Вопрос 1.
Социальное назначение МНП – это обеспечение международной налоговой интеграции (сотрудничества).
Предмет МНП – это международные отношения в сфере налогообложения, которые подразделяются на 2 вида:
1) международные публичные налоговые отношения - это отношения м/ду гос-вами, международными организациями по поводу заключения и исполнения международных налоговых соглашений с целью а)разграничения налоговых юрисдикций гос-в и б) обеспечение трансграничного налогового контроля. Субъекты: публично-правовые образования, гос-ва, международные организации: а)глобальные ОООН, ВТО, Всемирного сотрудничества и развития, б) региональные: ЕАЭС, БРИКС, Содружество независимых гос-в
2) международные частные налоговые отношения – отношения с иностранным элементом в объекте налогообложения или субъекте, т.е., это отношения м/ду конкретным гос-вом и субъектами иностранного права, либо отношения м/ду своими налоговыми резидентами в связи с объектами налогообложения за пределами данного гос-ва.
Методы регулирования в МНП:
1)В Международном публичном – метод международного консенсуса (договорный)
2)В Межд частном – материально-правовой и коллизионный. Появляются субъекты физ лица и организации, наделенные международной частной правосубъектности
Вопрос 2.
Межд публичное налоговое право предусматривает 3 основные формы международного налогового сотрудничества:
1. Международное налоговое администрирование: 1)в форме обмена налоговой информации, 2) налоговый контроль, 3) борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией гос-в.
Может осуществляться как на глобальном уровне, так и на международном региональном уровне.
С 1 янв 2015 г. В связи с ратификации РФ конвенции о взаимной адм помощи по налоговым вопросам. Конвенция предусматривает 3 основные формы адм помощи по налог делам:
1) обмен налоговой информации: а) по прямому запросу налоговых служб (прямой запрос в налоговую службу США, напр). Б)Инициативный обмен в) автоматический обмен информацией
2)налоговые проверки. 2 вида: 1) одновременные совместные налоговые проверки, полученными результатами налоговые органы гос-в обмениваются. 2)проведение налоговых проверок за границей (российский инспектор вправе участвовать в налоговой проверке в другой стране). Во исполнение этой КОнв 2 гос-ва закл индивидуальный международный договор
3)взыскание налоговой задолженности: 1) взыскание с гр-н и юр л налоговой задолженности по запросу др гос-ва, 2) применение обеспечительных мер, напр, наложение ареста на им-во налогоплат-ка
Пределы действия во времени конвенции: общее правило – действует в отношении налоговых периодов по налогам, начинающихся в 2016г. Искл из правила – 1) по налоговым делам, где предусмотрена уголовная отв-ть информацию можно получить с 2012 г., 2) уч-ки конвенции могут договориться о ее применении в более раннем налоговом периоде.
Пределы действия по налогам конвенции: под эту конвенцию подпадают все налоги налоговой системы РФ, за искл: обязательных страховых взносов по НК РФ и налогов на доходы местного уровня.
Автоматический обмен налоговой информацией – США не присоединились, есть национальный закон. Все фин организации в мире обязаны сообщать о движении денежных средств, если это дежен средства резидентов США. Те, кто США не предоставляют инфу – применяются штрафные санкции.
2. Международное налоговое гармонизация и унификация налоговых систем гос-в
Понятие гармонизации и унификации содержатся в договоре об утверждении ЕАЭС.
Гармонизация – это одна из форм сближения налоговых систем гос-в с целью установления общих принципов и подходов в правовом регулировании налоговых отношений. Т.е., формулировка неких общих правил. Например, принятый в СНГ модельный налоговый кодекс. 4 книги должно было быть: 1)Общая часть, 2)Налог физ лиц, 3) налоги организаций, 4) налоговое администрирование. Т.е., это общее правило, которое рекомендует налоговая организация для своих членов.
Унификация налоговых систем – это одна из форм сближения налоговых систем путем установления единообразных норм и юр конструкций в регулировании налоговых отношений. 2 вида унификаций:
1)прямая – международная норма имеет прямое действие, непосредственно применяется в каждом участнике-государстве. Например, договор о ЕАЭС в результате которого мы имеем нормы прямого действия – ТК ЕАЭС.
2)Косвенная – когда гос-во берут на себя обяз-во ввести в нац зак-во изменения и дополнения в соответствии с унифицированной международной нормой.
По налогу на прибыль будет сначала гармонизация, а потом косвенная унификация
3.Разграничение налоговой юрисдикции гос-в и устранение международного двойного налогового обложения
С развитием мировой торговли стало возникать двойное международное налогообложения. Международное двойное налогообложение – это обложение с сопоставимыми налогами у одного и того же плательщика, одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период. Причинами двойного налогообложения мб: 1) различное сочетание резиденства и территориальности, 2) различное определение в гос-вах критериев налогового резиденства. В настоящее время на международном уровне приняты 2 типовые модели международных соглашений об устранении двойного налогообложения:
1)Типовая конвенция ООН об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами 2011г.
2)Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в отношения налогов на доходы и капиталы между развитыми странами.
Отличие типовых конвенций:
Типовая конвенция ООН основывается на принципе источника дохода, это предполагает преимущественное налогообложение в странах, где формируется доход. Это стимулирует приток инвестиций в развивающиеся страны. Для избежании двойного налогообложения предусматривается один метод – метод налогового кредита (зачета)
Типовая конвенция ОЭСР отдает приоритет принципу резидентства. Это означает преимущественное право на обложение дохода в стране резидентства налогоплат-ка. Конвенция предлагает 2 метода избежания двойного налогооблож: 1) метод налогового зачета, кредита, 2) метод освобождения
Схема: избежание или устранение международного двойного налогообложения
Способы:
А)Односторонние
Б)многосторонние
Методы как в односторонних, так и в многосторонних способах. В зависимости от вида налогов:
1.Прямые налоги (прямое налогообложение). Делятся на 3 вида:
1) метод освобождения, который подразделяется на 2 подвида: а) освобождение без прогрессии, б) освобождение с прогрессией
2)метод налогового кредита или зачета, который подразделяется на 2 подвида: а)обычный, б) полный
3)метод налоговой скидки
2.Косвенные налоги. Делится на 2 вида:
1)метод страны происхождения товара
2)метод страны назначения товара
Раскроем схему:
Способы односторонние – это меры устранения двойного налогообложения в одностороннем порядке гос-вом в рамках национального зак-ва.
Многосторонние – это меры устранения двойного международного налогообложения, предусмотренные в международных соглашениях конкретного гос-ва.
Международные ратифицированные соглашения имеют приоритет в российском зак-ве на основании заявления налогоплат-ка. Наш законодатель принимает решение о налоге на им-во организаций – налог резиденсткий, т.е. если российская организация налог резидент имеет недвижимое им-во в Грузии, напр, значит, в налог декларации по налогу на им-во должна указать налог на им-во как в РФ, так и в Грузии = одностороннего способа устранения двойного налогообложения в налоге на им-во организации нет. По налогу на им-во физ лиц этот способ предусмотрен, тк налог территориальный.
Налог на доходы физ лиц (гл. 23 НК) – резидентский налог, устранение двойного налогообложения возможно только если есть международное соглашение. По налогу на прибыль организаций – устранить можно на основании международ согл, а если его нет, то в гл. 25 есть односторонний способ устранения двойного налогообложения – предлагается метод налогового кредита.
Про методы из схемы:
Методы можно найти как международных налог согл, так и в национальном зак-ве.
1.Косвенное налогообложения – механизм устранения двойного косвенного налогообложения вкл в себя 2 метода:
1) метод страны происхождения, т.е. косвенный налог уплачивается в стране, где формируется добавленная стоимость, т.е. производится товар, т.е. по месту формирования добавленной стоимости. При этом, экспорт облагается косвенным налогом также как и по ставке внутри страны. В то же время страна, в которую импортируется товар должна будет предоставить зачет в размере налога рассчитанного по нац зак-ву этого гос-ва. Это редкий метод
2)чаще будет применяться – метод страны назначения товара, т.е. косвенные налоги уплачиваются там, где находится конечный потребитель товаров, работ, услуг. В этой связи налог не взимается при экспорте (0 ставка), но взимается при импорте (по ставке установленной нац зак-вом), т.е. вся выручка достается юрисдикции по косвенному налогу, где происходит поставка конечному потребителю. См. ст. 72 Договора ЕАЭС.
Экспорт товаров в рамках ЕЭАС – нулевая ставка. Порядок возмещения НДС определяется нац налоговым зак-вом. Импорт – облагается НДС. Объект налогообложения – в одностороннем или многостороннем порядке он означает искл гос-вом-резидентом или гос-вом резиденством из объекта налогообложения доходов и им-ва, полученных и находящихся на территории др гос-ва
Метод без прогрессии – освобождается от уплаты налога в одном гос-ве. С прогрессией – вообще не актуально. Рассчитывается по формуле с прогрессивной шкалой налогообложения.
Налоговый кредит или зачет. Налоговый кредит или зачет применяется к налоговому окладу и означает зачет уплаченных за рубежом налогов в счет внутренних налоговых обязательств. Существует в двух модификациях:
Полный зачет или кредит:
Российское юр лицо – за 2018г. получила прибыль 1 млн руб (доходы – расходы).
Китайская народная республика = 500 тыс руб
(1 млн р + 500 тыс)*20%= 300 тыс руб.
500 тыс руб * 30% = 150 тыс.
Один и тот же доход дважды облагается у налогоплат-ка за один и тот же налоговый период. В соглашении предусмотрен зачет уплаченный за рубежом в полном объеме. Это означает, что российское юр лицо получает справку о размере уплаченного налога о источнике доходов в Китае. С этой справкой и заявлением налоговый резидент-организация просит применить международ согл просит применить в части налога на прибыль. Сумма налога уплаченного за рубежом в полном объеме вычитается из общего налогового оклада. В бюджет РФ к выплате: 300 тыс – 150 тыс = 150 тыс р.
Обычный зачет или кредит = Если нет международного согл нет – ищем устранение двойного налогооблож в нац зак-ве. Метод обычного зачета разрешает вычитать налог, уплаченный за рубежом в сумме не превышающей сумму налога, который был бы исчислен по нац зак-ву с дохода, полученного за рубежом. 500 тыс уплаченных в Китае – доход, полученный за рубежом, применяем ставку РФ (20%) = 500 тыс * 20% = 100 тыс.(граница). Из 300 тыс руб – 100 тыс руб = 200 тыс руб в доход РФ.
Налоговая скидка – по прямому налогу.
Применяется к налоговой базе, т.е., налог, уплаченный за рубежом рассматривается в кач-ве расходов налогового резидента при исчислении налога на прибыль.
Вопрос 3. Международное частное налоговое право
Режимы налогообложения субъектов иностранного права. Выделим 3 основных режима:
1)национальный режим (режим не дискриминации) – предполагает предоставление равных налоговых прав и обязанностей субъектам иностранного и национального права. Ст. 3 НК запрет дискриминации по критерию гражданства и месту происхождения капитала.
2)режим наибольшего благоприятствования – предусматривает предоставление гос-ву-партнеру по международному согл и его субъектам льготных, наиболее благоприятных условий двойного налогообложения по сравнению с теми, которые действуют для любой третьей страны.
3)режим взаимности – означает предоставление субъектам иностранного права благоприятных условий двойного налогообложения, если субъекты права, предоставляющего гос-ва пользуются аналогичными благоприятными условиями в данном гос-ве (см. ст. 215 НК РФ (НДФЛ представителей работающий консульских представительств в РФ)). Международные частные налоговые отношения регламентируются как международным частным правом, так и национальным.
Налогообложения доходов и им-ва иностранных юр лиц:
Налогообложение доходов – как объект налогообложения в целях налогообложения разделим на 2 большие группы:
А)Активные доходы, как результат экономической деят-и по реализации товаров, работ, услуг
Б)Пассивные доходы, полученные от иных источников в виде %, дивидендов или роялти. Критерии разграничения активных и пассивных доходов:
1.Наличие постоянного представит-ва иностранного юр лица, т.е. активные доходы извлекаются иностр юр л через постоянное представит-во, эти постоянные представит-ва дб поставлены в налоговый учет по месту их нахождения, подают налоговые декларации по доходам, полученным на территории этого гос-ва.
2.Пассивные доходы – получены без постоянного представительства, уплаты налога происходит у источника дохода, т.е., через налогового агента уплачивающего доходы.
Постоянное представит-во иностр организации – критерии могут устанавливаться международными налоговыми согл. Если такого согл нет или стороны в нем вообще не договаривались, тогда обращаемся к гл. 25 НК, где ст. 306-312 дано определение постоянного представит-ва иностр организации. Постоянное представит-во характеризуется 2мя признаками в совокупности:
1)ведение предпринимательской деят-и
2)наличие места деят-и (офис, строй площадка, шахта и тл)
3)постоянный хар-р деят-и
Формы постоянного представит-ва иностр юр лица:
1)имущественная
2)субъектная – наличие постоянного представит-ва, связана с таким понятием как зависимый агент - это российское юр лицо или физ лицо налоговый резидент РФ, который представляет иностранные интересы (иностр организации) в РФ, обязан встать на налоговый учет в кач-ве постоянного представит-ва иностр организации.
Люксембург – в Орифлейм (владелец интелектуального продукта, комм тайна) по договору концессии передает интелектуал продукт передает в Нидерланды. Учреждает – в Нидерландах (сублицензию). В РФ – тоже есть, учреждена как Российская компания – из РФ обратно пошли роялти. Ежемесяч доходы сводили нб по налогу на прибыль к нулю. Надо было встать на налоговый учет как постоянное представит-во Орифлем Люксембурга (иностранного юр л). ВС подтвердил, что Орифлейм – постоянное представит-во иностр компании, а значит сделки с роялти признаются недействительными (в течении 3 лет надо пересчитывать).
Признаки зависимого агента:
1)Действует от имени иностр организации на основании договора – поручения, агентирования, доверенность
2)Имеет и регулярно использует полномочия на заключение от имени иностранной организации контрактов или согласование существенных условий этих контрактов.
3)Своими действиями создает правовые последствия для иностранной организации.
4)нужно отграничить от посредников и от деятельности вспомогательного и подготовительного хар-ра
Эти критерии: см. гл.25 НК, применяем в случаях, когда отсутствует международное налоговое соглашение между гос-вами, тк там мб предусмотрены иные дополнительные критерии зависимого агента.
Задача 3.
Гражданин России Семенов, постоянно проживающий в Германии, получил в 2015 г. доход размере в 12,5 млн рублей от рекламной деятельности в России. Кроме того, в этом же году он приобрел в Москве квартиру стоимостью 18 млн рублей. Определить налоговые последствия.
Налог на доход физ лица в РФ - гл. 23 НК) – резидентский налог, устранение двойного налогообложения возможно только если есть международное соглашение.
НК РФ Статья 207. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.






