По теме: «Строение и общие свойства углеводов»

 

Исходный уровень знаний:

· Альдегиды, кетоны, спирты, их функциональные группы.

· Что такое углеводы

· Оптическая изомерия моносахаридов. Понятие о стереоизомерии.

· Фуранозные и пиранозные формы моносахаридов.

· Образование фосфо- и аминопроизводных моносахаридов.

· Гликозидные связи, их характеристика.

 

Студент должен знать · Понятие об углеводах, их строение. · Классификацию углеводов по химической структуре, функциям; · Структуру и свойства моносахаридов. Изомерию моносахаридов и факторы ее обеспечивающие. · Характеристику олигосахаридов, представители, свойства, биологическую роль. · Полисахариды: гомо- и гетерополисахариды. Представители, структуру, биологическую роль.    Студент должен уметь: Написать структурные формулы моно-, ди- и полисахаридов; Объяснить свойства моно-, ди- и полисахаридов; Изобразить L- и D-изомеры моносахаридов.   Придя на занятие: · Провести качественные реакции на свойства моно- и дисахаридов; цветные реакции на крахмал и гликоген. · Интерпретировать полученные данные и делать соответствующие выводы. Основная литература: · Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», Москва «Медицина», 1998, стр.169-186. · Биохимия: Учебник / под ред. Е.С.Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, стр.297-305. · Дзугкоева Ф.С, Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция», Учебное пособие с грифом УМО МЗ РФ, Владикавказ, 2007.стр. 57-64. · Дзугкоева Ф.С, Каряева Э.А., Гурина А.Е., Ампарцумян Н.М., Дзугкоев С.Г. «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» Тестовые задания, Владикавказ, 2007, стр. 34-36.    · Дзугкоева Ф.С.,Каряева Э.А., Гурина А.Е., Можаева И.В., Такоева Е.А. и др. «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ 2008, стр. 113-122.   Дополнительная литература: · Мак-Мюррей. Обмен веществ у человека, М.: «Мир», 1980, стр.163-166 · Ленинджер А. Основы биохимии. М. «Мир», 1985, Т.I, стр.302-324 · Биохимические основы патологических процессов под редакцией Северина, Москва, 2000.   · Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д. «Биологическая химия». – Минск, 2008, стр. 155-158. · Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл «Биохимия человека», М. «Мир», 1993, Т.I, стр. 140-150.

Задания для работы:

1. Дополните определение:

Углеводы – это _____________________________________________

Полуацетальный гидроксил в моносахариде образуется ___________

__________________________________________________________

 

2. Перечислите функции, которые выполняют углеводы в организме человека, охарактеризуйте их.

 

3. Изобразите классификацию углеводов в виде схемы.

 

 4. Вставьте в текст недостающие слова:

Гомополисахариды - это ____________углеводы, которые состоят из _____________________остатков ___________________________

Гетерополисахариды - это _______________углеводы, которые состоят из ____________________остатков _____________________

 

Гепарин состоит из ____________________, __________________, _________ и __________________кислоты. Обнаруживается гепарин во многих тканях, особенно в ______________клетках. Высвобождаясь в кровь, гепарин действует как ____________________________.

 

5. Напишите структурные формулы (по Хеорсу) галактозы и фрагмента гликогена с точкой ветвления (назовите типы связей в его молекуле).

 

 

6. Из чего и как построены нейтральные гликозаминогликаны? Где они встречаются? Приведите примеры белков (не менее 4), содержащих нейтральные гликозаминогликаны.

 

 

7. Решите задачу.

1. Дисахарид лактоза, состоящий из галактозы и глюкозы, может существовать в двух аномерных формах, для обозначения которых используют буквы α и β. Эти аномеры значительно различаются по свойствам. Так, например, β-аномер слаще на вкус, чем α-аномер. Кроме того, β-аномер обладает лучшей растворимостью, чем α-аномер; из-за этого при длительном хранении мороженого в морозильнике может произойти кристаллизация α-аномера, и тогда мороженое становится рассыпчатым.

а) напишите проекционные формулы Хеуорса двух аномерных форм лактозы;

 

б) напишите проекционные формулы Хеуорса для всех веществ, образующихся в результате гидролиза α-аномера до галактозы и глюкозы. Сделайте то же для β-аномера.

 

Решите тестовые задания:

Какая функциональная группа глюкозы окисляется при образовании глюкуроновой кислоты?

а) первичная спиртовая группа

б) все ОН-группы

в) альдегидная группа

г) карбоксильная группа

д) аминогруппа.

 

2. Признаком, послужившим основанием для отнесения углевода к пиранозам или фуранозам является:

а) принадлежность к D- или L-изомерам;

б) число углеродных атомов в замкнутом кольце;

в) наличие ассиметричного атома углерода;

г) зеркальная изомерия;

д) принадлежность к конформации “кресла” или “лодки”

 

3. Подберите к названию углевода соответствующую пару:

 

1) глицериновый альдегид А) моносахарид
2) гиалуроновая кислота Б) дисахарид
3) целлюлоза В) гомополисахарид
4) эритроза Г) гетерополисахарид
5) глюкоза  
6) лактоза  
7) фруктоза  
8) гликоген  
9) сахароза  
10) гепарин  

4. Полисахариды гликоген и крахмал построены из:

1. Дисахаридных звеньев;

2. Глюкозы;

3. Фруктозы;

4. Галактозы;

5. Сахарозы.

5. К структурным полисахаридам не относится:

1. Кератансульфат;

2. Гиалуроновая кислота;

3. Гликоген;

4. Хондроитинсульфат.

 

6. Углеводы не входят в состав:

1. Гликопротеидов;

2. Фосфолипидов;

3. Гликолипопротеинов;

4. Нуклеопротеинов.

 

 

7.Подберите названия к перечисленным углеводам:

а) Лактоза б)мальтоза в)сахароза г)изомальтоза д)ни один из этих углеводов 1.глюкозо-(α1,6)-глюкоза 2. глюкоза (α1,2)-фруктоза 3. 1.глюкозо-(α1,4)-глюкоза 4.фруктозо-(β1,6)-галактоза 5.галактоза-(β1,4)-глюкоза  

8. Укажите неверное положение в функции углеводов:

I. Источник энергии.

2. Резервное энергетическое вещество.

3. Защитная.

4. Транспортная.

5. Построение мембран.

6. Построение нуклеотидов.

7. Построение соединительной ткани.

8. Построение минерализованных тканей.

9. Образование эндогенной воды.

10. Регуляторная.

 

 



Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию

По теме: «Переваривание углеводов в желудочно-кишечном


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: