Советская литеаратура

- называется по типу правящей власти — единственный такой случай. В большинстве случаев лит-ру делят по языкам.

- многонациональная по форме и социалистическая по содержанию. «Кант родился в Калининграде» - формула совтской литературы. Русская литература и литература советская — разные вещи. Как и другие нац. Литературы в союзе. Советская литература — искусственное понятие.

Корректным термином для обозначения было бы «русская литература советского времени /периода»

Метод — совокупность способов познания (гносеология — часть философии; о познании) По Ленину главное для развития общества – рациональное познание. Есть 2 метода познания: диалектичсекий и метафизический (почему? В чем цель?)

Три закона диалектики:

- переход кол-ва в кач-во

- отрицание отрицания

- единство и борьба противоречий

Делегаты съезда приняли устав Союза писателей СССР; основным методом советской литературы был признан социалистический реализм.

Соц реализм – набор правил, согласна кот должна быть написана литра. Сталин – писатели это инженеры человеческих душ

Реализм — главный метод литературы. Соцреализм – правдивое исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии.

Канон соцреализма.

-оксюморонность метода соцреализма

-соцреализм и авангард

Соц.реалистический канон для стихотворений:

- традиционные метры

- эквивалентность мысли

- общественная тематика

- идеалогичность (партия, Ленин)

СОЦРЕАЛИЗМ НЕ революционен

Было введено понятие социалистический гуманизм по принципу «любовь – ненависть»: любовь к народу, партии и Сталину и ненависть к врагам родины. То есть ценностью обладает не всякая индивидуальность, но только та, которая -включена в дело социального прогресса и служит революционному преобразованию действительности. Кто не служит тому, тот неизбежно враг, а "если враг не сдаётся, его уничтожают".

 Из такого понимания гуманизма следовал принцип партийности и принцип классового подхода в литературе. В пародийной коммунистической псевдорелигии это было имитацией воцерковлённости искусства.

Принцип правдивости отображения жизни заключается в соцреализме в том, что жизнь должна преимущественно показываться не такой, какова она есть, а такой, какою она должна быть.

В соцреализме преобладает, царит исторический оптимизм. Если писатель достаточно талантлив, он может позволить себе даже изображение трагических обстоятельств, но он обязан выразить веру в конечное торжество идеалов социальной справедливости.

ЗАВЕРШИЛОСЬ ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ

Материалистическое понимание истории» как основа для формирования «истории русской советской литературы». Понятия «класс», «базис и надстройка», «общественно-экономическая формация».

(Лекция 4) Материальное понимание истории.  Материя первична. Ее появление нельзя обьяснить.

Базис и надстройка. Базис — эконом., совокупность материальных элементов. надстройка — духовн., культура/наука/искусство

Класс — группа людей, объединенных общим отношением к орудиям и средствам производства. Это более жесткая структура, чем сословия (их было 6, класса — 2). Классы: господствующие и угнетенные.

Орудия производства. Орудия и средства труда – материальные средства создания продуктов.

Общественно-экноном.формации. -

(их 5: первобытно-общинная

рабовлад.,  (рабы)

феодал.,     (зависимые)

капиталист., (пролетариат)

коммунист., которая и есть идеал)

Классовая борьба провоцирует революцию.

Разделение труда. Феномен отчуждения (Гегель).

Социализм — от каждого по способности, каждому по труду

Коммунизм — от каждого по способности, каждому по потребности

Сдвиги в сфере художественного сознания происходят, как правило, при смене социально-экономических формаций или в периоды революционных потрясений. Основные вехи истории европейского искусства – античность, Средневековье, Возрождение (Ренессанс), Барокко, классицизм, Просвещение, романтизм, реализм. Экономический и социальный строй влияет на литературный процесс через идеологию.

искусство сведено к познавательной функц

методы(советск принцип в познании по ленину-марксу)-диалектический(ленин за тк это класс угнетенных) метафизический-класс господствующих)

3 закона диалектики гегеля

Оттепель» как литературная эпоха: хронологические границы, имена, события, соотношение подцензурной и неподцензурной словесности, соотношение понятий «диссидентство» и «андерграунд».

«60-е годы». «Шестидесятничество» как тип культурного аоведения.

Термин «оттепель» из 2 произвдений: стихотв. Заболоцкого «Оттепель после метели» (сборник «Столбцы», 1929) и повести И.Г. Эринбурга «Оттепель»

Илья Григорьевич Эринбург – «Оттепель» (1954)

1953 – статья Померанцева об искренности в литературе.

- 60е – это не временной аотрезок, а обозначение культурной эпохи.

- начало «60х» - это 1956 год, их пик — 1961.

1953 год — смерть Сталина

1956 – 20 сьезд партии. Начало реформ и преобразований.

1961 – достижение нового строя. 22 сьезд партии, новая программа.

Двойственное время:

- «Человеческое лицо» (социализм с человеческим лицом)

- волюнтаризм. Субьективное толкование истории.

Международный контекст:

- Альбер Камю — экзистенциалист.

Бытовой контекст:

- «стиляги»

Для шестидесятничества характерно смешение интимно-личного и общественного в лит.поведении.

Шестидесятники: Высоцкий, Андрей Тарковский, Вознесенский, Ахмадулина …

Суть их трагедии в том, что казалось, что все будет хорошо.

Критика 60ничества - «оттепель» порождала однобокую картину эпохи.

Существовало 2 типа худ. текстов: подцензурные и неподцензурные. Самиздат — возращение, отмена Гутенберга. Существуют недоступные тексты. Теория зацепки.

Подцензурная:  громкая (Евтушенко, Окуджава), тихая (Тарковский, Самойлов, Слуцкий), песенная (Высоцкий, Галич, Окуджава)

Неподцензурная: группа «Московское время»: Сопровский, Гандлевский, Цветков, Кенжеев.; СМОГ

Диссидентство – «несогласные»

Андеграунд – подполье. Лианозовская школа (Сапгир, Сатуновский, Кропивницкий), СМОГ, «Московское время»

В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.Хрущев в своем докладе разоблачил культ личности Сталина, осудил репрессии и другие перегибы в партийной политике сталинских времен. Это повлекло за собой изменения в политической жизни и в работе СМИ. Печать, радио, телевидение во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под надзором.

Разоблачение культа личности Сталина - “оттепель” шестидесятых.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: