Коллективное Творческое Дело (КТД)
КТД – вид познавательно-увлекательного мероприятия, направленного на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей ребенка. КТД - мероприятие, которое преследует не только развивающие цели, но и воспитательные, практические. Педагогические цели всегда вторичны.
Представляет собой способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом жизни. КТД – основное воспитательное средство.
История КТД
Создатель методики КТД, иначе «педагогики сотрудничества», «педагогики социального творчества», «коллективное творческое воспитание» и др. – Игорь Петрович Иванов (1923-1992), доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ (Ленинградский Государственный педагогический институт), лауреат премии имени Макаренко.
КТД
Идея методики довольно проста: дети сами ищут дела по душе, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при активном участии вожатого. КТД ценно тогда, когда в нем каждому члену коллектива находится занятие. Это важно. Вожатый может быть лидером, может быть советником, может руководить или даже не принимать участие, а только наблюдать за ходом развития событий.
|
|
Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде.
Дело – это коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое, потому что не может создаваться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.
Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде.
Виды КТД по Иванову:
· Трудовые («Трудовой десант», чередование традиционных поручений)
· Познавательные (пресс-конференции, турниры – викторины)
· Художественные (защита фантастических проектов, театральные постановки, выставки)
· Спортивные (матчи, соревнования)
· Общественные праздники
Этапы создания КТД:
1. предварительная работа: выбирается то или иное дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты, например, «анкета желаний»;
2. коллективное планирование: на общем сборе заслушиваются лучшие предложения, несколько из них отбираются для осуществления, раздаются задания микрогруппам;
3. коллективная подготовка: с учетом условий осуществляется руководство выполнением задуманного;
|
|
4. проведение;
5. коллективный анализ: проведенное дело обсуждается на общем сборе – огоньке, анализируется. Обсуждаются три основных вопроса: 1) что удалось, 2) что не получилось, 3) что предлагаем на будущее?
6. последействие: коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу дальнейших действий.
Коллективно Творческие Игры
В лагере чаще всего КТД представляет собой мероприятие, разработанное исключительно вожатым или педагогом, и предложенное детям в готовом виде. Педагогика определяет данные мероприятия как КТИ (коллективно-творческие игры).
Для проведения КТИ существуют следующие правила:
q Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ.
q Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ.
q Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие.
q Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением
отличившихся.
q Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей.
q Задуманное должно соответствовать интереса детей данного возраста.
q Подготовка должна создавать радость в работе, стимулировать поиск различных решений.
q КТД должно стать полем для самовыражения ребенка.
q Любая разумная идея должна быть услышана.
q Каждый ребенок должен найти для себя место.
Но существует и «спасительный» вариант КТД. Эти мероприятия будут и коллективными, потому что участие принимает весь отряд или вся дружина, и творческими, потому что придется многое придумывать, разрабатывать, организовывать. Вожатый лишь предлагает задачу, тему и осуществляет контроль и помощь в осуществлении дела.
Классификация таких КТД:
Дружинные.
В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д.
Отрядные.
Проводятся ежедневно, 1-2 мероприятия в отрядное время. В «чистом» виде встречаются редко.
По структуре:
Ø Линейные.
Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, поиск талантов, общественный праздник);
Ø Конкурсные.
Представляют собой подборку конкурсов, объединенных одним лозунгом, одной темой. От тематических отличаются тем, что могут проводиться в любой день. («Моя семья», «Крестики-Нолики», «Кто во что горазд»).
По содержанию:
Ø Тематические.
Проводятся в подвязке к тематическим дням (конкурс пар в День Любви, «Универсальный солдат» в день Зарницы). По структуре могут быть линейными или конкурсными.
Ø Нетематические.
КТД представляет собой набор конкурсов, не связанных единой идеей (в лагере не приветствуется).
Этапы разработки КТД вожатым:
1. определение темы: помните, что смена посвящена определенной тематике, кроме того, каждый день – тематический. Следовательно, черпайте идеи из легенды дня.
2. определение возраста участников: так вам будет легче придумать примерное содержанием;
3. постановка цели и задач (в воспитательном КТД – только задачи);
4. выбор структуры, места проведения (для конкурсного КТД – минимум 7 конкурсов);
5. составление содержания (подборка конкурсов, поиск сценариев, вопросов для викторины и т.д.);
6. выбор варианта награждения.
Варианты деления на команды или группы:
- По интересам (группа оформителей, группа организаторов, группа актеров, группа журналистов и др.)
- Игра «Атомы-молекулы»
- Расчет на «первый – второй…» (в зависимости от нужного количества команд)
- Мальчики/ Девочки
- По комнатам, если их несколько
- Голубоглазые/ кареглазые
- Светловолосые/ темноволосые
- Назначаются капитаны, которые набирают себе в команду людей и т.д.
|
|
Особенности проведения:
Для младшего возраста (6 - 9 лет)
Лимит времени – 20-30 минут, линейное или спортивно-конкурсное. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.