Виды обеспечения полётов

 Обеспечение безопасности полетов при тыловом обеспечении

Обеспечение полетов включает: обеспечение полетов аэронавигационной информацией; штурманское обеспечение; инженерно-авиационное обеспечение; аэродромно-техническое обеспечение; связь и радиотехническое обеспечение; радиолокационное обеспечение; морально-психологическое обеспечение; метеорологическое обеспечение; орнитологическое обеспечение; медицинское обеспечение; поисково-спасательное обеспечение; объективный контроль полетов.

Влияние тыла на безопасность полетов проявляется обычно в двух группах факторов и причин – связанных и не связанных с действиями личного состава.

К первой группе факторов и причин относятся недостатки и нарушения в организации обеспечения полетов, подготовке к ним подразделений тыла, разработке документов по аэродромно-техническому обеспечению.

К группе факторов и причин, не связанных с нарушениями в действиях личного состава тыла, относятся недостатки аэродромно-технического обеспечения полетов, конструктивные и ремонтные недостатки автомобильной и специальной техники, воздействие внешних факторов. Кроме того, существуют факторы, которые связаны с недостатками отдельных видов обеспечения полетов или технической эксплуатации средств обеспечения полетов.

Как показывает опыт, из-за недостатков тылового обеспечения обычно происходят события, относящиеся к авиационным инцидентам или наземным происшествиям. Катастрофы и аварии по вине тыла случаются редко.

Причинами серьезных авиационных инцидентов чаще всего служат недостатки в содержании и эксплуатации аэродромов или заправка (зарядка) воздушных судов некондиционными материальными средствами (средствами поражения, горючим и смазочными материалами, специальными жидкостями и газами).

Причинами наземных происшествий и серьезных авиационных инцидентов с повреждением воздушных судов могут быть: подача на обеспечение полетов неподготовленных средств аэродромно-технического обеспечения; нарушение водителями правил движения по аэродрому во время производства полетов; неудовлетворительное выполнение личным составом своих обязанностей при оцеплении; отказ аварийной тормозной установки аэродрома; нарушения личным составом требований нормативных документов.

Нарушения в аэродромно-техническом обеспечении полетов могут стать причинами столкновения воздушных судов с наземными препятствиями, отказа их двигателей или систем управления, прекращения взлета, ухода на второй круг с высоты менее допустимой.

Недостатки в содержании и эксплуатации аэродромов, проявляющиеся в наличии на поверхности искусственных покрытий посторонних предметов, снега, гололеда, острых концов оголенной арматуры, сколов плит с острыми краями, колей, волн и сдвигов асфальтовых покрытий, открытых колодцев дренажно-водосточной системы, плохой маркировки, являются следствием нарушения правил содержания и подготовки аэродромов к полетам. Они могут быть причинами разрушения пневматиков колес, преждевременного снятия с эксплуатации авиационных двигателей, поломки шасси, ошибок экипажей в заходе на посадку и др.

Заправка (зарядка) воздушных судов некондиционными материальными средствами может произойти вследствие нарушений правил приема, хранения и контроля качества, правил смешивания авиационного горючего с жидкостью «И», отсутствия или нарушения маркировки на баллонах, резервуарах, упаковках, средствах заправки и зарядки. Эти нарушения могут вызвать самовыключение двигателей в воздухе, отказ систем уборки и выпуска шасси, взрыв пневматических амортизаторов стоек колес и другие серьезные последствия.

Подача на полеты неподготовленных средств аэродромно-технического обеспечения может быть следствием нарушения должностными лицами тыла правил контроля их готовности к полетам, отсутствия в частях отлаженной системы докладов о состоянии техники после ее возвращения в автомобильные парки, недисциплинированности водителей, несвоевременного и некачественного проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей и специального оборудования.

Нарушение водителями (пешеходами) правил движения по аэродрому (движение транспортных средств и пешеходов по ВПП перед заходящими на посадку или взлетающими воздушными судами; ослепление летчиков светом фар автомобильного и специального транспорта на рулежных дорожках и вблизи ВПП в ночное время) является следствием нарушения правил допуска водителей к эксплуатации автомобильной техники на аэродроме; неудовлетворительной организации службы военной автомобильной инспекции; отсутствия дорожных знаков, указателей или светотехнических средств регулирования движением автомобильного транспорта и пешеходов на аэродроме. Данные нарушения могут привести к вынужденному уходу самолетов, вертолетов на второй круг или столкновению их с автомобилями и другим последствиям.

Неудовлетворительное выполнение обязанностей личным составом оцепления может быть следствием недостаточной подготовки специалистов аэродромно-эксплуатационных подразделений к несению службы в оцеплении, отсутствия контроля со стороны должностных лиц тыла за несением службы оцеплением, недисциплинированности личного состава. Такого рода нарушения могут привести к несанкционированному появлению на ВПП людей, животных, техники, к столкновению воздушных судов с автомобилями, прекращению их взлета, уходу на второй круг.

Недостатки в работе аварийной тормозной установки аэродрома могут возникнуть из-за несвоевременного и некачественного проведения на ней регламентных работ, отсутствия или формального проведения ежедневных проверок работоспособности аварийной тормозной установки. Отказы аварийной тормозной установки могут привести к выкатыванию самолетов за пределы ВПП, поломке передней стойки шасси, разрушению носовой части фюзеляжа и другим нежелательным событиям.

Знание характера влияния тыла на безопасность полетов позволяет заблаговременно определить и провести необходимые профилактические мероприятия по предотвращению нежелательных событий.

В целом профилактическая работа в подразделениях тыла организуется по тем же правилам, что и в авиационных частях.

Важнейшее условие обеспечения безопасности полетов с позиций тылового обеспечения – это своевременное выявление опасных факторов в аэродромно-техническом обеспечении, что входит в обязанность всех должностных лиц, участвующих в обеспечении полетов, а также контролирующих их проведение. Источниками сведений для этого служат материалы объективного контроля; личные наблюдения и доклады лиц, организующих, выполняющих и обеспечивающих полеты; замечания командиров, начальников и инспектирующих; записи в журналах руководителя полетов и старшего инженера полетов; бортовая и техническая документация; свидетельства очевидцев.

Анализ авиационных событий, нарушений и недостатков является одной из важнейших функций деятельности командиров и офицеров штабов тыла, проводится после каждой летной смены, а также за неделю, месяц, полугодие и год. Ежемесячный анализ авиационных событий – основа для выводов о состоянии работы по безопасности полетов и выработки профилактических мероприятий по их предупреждению.

Учет авиационных событий, нарушений и недостатков, обусловленных деятельностью тыла, ведется в подразделениях тыла в соответствующих журналах по установленной форме. Ответственные за полноту и правильность учета – командиры подразделений (частей) аэродромно-технического обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: