Для младшего возраста (6 - 9 лет)

Коллективное Творческое Дело (КТД)

КТД – вид познавательно-увлекательного мероприятия, направленного на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей ребенка. КТД - мероприятие, которое преследует не только развивающие цели, но и воспитательные, практические. Педагогические цели всегда вторичны.

 Представляет собой способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом жизни. КТД – основное воспитательное средство.

История КТД

Создатель методики КТД, иначе «педагогики сотрудничества», «педагогики социального творчества», «коллективное творческое воспитание» и др. – Игорь Петрович Иванов (1923-1992), доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ (Ленинградский Государственный педагогический институт), лауреат премии имени Макаренко.

 

КТД

Идея методики довольно проста: дети сами ищут дела по душе, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при активном участии вожатого. КТД ценно тогда, когда в нем каждому члену коллектива находится занятие. Это важно. Вожатый может быть лидером, может быть советником, может руководить или даже не принимать участие, а только наблюдать за ходом развития событий.

Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде.

Дело – это коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое, потому что не может создаваться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.

Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде.

Виды КТД по Иванову:

· Трудовые («Трудовой десант», чередование традиционных поручений)

· Познавательные (пресс-конференции, турниры – викторины)

· Художественные (защита фантастических проектов, театральные постановки, выставки)

· Спортивные (матчи, соревнования)

· Общественные праздники

Этапы создания КТД:

1. предварительная работа: выбирается то или иное дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты, например, «анкета желаний»;

2. коллективное планирование: на общем сборе заслушиваются лучшие предложения, несколько из них отбираются для осуществления, раздаются задания микрогруппам;

3. коллективная подготовка: с учетом условий осуществляется руководство выполнением задуманного;

4. проведение;

5. коллективный анализ: проведенное дело обсуждается на общем сборе – огоньке, анализируется. Обсуждаются три основных вопроса: 1) что удалось, 2) что не получилось, 3) что предлагаем на будущее?

6. последействие: коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу дальнейших действий.

Коллективно Творческие Игры

В лагере чаще всего КТД представляет собой мероприятие, разработанное исключительно вожатым или педагогом, и предложенное детям в готовом виде. Педагогика определяет данные мероприятия как КТИ (коллективно-творческие игры).

Для проведения КТИ существуют следующие правила:

q Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ.

q Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ.

q Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие.

q Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением

отличившихся.

q Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей.

q Задуманное должно соответствовать интереса детей данного возраста.

q Подготовка должна создавать радость в работе, стимулировать поиск различных решений.

q КТД должно стать полем для самовыражения ребенка.

q Любая разумная идея должна быть услышана.

q Каждый ребенок должен найти для себя место.

Но существует и «спасительный» вариант КТД. Эти мероприятия будут и коллективными, потому что участие принимает весь отряд или вся дружина, и творческими, потому что придется многое придумывать, разрабатывать, организовывать. Вожатый лишь предлагает задачу, тему и осуществляет контроль и помощь в осуществлении дела.

 

Классификация таких КТД:

Дружинные.

В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д.

Отрядные.

Проводятся ежедневно, 1-2 мероприятия в отрядное время. В «чистом» виде встречаются редко.

По структуре:

Ø Линейные.

Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, поиск талантов, общественный праздник);

Ø Конкурсные.

Представляют собой подборку конкурсов, объединенных одним лозунгом, одной темой. От тематических отличаются тем, что могут проводиться в любой день. («Моя семья», «Крестики-Нолики», «Кто во что горазд»).

По содержанию:

Ø Тематические.

Проводятся в подвязке к тематическим дням (конкурс пар в День Любви, «Универсальный солдат» в день Зарницы). По структуре могут быть линейными или конкурсными.

Ø Нетематические.

КТД представляет собой набор конкурсов, не связанных единой идеей (в лагере не приветствуется).

Этапы разработки КТД вожатым:

1. определение темы: помните, что смена посвящена определенной тематике, кроме того, каждый день – тематический. Следовательно, черпайте идеи из легенды дня.

2. определение возраста участников: так вам будет легче придумать примерное содержанием;

3. постановка цели и задач (в воспитательном КТД – только задачи);

4. выбор структуры, места проведения (для конкурсного КТД – минимум 7 конкурсов);

5. составление содержания (подборка конкурсов, поиск сценариев, вопросов для викторины и т.д.);

6. выбор варианта награждения.

Варианты деления на команды или группы:

  • По интересам (группа оформителей, группа организаторов, группа актеров, группа журналистов и др.)
  • Игра «Атомы-молекулы»
  • Расчет на «первый – второй…» (в зависимости от нужного количества команд)
  • Мальчики/ Девочки
  • По комнатам, если их несколько
  • Голубоглазые/ кареглазые
  • Светловолосые/ темноволосые
  • Назначаются капитаны, которые набирают себе в команду людей и т.д.

 

Особенности проведения:

Для младшего возраста (6 - 9 лет)

Лимит времени – 20-30 минут, линейное или спортивно-конкурсное. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: