Подцензурная проза 1960-1970-х гг: «деревенская» проза (В.Шукшин, В.Распутин, В.Астафьев, В.Белов), «городская интеллектуальная проза» (, Ю.Трифонов, В.Маканин, А.Битов)

Подцензурная проза имела 2 основные ветви – «деревенская» и «городская интеллектуальная»

Почвенничество — идеология Достоевского после каторги и ссылки.(независимое положение между западничеством и славянофильством.

— литературное течение и направление общественной и философской мысли в России 1860-х годов. Основы мировоззрения восходят к идеям и концепциям так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (1850—1856) во главе с Аполлоном Григорьевым.

Представители почвенничества выступали против крепостнического дворянства и бюрократии, призывали к «слитию образованности и её представителей с началом народным» и в этом видели залог прогресса в России в её противостоянии Западу. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм противопоставляя им христианские идеалы.

Деревенщики:

Основные произведения – Шукшин, рассказы. Его рассказы – о людях, являвшихся частью природы. Но эти люди не идеальные. Белов – «привычное дело». Распутин «Прощание с Матерой». Астафьев «Царь-рыба».

Городская интеллектуальная проза:

Трифонов. Битов, Маканин.

Городской человек. Город – новая фольклорная среда.

Появляется традиционный слой жизни, отчего разница между деревней и городом не так велика. Человек цивилизации, культуры, но не природы и точно не стоитель коммунизма.

Маканин - «Кавказский пленник», «Где сходилось небо с холмами». Трифонов – «Обмен», «Долгая прогулка» (цикл Московских повестей)

было и неподцензурное!

Битов – «Пушкинский дом»

Судебные процессы над А.Бродским и А.Синявским-Ю.Даниэлем как модельные ситуации различных типов «неподцензурного литературного поведения».

Процесс Синявского и Даниэля — судебный процесс против писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Длился с осени 1965 года по февраль 1966 года. Вёл процесс председатель Верховного Л. Н. Смирнов.

Писателей обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй».

Даниэль был обвинен в написании повестей «Говорит Москва» и «Искупление» и рассказов «Руки» и «Человек из МИНАПа».

Синявский был обвинен в написании повестей «Суд идет», и «Любимов», статьи «Что такое социалистический реализм», а также в том, что пересылал за границу произведения Даниэля и участвовал в пересылке за границу произведений Андрея Ремезова, издававшихся под псевдонимом «И. Иванов».

Синявский и Даниэль не признали себя виновными.

Даниэль был осуждён на 5 лет лагерей по статье «антисоветская агитация и пропаганда».

Синявский был приговорён к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима по той же статье.

Процесс подробно освещался в «Известиях» и «Литературной газете». Вызвал бурную реакцию.

Широкую известность получило открытое письмо Л. К. Чуковской к М. А. Шолохову

Суд над Бродским.

Постановлением народного суда Дзержинского района гор. Ленинграда от 13 марта 1964 года Иосиф Бродский за тунеядство был выселен из города Ленинграда сроком на пять лет.

Никакие справки о договорах с издательствами и ходатайства членов Союза Писателей СССР не помогли.

Была сделана и пущена в самиздат запись этого процесса писательницей Фридой Вигдоровой.

Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья: А вы учились этому?

Бродский: Чему?

Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить Вуз, где готовят... где учат...

Бродский: Я не думал, что это дается образованием.

Судья: А чем же?

Бродский: Я думаю, это... (растерянно)... от Бога...

Статус непозцензурного текста: особенности алгоритмов обнародования. Непозцензурная проза 1960-1970-х: Вен.Ерофееев, С.Довлатов, Саша Соколов.

70е-наиболее плодотворные годы, много текстов под самиздатом

Эпоха самиздата – 20-25 лет. Тамиздат – за пределами Союза.

В самиздате нет тождества начального текста [с копиями??]

Ника-Пресс, Париж. Издательство им. Чехова, Нью-Йорк. Так же в США и в Мюнхене.

И.Глазков – термин «самсебяиздат». «Магическая» функция текста.

«Пушкинский дом» Битов, Москва-Петушки Ерофеев, «Школа для дураков» Соколов.

-сверхбиографичность

- 2 крайности: в постсоветское время все подцензурное обьявляли плохим

- премия «Нос»

библиотеки имели «спецхраны». Существовали сугубо научные учреждения, имевшие доступ к текстам (например, ИНИОН с прицелом на зарубежные и перевозные издания или ВНИТИ – на техническую информацию, для развития «реальной науки».

Грифы

ДСП — для служебного пользования.

Для Научных Библиотек

«Молодой писатель» для этой эпохи – институция. Лито – Литуратурные Обьединения.

Эпоха тотальной двойственности

Основной алгоритм обнародывания – через самиздат -делая рукописные книжечки в количестве 3—4 экземпляров и раздавая их своим друзьям. + различные самиздатские журналы

Моква-петушки - Поэма написана между 1969 и 1970 годами, распространялась самиздатом, впервые была опубликована в 1973 году в Израиле, затем — в 1977 году в Париже. В СССР опубликована только в эпоху перестройки в 1988—1989 годах, сначала в сокращённом виде в журнале «Трезвость и культура», а затем — в более полном виде в литературном альманахе «Весть» и, наконец, почти в каноническом виде в 1989 году издательством Прометей в книге «Москва-Петушки»

 

Школа для дураков- Закончен в 1973 году, распространялся через самиздат. Впервые был опубликован издательством «Ардис» (американское издательство, специализировавшееся на издании русской литературы на языке оригинала и в английском переводе, там же был опубликован остров крым аксенова и пушкинский дом битова) в США в 1976 году, почти сразу был переведен на англ

Довлатов-  С конца 60-х Довлатов публикуется в самиздате, а в 1976 году некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах «Континент», «Время и мы», за что был исключен из Союза журналистов СССР. В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал в Вену, а затем переселился в Нью-Йорк, где издавал либеральную эмигрантскую газету «Новый американец»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: