Давление воздуха в цилиндре в конце процесса наполнения Pа меньше давления на впуске Рk на величину ∆Р, которая зависит от гидравлических сопротивлений системы впуска, режима работы двигателя и площади проходных сечений клапанов механизма газоразделения:
, (1)
где Ка – коэффициент учитывающий вышеперечисленные факторы:
. (2)
Так как точный учет всех факторов невозможен, то при определении величины Ka ориентируется на опытные данные и принимают для дизелей без наддува:
. (3)
С увеличением давления на впуске Рн относительные потери во впускных органах уменьшаются, и поэтому для двигателей с наддувом принимают
. (4)
Давление в выпускном коллекторе Рp зависит от давления Рk:
. (5)
Величина коэффициента Кр зависит от гидравлических сопротивлений системы выпуска и для дизелей с наддувом:
|
|
. (6)
Причем с увеличением давления Рk величина Круменьшается, а для дизеля без наддува ():
. (7)
Давление остаточных газов в цилиндре
. (8)
Величина коэффициента Кr, учитывающего гидравлические потери в органах системы газораспределения:
. (9)
Температуру остаточных газов Tr выбирают так же, как и другие параметры и коэффициенты, сославшись на литературные источники:
- для карбюраторных двигателей ;
- для дизелей .
Коэффициент остаточных газов gr определяют по уравнению
, (10)
где – повышение температуры воздуха в процессе наполнения (выбирается в зависимости от температуры воздуха на впуске, режима охлаждения и условий работы двигателя):
- для карбюраторных двигателей ;
- для дизелей .
Температуру воздуха в конце такта наполнения определяют по уравнению
. (11)
Расчетные значения величины Та должны находиться в пределах:
- для карбюраторных двигателей ;
- для дизелей .
Коэффициент наполнения находится по формуле
(12)
или
. (13)
Расчетные значения величины должны находиться в пределах:
|
|
- для карбюраторных двигателей ;
- для дизелей .