет _____________________связи.
Сахараза вырабатывается в __________________и принимает участие в расщеплении _________________________связей.
Представителями гликозидаз являются _________________________.
Олиго-1,6 гликозидаза и амило-1,6-гликозидаза, ферменты, которые вырабатываются в ____________________ и способствуют гидролизу ___________________________связей.
5. Решите задачу.
У больного, 58 лет, страдающих хроническим алкоголизмом с панкреатитом, выявлено нарушение секреторной функции поджелудочной железы. После приема больших количеств пищи, богатой углеводами, он испытывает дискомфорт. Пониженная способность расщепления каких углеводов является причиной нарушения пищеварения у больного.
6. Назовите компоненты (4), необходимые для всасывания моносахаридов из полости кишечника. Какой моносахарид всасывается быстрее всех? Куда попадают углеводы в процессе всасывания?
7. Решите задачу.
Больной не переносит молока. Как только он его выпьет, у него сразу начинается рвота и понос. Проведен тест на толерантность к лактозе. У больного в этом тесте концентрация глюкозы и галактозы в крови не возрастала, а оставалась постоянной. Назовите дефектный фермент и дайте соответствующие рекомендации, выбрав их из предложенного перечня. Укажите на чем основано ваше решение. Объясните, почему у здоровых людей концентрация глюкозы и галактозы в крови сначала растет, а затем снижается. Почему у больного таких изменений не происходит?
Ферменты активность которых нарушена:
а) фосфофруктокиназа мышц
б) фосфоманноизомераза
в) галактозо-1-фосфат уридилтрансфераза
г) фосфорилаза печени
д) лактаза слизистой кишечника
Рекомендации:
1. бег трусцой по 5 км/день
2. обезжиренная диета
3. диета с низким содержанием лактозы
4. частое и регулярное питание