Искусство русского концептуализма и его значение. Статьи Б.Гройса, Дмитрий Александрович Пригов как художник

Автор термина «концептуализм» – Б, Гройс. Концептуализм – течение, связанное с литературой и живописью. Концептуалисты еще до стирания границы ее стерли.

Разумеется, относились до оф.стирания границы к неподцензурной литературе – нет соц.реал. канона.

Каждое явление/мнение/действие – концептуальное высказывание.

Исключается личностное из искусства, ведь в советское время все чувства скомпрометированны. Концептуализм компрометирует принцип личности в литературе.

Язык концептуализма – это язык сплошных цитат (цитируются известные произведения, лозунги, ситуации и т.д.). Язык для концептуалистов – это своеобразный испытательный полигон, где происходит очищение от штампов, обветшалых систем.

Основным принципом создания концептуалистских текстов стал центон, то есть составление произведений из цитат. Центон – литературный текст (чаще всего стихотворный), полностью составленный из строк разных литературных произведений. Художественный эффект центона – в контрасте прежних контекстов каждого фрагмента при логической упорядоченности нового целого.

Лев Рубинштейн – стихи на библиотечных карточках.

Пригов о концептуализме: «Формула, которая, будучи поставлена в разные ситуации, не меняет смысла»

Борис Ефимович Гройс (1947, Восточный Берлин) — советский и немецкий искусствовед, философ, писатель и публицист, славист. Автор термина «романтический московский концептуализм».

Сам термин возник в 1979 году, благодаря статье Гройса «Московский романтический концептуализм». Также, это направление иногда именуют «Московской концептуальной школой».

Московский концептуализм состоит из двух чётко выявленных ветвей: литературоцентричной (то, что Б. Гройс впоследствии назвал «Московский романтический концептуализм») и аналитической.

Дмитрий Александрович Пригов (1940- 2007) — поэт, художник, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза).

Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался за границей с 1975 года в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А — Я», альманахе «Каталог».

Пригов — автор большого числа текстов, графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Неоднократно были организованы его выставки.

Литературная ситуация второй половины 1980-х годов: смена системы иерархий и типов литературного поведения (имена, произведения, основные «толстые журналы», феномен «возвращенной литературы»).

САМОЕ ГЛАВНОЕ: исчезает различие между подцензурным и неподцензурным.

Все три типа лит.поведения подвергаются изменениям: офциал. - исчезает, диссидентский — исчезает, андеграунд. - становитсякультовым, мейнстримным.

Отмена советских иерархий касается всего: типов поведения, публикации.

Возвращенная литература.

– корпуса текстов, перемещенные из неподцензурного поля в подцензурное.

Соотношение обьемов было таково, что значительную часть всей издаваемой литературы занимала именно «возвращенная». За много лет существования запрещенной литературы ее было создано много, теперь же за 3 года она вся была опубликована.

См. листочек Д.Бака

Итого, 2 этапа переписывания истории литературы:

- 20-30е годы. Корректировка фигур писателей. Курс на революционное и антикрепостническое.

- 80е годы. Перестройка. Переписывание в обратную сторону. Истиная картина истории литературы так же не особо достижима.

Изменение общественно-политического положения в стране: перестройка (1985 — 1991 гг.), распад СССР и возникновение нового государства (с 1992 г.). Публикация «задержанных» произведений антисталинского направления. Возвращение литературы запрещенной, подпольной, эмигрантской. 

Усиление публицистического начала в литературе второй половины 80-х гг. Социально-этическая проблематика произведений В.Астафьева, В.Распутина и др.

Изображение различных сторон трагедии общества в сталинскую эпоху в литературе 1980-х гг.: произведения А.Рыбакова, В.Дудинцева, Д.Гранина, А.Приставкина.

Возникновение «другой прозы». Особенности литературного процесса в постсоветский период: дискредитация мифологии советского периода; усложнение эстетического сознания и художественной речи; сосуществование реалистических и модернистских тенденций.

Реалистическая традиция в литературе конца ХХ – начала ХХI вв. Позднее творчество В.Астафьева. Творчество С.Довлатова: психологический портрет эпохи 1980-х гг., проблемы стиля, автобиографического героя. 

Развитие «женской прозы» в 1980-90-е гг.: Л.Петрушевская, Т.Толстая, Л.Улицкая и др.

раньше - союзы писателей с правильными писателями и домашние неофициальные кружки

союзы начинают трансформироваться

в московск союз литераторов лианозовская, СМОГ, концептуалисты

 в 1996 возник первый публичный литературный салон по инициативе татьяны михайловской

в 96 возникает клуб А вторник (по стиху анненского)

вавилон по инициативе дм кузьмина, как союз литераторов который предстоял прежнему союзу лит писателей

сейчас перетек в журнал воздух

кузьмин – «мы наследует поэтам андернаунда»

94 год рождается салон классики 21 века в библиотке им чехова при руслане элинине елизавете пахомовой

 лит салоны создавали новые формы лит коммуникации. в среде салон рождались новые жанры в приципе, постепенно они выполяют свою ичторическую роль и закрывается

появились книжные магазины и издательстельства

салоны давали контекст, у них была своя политика, было важно место, сейчас не важно место, но важно кто, фигура автора

 

16. Философские и историко-литературные источники «русского литературного постмодернизма» (основные понятия: «альтернативность», «рефлективность», «интертекстуальность» и т.д.; основные авторы, произведения, дискуссии о «реализме и постмодернизме» начала 1990-х годов).

Литературная панорама второй половины 1990-х гг. определяется взаимодействием двух эстетических тенденций: реалистической, укорененной в традиции предшествующей литературной истории, и новой, постмодернистской. Русский постмодернизм как литературно-художественное течение часто ассоциируется с периодом 1990-х гг., хотя на самом деле имеет значительную предысторию, насчитывающую минимум четыре десятилетия. Его возникновение было совершенно естественным и обусловливалось как внутренними закономерностями литературного развития, так и определенной стадией общественного сознания. Постмодернизм – не столько эстетика, сколько философия, тип мышления, манера чувствовать и думать, нашедшая в литературе свое выражение.

 – на место ключевых фигур современной литературы выдвигаются Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Владимир Сорокин, Виктор Пелевин, намеренно эпатирующие читателя. Шоковое впечатление от их произведений у человека, воспитанного на реалистической литературе, связано не только с внешней атрибутикой, нарочитым нарушением литературного и общекультурного речевого этикета, снятием всех этических табу (подробным нарочито заниженным изображением множественных половых актов и антиэстети- ческих физиологических проявлений), принципиальным отказом от реалистической или хоть как-то жизненно-рационально обусловленной мотивации характера или поведения персонажа. Шок от столкновения с произведениями Сорокина или Пелевина вызывался принципиально иным, чем прежде, пониманием действительности, отображенной в них; сомнением авторов в самом существовании действительности, частного и исторического времени, культурной и социально-исторической реальности (романы "Чапаев и Пустота", "Generation П" В. О. Пелевина);

Суть в том, что в своей эстетической основе литература постмодернизма не просто резко оппозиционна реалистической – она имеет принципиально иную художественную природу. Традиционные литературные направления, к коим относится классицизм, сентиментализм, романтизм и, конечно, реализм, так или иначе ориентированы на реальность, которая выступает в качестве предмета изображения.

поэтому некоторые ученые предлагают характеризовать подобные литературные направления или творческие методы как первичные эстетические системы.

Сущность постмодернистской литературы совершенно иная. Она вовсе не ставит своей задачей (по крайней мере, так декларируется) исследование реальности; мало того, отрицается в принципе сама соотнесенность литературы и жизни, связь между ними (литература – "это мертвый мир", герои – "просто буквы на бумаге"). В таком случае предметом литературы оказывается не подлинная социальная или онтологическая реальность, но предшествующая культура: литературные и нелитературные тексты разных эпох, воспринимаемые вне традиционной культурной иерархии, что дает возможность смешивать высокое и низменное, сакральное и профанное, высокий стиль и полуграмотное просторечье, поэзию и блатной жаргон.

Таким образом, принципиальное отличие постмодернизма от, скажем, реалистической эстетики состоит в том, что он являет собой вторичную художественную систему, исследующую не реальность, но прошлые представления о ней, хаотически, причудливо и бессистемно их перемешивая и переосмысляя. Постмодернизм как литературноэстетическая система или творческий метод склонен к глубинной саморефлексии. Он вырабатывает собственный метаязык, комплекс специфических понятий и терминов, формирует вокруг себя целый корпус текстов, описывающих его лексику и грамматику. В этом смысле он предстает как нормативная эстетика, в которой собственно художественному произведению предшествуют сформулированные ранее теоретические нормы его поэтики.

Теоретические основы постмодернизма заложены в 1960-е гг. в среде французских ученых, философов-постструктуралистов. Рождение постмодернизма освещено авторитетом Ролана Барта, Жака Дерриды, Юлии Кристевой, Жиля Делеза, Жана Франсуа Лиотара, создавших в средине прошлого века во Франции научную структурно-семиотическую школу, которая предопределила рождение и экспансию целого литературного направления как в европейской, так и в русской литературе. Русский постмодернизм – явление вполне отличное от европейского, однако философская основа постмодернизма была создана именно тогда, и русский постмодернизм был бы невозможен без нее, впрочем, как и европейский.

Среди работ, закладывающих краеугольные камни постмодернистского сознания, необходимо выделить статьи Р. Барта "Смерть автора" (1968) и Ю. Кристевой "Бахтин, слово, диалог и роман" (1967). Именно в этих работах были введены и обоснованы основные понятия постмодернизма: мир как текст, смерть Автора и рождение читателя, скриптор, интертекст и интертекстуальность. В основе постмодернистского сознания лежит мысль о принципиальной завершенности истории, что проявляется в исчерпанности творческих потенциалов человеческой культуры

Так, постмодернистская чувствительность предполагает тотальный кризис веры, ощущение современным человеком мира как хаоса, где отсутствуют все исконные смысловые и ценностные ориентации. Интертекстуальность, предполагающая хаотическое совмещение в тексте кодов, знаков, символов предшествующих текстов, приводит к особой постмодернистской форме пародии – пастишу, выражающему тотальную постмодернистскую ироничность над самой возможностью существования единого, раз и навсегда закрепленного смысла.  

Основой постмодернистского отношения к миру предшествующей культуры является ее деконструкция. Это понятие традиционно связывается с именем Ж. Дерриды. Сам термин, включающий в себя две противоположные по смыслу приставки (де – разрушение и кон – созидание) обозначает двоякость в отношении к исследуемому объекту – тексту, дискурсу, мифологеме, любому концепту коллективного подсознательного.

Однако к тому времени русский постмодернизм имел определенную историко-литературную традицию, восходящую к 1960-м гг. По совершенно очевидным причинам до середины 1980-х гг. это было маргинальное, подпольное, катакомбное явление русской литературы – и в прямом, и в переносном смысле. Например, книга Абрама Терца "Прогулки с Пушкиным" (1966–1968), которую принято считать одним из первых произведений русского постмодернизма, была написана в заключении и переправлена на волю под видом писем к жене. Роман Андрея Битова "Пушкинский дом" (1971) вставал в один ряд с книгой Абрама Терца. Эти произведения сближал общий предмет изображения – русская классическая литература и мифологемы, порожденные более чем столетней традицией ее интерпретации. Именно они становились объектом постмодернистской деконструкции. А. Г. Битов писал, по его собственному признанию, "антиучебник русской литературы"[10].

В 1970 г. создается поэма Венедикта Ерофеева "Москва – Петушки", которая дает мощный импульс развитию русского постмодернизма. Комически перемешивая множество дискурсов русской и советской культуры, погружая их в бытовую и речевую ситуацию советского алкоголика, Ерофеев, казалось, шел но пути классического постмодернизма. Развитие русского постмодернизма 1970–1980-х гг. шло в первую очередь в русле концептуализма. С особенной очевидностью стратегия концептуализма проявилась в творческой практике Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007), создателя множества мифов (в том числе мифа о себе как современном Пушкине), пародирующих советские представления о мире, литературе, быте, любви, отношении человека и власти и т. п.

В творчестве Льва Семеновича Рубинштейна (р. 1947) реализовалась "более жесткая версия концептуализма" (Μ. Н. Эпштейн).

Особое место в среде концептуалистов занимает Тимур Юрьевич Кибиров (р. 1955). Используя технические приемы концептуализма, он приходит к иной, чем у его старших товарищей по цеху, интерпретации советского прошлого.

Центральной фигурой современного русского постмодернизма можно считать Владимира Георгиевича Сорокина (р. 1955). Начало его творчества, пришедшееся на середину 1980-х гг., прочно связывает писателя с концептуализмом. ("Очередь" (1992), "Норма" (1994), "Тридцатая любовь Марины" (1995). В 1994 г. Сорокин пишет повесть "Сердца четырех" и роман "Роман". Совсем уж скандальную известность получает его роман "Голубое сало" (1999). В 2001 г. выходит сборник новых рассказов "Пир", а в 2002 г. – роман "Лед", где автор якобы порывает с концептуализмом. Наиболее репрезентативные книги Сорокина – "Роман" и "Пир".

 

По семинарам:

1. «Религиозная» интерпретация соцреализма в статье «Что такое социалистический реализм» А. Синявского. Докажите, опираясь на статью Синявского о соцреализме и на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература», что «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого – это действительно соцреалистическое произведение.

 

2. «Школа для дураков» Саши Соколова: история создания, особенности повествования, система персонажей, роль вставных новелл. Опираясь на полученные вами знания о позднесоветской литературной ситуации, понимание различия «подцензурного» и «неподцензурного» текста, раскройте те черты произведения Соколова, которые сделали невозможной его публикацию в официальной советской печати.

 

3. «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева («Москва – Петушки» как культовая книга: история публикации и рецепция; особенности комического. Время и пространство и их трансформации в мире «Москвы-Петушков. Культурные и литературные аллюзии в «Москве-Петушках» и их смысл).

 

 

4. Проанализируйте (устно) стихотворение одного из поэтов: Давид Самойлов, Белла Ахмадулина, Арсений Тарковский.

 

5. Проанализируйте стихотворение одного из выбранных вами «неподцензурных» поэтов 1950- 1980 г.г., уделяя внимание тому, в какой контекст это стихотворение может быть вписано и почему.

 

 

6. Почему Иосифа Бродского называют «последним классиком»? Приведите аргументы «за» и «против» такого понимания его литературной репутации. Выберите и проанализируйте (устно) одно стихотворение И.Бродского.

 

7. Как переосмысливается советская концепция героического и понятие «подвига» в романе Ольги Славниковой «Бессмертный»? Черты какого времени отображены в нем? Докажите вашу точку зрения, опираясь на текст произведения.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: