Порядок выполнения индивидуального проекта (ИП)

Содержание

Введение 4
Порядок выполнения индивидуального проекта 7
Примерная структура проектной работы 11
Образец оформления титульного листа 12
Образец оформления паспорта проектной работы 13
Требования к оформлению индивидуального проекта 14
Требования к оформлению информационных источников 16
Защита индивидуального проекта 17
Образец оформления индивидуального плана выполнения проектной работы 18
Примерная структура доклада на защиту проекта 19
Требования к оформлению компьютерной презентации 20

 

Введение

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

 

В настоящее время перед профессиональной школой стоит задача подготовки специалиста, способного «выходить» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их; рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.

Решению этой задачи способствует учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Дело в том, что занимаясь ею, обучающиеся выступают не в роли пассивных объектов педагогического воздействия – получателей готовой, систематизированной и методически обработанной информации, а в роли субъектов познавательного процесса, самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ищущих решения поставленных задач.

Вот почему уже на первом курсе вам предлагается выполнить индивидуальный учебный проект.

Учебный проект – это самостоятельная познавательная деятельность обучающихся по исследованию или исследованию и решению какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

Учебный проект, с одной стороны, позволяет научиться целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем поэтапного решения задач, вытекающих из этой проблемы, сформировать или развить у себя исследовательские, организационные, прогностические, проективные, коммуникативные умения. А с другой стороны, это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.03. Педагогика дополнительного образования  определяет индивидуальный учебный проект как форму промежуточной аттестации и невыполнение его приравнивается к получению неудовлетворительной оценки по соответствующей учебной дисциплине (курсу). Следовательно, выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося (студента) 1 курса социально-педагогического профиля ГБПОУ «ГК г.Сызрани».

В данных методических рекомендациях приводятся основные требования к этапам выполнения, содержанию, структуре и оформлению индивидуального учебного проекта.

В результате выполнения индивидуального учебного проекта у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК),   перечень которыхпредставлен в таблице 1:

 

Таблица 1.

Формируемые общие компетенции

 

Название ОК Планируемый результат
 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии; - проявление интереса к будущей профессии как мотива выполнения самостоятельной работы; - активность, инициативность в процессе выполнения самостоятельной работы; - системная и качественная работа над всеми видами заданий 
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество -рациональность планирования и организации деятельности по выполнению заданий; - обоснованность постановки цели, выбора и применения способа выполнения заданий в соответствии с реальными и заданными условиями, имеющимися ресурсами; - рациональное распределение времени на все этапы работы; -самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность   коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта; -аргументированность оценки эффективности и качества выполненных заданий; - своевременность и качество выполнения заданий
 ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. - логичность анализа существования проблемы, нестандартной ситуации, оценки факторов риска; - адекватность решения стандартных и нестандартных ситуаций; -оптимальность определения способов, средств осуществления деятельности в нестандартных ситуациях в соответствии с имеющимися ресурсами; - своевременность, эффективность осуществления контроля, оценки, коррекции своих действий по процессу и результату деятельности в нестандартных ситуациях; -эффективность предложенных способов предупреждения и нейтрализации рисков
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для выполнения заданий; - владение способами обработки информации, структурирования, систематизации в соответствии с поставленными задачами
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. -оптимальность использования информационных ресурсов и возможностей сети интернет, компьютерной и множительной техники для поиска, отбора, систематизации и оценки информации, необходимой для выполнения самостоятельных заданий, оформления и презентации результатов работы; -соответствие содержания работ требованиям правил оформления
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами -конструктивность взаимодействия с однокурсниками, преподавателями при решении поставленных задач; -эффективность построения общения с учётом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей коллектива и индивидуальных особенностей участников коммуникации; -соблюдение норм и правил речевого этикета, профессиональной этики; -оптимальность работы в команде, коллективе; -степень проявления ответственности за качество результата
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации -обоснованность и адекватность оценки своих профессионально-личностных качеств, способностей, уровня профессионально-личностного развития, -проектирование (планирование), оценка собственного продвижения, личностного развития; - обоснованность и адекватность форм и методов самообразования, повышения квалификации; -  устойчивость интереса к самообразованию, повышению квалификации в области профессиональной деятельности
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий -обоснованность адаптации содержания, формы предъявления результатов  самостоятельной деятельности к изменяющимся условиям; - результативность (качество) использования современных технологий для выполнения самостоятельных заданий; -проявление профессиональной мобильности при выполнении заданий
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. -соблюдение требований техники безопасности санитарно-гигиенических правил и норм при выполнении заданий
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. - организация собственной деятельности по выполнению заданий в соответствии с установленными требованиями и рекомендациями  

      

Надеюсь, что данные рекомендации помогут вам овладеть технологией создания проекта и будут способствовать вашему профессиональному становлению как педагогов.  

Внимание! Если в процессе выполнения работы у вас возникнут вопросы, разрешить которые самостоятельно не получится, обязательно обратитесь к руководителю проекта  для получения разъяснений.

 

 

 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА (ИП)

       ИП выполняется в сроки, определённые учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 44.02.02. Преподавание в начальных классах, 44.02.03. Педагогика дополнительного образования - в ходе первого года обучения. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно или под руководством преподавателя по выбранной теме.

       Процесс выполнения ИП - это пять взаимосвязанных этапов, «пять П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация.

       На первом этапе «Проблема» вам необходимо определить и сформулировать тему проекта, определить проблему своей работы, цель и задачи проекта, подобрать информационные источники, которые помогут решить обозначенную проблему и задачи.

       Тему ИП вам может предложить руководитель проекта.  Вы имеете право выбора темы из предложенного перечня, но также вы можете  предложить свою тему с обоснованием целесообразности её разработки. К выбору темы подходите внимательно, так как неудачно выбранная тема влечёт трудности в выполнении ИП и его защите. Выбирая тему, обдумайте её актуальность, практическую ценность.

       Тему КР Вы обсуждаете с руководителем на первой установочной консультации. Выбранная тема закрепляется за Вами приказом руководителя профиля, после чего самостоятельно изменить тему Вы не можете.

       Совместнос руководителем ИП вы обсуждаете актуальность выбранной темы. Большой энциклопедический словарь (2000 г.) так объясняет значение слов «актуальность темы  исследования»: степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы. Обосновать актуальность темы это значит найти ответы на вопрос «Почему это следует изучать?». Аргументы, подтверждающие актуальность вашей темы, вы подбираете из информационных источников, общественно-полезной практики, личного опыта и др. Для формулирования актуальности работы используйте следующие речевые клише:

-Все это свидетельствует об актуальности настоящего исследования;

-Актуальность настоящей темы связана с …;

-Тема исследования является актуальной, поскольку …; 

-Актуальность данного исследования определяется тем, что…

Освещение актуальности работы должно быть немногословным.

       Здесь же можно обозначить основную проблему, которая будут рассмотрена в работе. Проблема формулируется в виде вопроса.

       Объект исследования – это сфера поиска, исследования (что будет исследоваться? что рассматривается?). Это могут быть процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбрано для изучения. 

       Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) – аспект сферы поиска. В объекте выделяется его часть, которая и является предметом исследования. Именно предмет говорит о чём, собственно, идёт речь в работе. Как правило, предмет исследования определяется темой ИП.

       Цель исследования – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, конечный итог работы. Это поиск ответа на вопрос «Какой же результат будет получен?». Цель работы формулируйте кратко и конкретно. Она должна вытекать из обоснования актуальности темы. В учебно-исследовательских работах принято ставить только одну цель.

       Задачи исследования – это текущие теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в ходе выполнения ИП. Задачи представляют собой определенную последовательность шагов, которые автор планирует сделать, чтобы достичь поставленной цели. Следует соблюдать очерёдность задач. Число задач обычно составляет от 3 до 5. Для формулирования задач используйте следующие глаголы:

-проанализировать, определить, изучить, установить, выявить, обобщить, описать, разработать, выяснить, провести, обосновать, оценить и др.

       Формулируйте задачи тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав, параграфов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. Иными словами, задачи исследования определяют структуру работы, её содержание (план работы).

       Методы исследования (как исследовали?) – пути исследования. В работенеобходимо перечислить методы исследования через запятую без обоснования. Все методы исследования формулируйте корректно в соответствии с целью и объектом исследования. Методы исследования можно разделить на: 

-методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.) 

-и методы теоретические (анализ, систематизация, обобщение информации, полученных диагностических данных, методы математической обработки данных и др.).        

       Далее совместнос руководителем ИП вы обсуждаете значимость ИП.

       Подбор литературы вы осуществляете самостоятельно. Начните со знакомства с систематическим и алфавитным каталогами ближайших библиотек. Выясните наличие интересующих материалов - нормативных актов, учебников, учебных пособий и другой литературы, основной и дополнительной. Основная литература - это учебники, учебные пособия; дополнительная - это монографии, коллективные научные труды, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии и др. Конечно, большой пласт информации вы можете обнаружить в Интернете, но пользоваться можно только той, у которой установлено авторство.

       Знакомясь с источником, в первую очередь, обратите внимание на заглавие. Если заглавие совпадает с темой или уже её, то для вас будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то вам будет интересна только часть издания.

       Полезной может оказаться и аннотация книги или статьи. Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, краткую характеристику содержания издания и потенциального круга читателей. На основе этих данных можно оценить, насколько близка книга вашему исследованию и насколько понятен для вас будет стиль изложения её содержания.

       Оглавление подробно раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о раскрываемых вопросах. На основе изучения оглавления можно определить, какая часть издания будет особенно полезна при выполнении курсовой работы.

       Во введении или предисловии часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, цель и структура книги.

       Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте.

       Иллюстративный материал позволяет более эффективно уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.

       При изучении различных источников очень важно все их фиксировать сразу. В дальнейшем они войдут у вас в список используемых источников. Для этого создайте в своём компьютере файл «Список используемых источников по ИП» и постепенно туда вносите исходные данные любого источника, который вы изучали по теме курсовой работы. Оформление этого списка сразу ведите в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к библиографическому описанию источников информации. Получившийся список литературы по теме ИП согласуйте с руководителем проекта. Помните! От качества вашей работы на данном этапе зависит качество работы по факту её завершения.

       На втором этапе «Проектирование» вам предстоит составить план реализации проекта, провести пошаговое планирование работ и анализ ресурсов.

Алгоритм планирования работы над проектом:

Шаг 1. Зачем я это делаю? (Уточнение проблемы, цели, задач проекта).

Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта).

Шаг 3. Всё ли у меня есть для решения проблемы? Что ещё необходимо? (Выявление имеющихся и необходимых ресурсов).

Шаг 4. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Основные этапы работы).

Шаг 5. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развернутого плана работы).

Шаг 6. Как убедиться, что всё идет по плану? (Определение точек и методов контроля).

Шаг 7. К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы).

       Для грамотного изложения и раскрытия темы ИП проведите первичный анализ подобранных материалов и определитесь с основными пунктами, которые будут отображены в плане. План индивидуального проекта – это перечень основных вопросов, последовательно раскрывающих его тему. Он должен максимально чётко давать представление о содержании и проблематике работы. Если тема проекта предполагает проведение практической работы, то этапы её организации, проведения и результаты опишите в отдельной главе ИП. План ИП составьте самостоятельно и согласуйте его с руководителем проекта.

       При составлении плана проектной работы обратите внимание на названия глав (разделов) и параграфов (пунктов). Они должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать излишней информации. Как правило, название включает одно предложение. При разработке плана обратите внимание на то, чтобы в различных параграфах (пунктах) не рассматривались одинаковые вопросы, иначе в работе неизбежны повторы. Помните, что работа над планом - это не самоцель, а средство проникновения в содержание текста и показатель того, что Вы хотите исследовать в данной проблеме.

       Важно также провести анализ ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Ресурсы – это имеющиеся в наличии или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие достижение целей деятельности; это условия, позволяющие получить желаемый результат. Принято выделять пять основных видов ресурсов: человеческие, материальные, финансовые, информационные и временные. Данный анализ позволит определить, каких ресурсов не хватает и как их можно восполнить.

       На третьем этапе «Поиск информации» собранный в ходе работы с источниками материал распределите по определённым ранее главам (разделам) ИП и параграфам (пунктам) внутри каждого из них.      Как правило, исходного материала бывает много. Поэтому его необходимо сократить до оптимального объёма. При этом разрозненные данные сгруппируйте, цифровые показатели сведите в удобные для чтения таблицы, продумайте перечень необходимых иллюстраций и место их расположения в тексте.

       На четвёртом этапе «Продукт» вы осуществляетевыполнение запланированных действий по решению поставленных задач, текущий контроль качества их реализации, внесение (при необходимости) изменений в работу. Решение каждой задачи должно быть последовательно описано. В ходе описания необходимо соблюсти единство стиля изложения, обеспечить орфографическую и синтаксическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка, однозначность трактовки ключевых для данной работы понятий.

       После получения одобрения ИП со стороны руководителя вам предстоит детальная шлифовка текста. Вы должны проверить и критически оценить каждый вывод, таблицу, каждое предложение и отдельное слово. Ещё раз проверьте, насколько заглавие работы, название глав, параграфов соответствуют их содержанию, уточните композицию работы, расположение материала, убедительность аргументов в защиту сформулированных положений. Текст работы должен быть тщательно вычитан и отредактирован. Посмотрите на своё произведение как бы «чужими глазами», строго критически, требовательно и без каких-либо послаблений. Дайте прочитать работу своим близким и/или друзьям. «Свежий взгляд» быстрее заметит какие-либо неточности и ошибки.

       ИП, его продукт должны быть оформлены по правилам, приведённым ниже в данных методических рекомендациях. Подготовленный текст работы вы представляете для прочтения руководителю проекта. Лишь после учёта замечаний и одобрения работы руководителем вы распечатываете её в «чистом» варианте и брошюруете в папку – скоросшиватель. Если продукт вашего проекта объёмный, то следует вложить в папку его фотографию с соответствующей подписью.

       Ожидаемый результат проектной деятельности может быть теоретическим (идея, подход, тенденция, классификация и др.) или практическим (программа, ТСО, книга, пособие и др.). Это могут быть альбом, атлас, буклет, брошюра, веб-сайты, веб-квест, видеоролик, видеофильм, викторина, виртуальная экскурсия, выставка, газета, гербарий, журнал, книга, коллекция, костюм, концерт, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, стихи, панно, поделка, праздник, представление, план, поделка, реферат, рассказ, серия иллюстраций, стенгазета, спектакль, соревнования, сценарий праздника, схемы, телепередача, экскурсия, эссе, экологическая программа, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра и др. Необходимо, чтобы этот продукт можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

       Окончательный вариант ИП вы должны сдать руководителю проекта не позднее, чем за неделю до объявленного срока защиты. Руководитель после проверки работы принимает решение о допуске работы к защите, вместе со своим письменным отзывом представляет её методисту по учебной работе социально-педагогического профиля.

       На пятом этапе «Презентация» вы представляете результаты своего проекта в форме публичного выступления с опорой на компьютерную презентацию. Вы защищаете свою работу, доказывая её актуальность, практическую значимость, решённость поставленных задач. Одновременно вы демонстрируете приобретённые в ходе проектно-исследовательской деятельности знания, умения, общие компетенции.

       Любая исследовательская работа или проект завершается рефлексией её  результатов. В ходе беседы с руководителем проекта осуществляется поиск ответов на вопросы: Чему я научился?, Чего я достиг?, Что сделал?, Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?, Что было самым трудным в работе над проектом?, Какие проблемы возникали в ходе работы? Как они решались?, Можно ли считать проблему решенной?, Что нуждается в доработке?, Чего вы до сих пор не понимаете?, В чем вы стали более уверенны?, Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?

       Итоговая оценка ИП определяется качеством выполнения каждого этапа.

Помните! Проектно-исследовательская деятельность – это самостоятельная деятельность обучающихся. Преподаватель лишь консультирует вас по отдельным вопросам, вызвавшим у вас наибольшие затруднения, координирует вашу работу, стимулирует вашу деятельность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: