Критика и журналистика периода оттепели. Журналы «Новый мир» и «Юность». В.П. Аксенов и «молодая проза». Статья В.Померанцева «Об искренности в литературе»

 - Возобновление («Иностранная литература») и создание новых («Юность», «Нева»,«Наш современник», «Москва», «Дружба народов», «Литература и жизнь» и сменившая ее «Литературная Россия») и др.литературных изданий.

- Новые специализированные издания («Вопросы литературы», «Советский экран», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь» и др.).

 - Альманахи («Литературная Москва», «Тарусские страницы», «День поэзии»).

- Идеологические и эстетические расхождения литературно-художественных изданий – вот про расхождения я как-то упустила из виду в ответе, но в основном вроде всё сделала

· Вмешательство партийных инстанций в их деятельность.

Радио. Теперь радиосеть охватывала всю страну.

1962 г. – появляется радиостанция «Юность», рассчитанная на молодежь. Была весьма популярна. 1964 г. – радиостанция «Маяк». Появляется новый формат вещания – 5 минут новостей, 25 минут музыки. Радио СССР глушило «вражеские голоса». Маяк вещал на их частоте.

Новый мир – публиковал 54-статья померанцева «об искренности в литре» (см предыдущ вопрос) и 62- один день из жизни ивана денисовича – наивысшая тчк оттепели

Юность – с 1955, глав ред Валентин Катаев. Журнал публиковал много произведений, отличающихся стилем и содержанием от сложившихся литературных стереотипов «социалистического реализма», и часто подвергался критике со стороны консервативных органов.

Катаев делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. В опубликованных на страницах «Юности» повестях Анатолия Гладилина, Василия Аксёнова (там же был опубликован его звездный билет 61 год)

Борис Полевой руководил журналом с 1961 по 1981 годы. Несмотря на критику, либеральная политика журнала продолжалась и при нём. «Похолодание» наступило лишь в 1968 году в связи с изменившейся политической ситуацией.

В «Юности» печатались Анна Ахматова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Василий Аксёнов и другие известные авторы.

Наиболее известные опубликованные произведения:

Н. Носов — «Незнайка в Солнечном городе» (1958)

А. и Б. Стругацкие— «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970)

Б. Васильев — «А зори здесь тихие…» (1969)

Б. Васильев — «Не стреляйте в белых лебедей» (1973)

Б. Васильев — «В списках не значился» (1974)

«Звёздный билет» — роман В Аксёнова в 1961 году. Впервые опубликован в журнале «Юность» (1961, № 6, 7). Выход произведения вызвал бурную полемику в средствах массовой информации и стал поводом для снятия Валентина Катаева с должности главного редактора «Юности».

Основные направления в поэзии оттепели: «тихая», «громкая», «песенная» поэзия. Неподцензурная поэзия, группы «Московское время» и «СМОГ», «Лианозовская школа».

См. билет7

Цензура-главлит=литоваться (Все, что проходило через типографию, должно было «литоваться»: иметь резолюцию «В печать»)

наличие в поэзии 60-х годов двух совершенно противоположных направлений, идущих от разных традиций: одно от трибунной, громкой поэзии Вл.Маяковского - Е.Евтушенко, А.Вознесенский и др. - и другое - от тютчевско-есенинской - Н.Рубцов, А.Прасолов, А.Жигулин, В.Соколов

Московское время — литературный альманах, выходивший в «самиздате», литературная группа, образованная некоторыми авторами альманаха, а также литературный клуб, который вёл основатель «Московского времени» Александр Сопровский.

Основные авторы альманаха и группы — поэты Сергей Гандлевский, Александр Казинцев Бахыт Кенжеев, Александр Сопровский, Алексей Цветков — познакомились в 1970, будучи студентами МГУ.

Молодые поэты, ставшие членами университетской литературной студии «Луч» под руководством Игоря Волгина, задумали выпускать «самиздатовский» литературный альманах

Первый выпуск «Московского времени» - 1973

СМОГ – литературное объединение молодых поэтов, созданное Владимиром Алейниковым и Леонидом Губановым в январе 1965 года. Одно из первых в СССР и самое известное из творческих объединений, отказавшееся подчиняться контролю государственных и партийных инстанций.

Поэты, входившие в СМОГ, стихийно устраивали чтения на площади Маяковского, приняли участие в подготовке «митинга гласности». Выпустили несколько самиздатских сборников

Под давлением властей объединение просуществовало недолго. 14 апреля 1966 года состоялось последнее совместное чтение стихов.

Лианозовская школа — творческое объединение поставангардистов, существовало с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Группа поэтов и художников андеграунда, собиравшихся в квартирке барачного дома в посёлке Севводстрой, располагавшегося вблизи железнодорожной станции Лианозово.

В группу входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, а также художник и поэт Лев Кропивницкий – центральная фигура общества.

В своих стихах лианозовцы использовали язык подчёркнуто непоэтический

культ есенина - как культ искренности

статья об искренности, непосредственности эмоций - померанцев

есенин был мещанином, осуждался в 30е годы

поэзия я в то время становится новым искренним языком, который выражал чувства молодежи

+ путешествия, походы, романтический топос, уход из городов = уход из-под власти системы

Е годы как литературная эпоха. «Диссидентство» и «андерграунд» в литературе.

Застой, закручивание гаек.

Застой принимали за стабильность.

1972 – переговоры по зап. Берлину. Конец 2 мировой.

1975 год – совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 33 страны). Положение о правах человека.

Начало эпохи разрядки.

Новое размежеваие идеологий. Те, кто уехал зарубеж, не согласны с Союзом, с его правовой основой (нет легитимных оснований). Все, кто уехал, «забрали» свое мировоззрение с собой.

 Сахаров          Солженицын

                V             уехал в 1976 зарубеж     

Общий враш – разные пути.

Таким образом, те, кто «здесь», и те, кто «там», за рубежом, имея схожие убеждения, становятся близки друг другу.

 Транзикция через границу культурных идеологий

3я волна эмиграции (Бродский, Солженицын)

3 типа лит.поведения: советский (усл.), диссидентский (больше относится к политике. Пытается донести до читателя, что он не свободен в чтении) и андеграундный (живет в замкнутом мире, будто оторванном от реального)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: